Как уже ранее говорилось, деятельность секретных комитетов во время правления Николая Павловича была направленна на решение различных вопросов, в том числе крестьянского. Также известно, что другим более ярким событием крестьянской политики Николая Павловича стала реформа государственной деревни, проводимая его ближайшим соратником графом Павлом Дмитриевичем Киселёвым (1837-1841). Необходимо самым подробным образом рассмотреть эту реформу, а также последовавший за ней указ “Об обязанных крестьянах” (1842). Что же предусматривала эта реформа? Как указывала в своей статье кандидат исторических наук Е.Ю. Иванова, данная реформа сочетала в себе 1) создание вертикали бюрократического аппарата по реализации политики в сфере государственных имуществ и управления казенными крестьянами. 2) Организацию местного самоуправления, и проведение попечительных мероприятий в государственном аграрном секторе экономики. Реализация данной реформы началась в мае 1837 года, когда П.Д. Киселёв представил императору проект своих действии. В проекте говорилось что именно планируется: 1) Создать министерство государственных имуществ, губернских палат государственных имуществ окружного управления, волостного управления, сельского управления. 2) Создание сельского полицейского устава, судебного устава, хозяйственного устава. 3) Учредить штаты. Также П.Д. Киселёв думал создать совершено новую управленческую систему в деревне, с центральным органом управления, и большим количеством чиновников. Все эти новые органы власти (и руководящие ими чиновники) должны были диктовать нормы ведения хозяйственной, и бытовой жизни в государственной деревне, а также контролировать процесс судопроизводства (по крестьянским делам). Однако же сама реформа началась еще до предоставления проекта Киселёва императору, а именно в январе 1837 года, когда при департаменте государственных имуществ был образован совет (под руководством Киселёва), который должен был организовать работу этого департамента. 1 Января 1838 года этот департамент прекратил существование, и вся его деятельность теперь стала подконтрольна министерству государственных имуществ во главе всё с тем же Киселёвым. Мы уже говорили о задачах, которые были отражены в проекте Киселёва, первая задача (создание министерства государственных имуществ, губернских палат государственных имуществ окружного управления, волостного управления, сельского управления), призвана была устранить виды помещиков на государственные земли и приравнять крестьянские наделы к остальным видам казенной собственности. Этим разрешались споры о претензиях помещиков и казенных крестьян на земельные угодья государственного фонда, создавались условия для утверждения принципа неприкосновенной собственности казны на земли крестьянских общин. Необходимо было оградить крестьянские хозяйства от распада, вводить в их жизнь улучшения, поднимать их доходность, следить за уравнительным распределением земли между крестьянами, рационально использовать казенные оброчные статьи, охранять природные богатства от расхищения или уничтожения. Второй задачей было (Создание сельского, полицейского устава, судебного устава, хозяйственного устава), эта задача нужна была для сохранения системы государственной опеки над казёнными крестьянами. Реформа должна была преобразовать, но сохранить и укрепить систему феодальной зависимости казенных крестьян от государства-вотчинника. Политика попечительства распространялась на все категории казенного крестьянства, объединенные под названием «свободных сельских обывателей». Однако личная свобода государственных крестьян, признанная властью и подтвержденная ею, должна была быть подчинена системе опеки, попечительства и контроля со стороны самого государства. Необходимо было оказывать юридическую помощь крестьянам, обеспечивая правосудие при решении их дел, контролировать полицейские действия, ограждать крестьян от притеснений и несправедливости со стороны недобросовестных представителей власти, опекать хозяйственную деятельность поселян, наблюдать за охраной их здоровья, состоянием народного образования, соблюдением общинных традиций и нравственных устоев в государственных селениях. По рекомендации сверху шло и распространение в крестьянских хозяйствах передовых агрономических методов в земледелии, и разведение новых сельскохозяйственных культур, и улучшение пород домашнего скота, и организация выставок продукции, произведенной крестьянами. Следующим актом реформы Киселёва стал закон от 16 декабря 1837 года, где говорилось и закреплялось постатейно порядок управления в хозяйственной сфере на территории государственной деревни, также задумывалось улучшить и экономическое положение крестьян, однако многое что было указанно в этом законе, носило форму рекомендации, а права крестьян (их положение) было не вполне точно определенно. Киселёв хотел создать также и губернскую палату, и её создание было начато в 1838 году, для этого был подписан специальный закон. Как отмечает Е.Ю. Иванова: “В «Общих положениях» закона 1838 года определялись задачи губернской палаты государственных имуществ. Во-первых, управление казенными крестьянами: поддержание среди них полицейского порядка, попечение о правах крестьян и их нуждах наблюдение за отбыванием крестьянами повинностей. Во-вторых, заведование хозяйственной жизнью государственной деревни: размежевание с другими владельцами и описание крестьянских наделов, распределение земельных угодий между самими крестьянами, содействие развитию земледелия и промыслов, осуществление мероприятий по предотвращению голода и т. д. В-третьих, управление государственными имуществами: казенными ненаселенными землями, оброчными статьями и лесными угодьями. Палата организовывала местное управление в округах, волостях и сельских обществах и руководила их работой”. Если же в целом оценивать проведение реформы Киселёва, то надо отметить плюсы этой реформы: 1) Наделы крестьян увеличились. 2) Были усилены права крестьян в сфере самоуправления. 3) Крестьяне без земли, за счёт государства получили эту землю, всего после 1843 года, безземельным крестьянам было выделено 500 тысяч десятин земли, а малоземельным крестьянам было отдано 2 миллиона десятин государственной земли. Из негативного последствия реформы Киселёва можно выделить: 1) Усиление налогового гнёта. 2) Увеличение аппарата чиновников, которые занимались слежкой за выплатами этих самых налогов. 3) В 1841-1843 годах, произошло много крестьянских волнении, связанных с усилением налоговой политика государства.
Следующим актом крестьянской политики Николая Павловича, стал указ “Об обязанных крестьянах” (1842). История появления этого указа вытекает из деятельности секретного комитета (1839-1842), этот комитет был создан для пересмотра положении указа 1803 года. Как известно указ 1803 года давал право “свободным хлебопашцем” получать землю для своей деятельности от государства, в обязательном порядке. Но то обстоятельство, которое делало выделение крестьянам земли в обязательном порядке, обязанностью помещика, как раз и было основным препятствием. Помещики хоть и желали освободить крестьян, но землёй делится не хотели. Граф Киселёв хотел, превратить крестьян в лично свободных, и в этом его поддерживал император, но в комитете 1842 года, идея Киселёва поддержки не нашла. Тогда и появился указ от 2 апреля 1842 года “Об обязанных крестьянах” Указ этот, однако носил рекомендательный характер, и основной его смысл состоял в том, что крестьяне должны были пользоваться земельными наделами, и отрабатывать за них повинности. И если крестьянин будет выполнять эти повинности, то теоретически это может привести к договору его и помещика, по которому помещик может отдать ему землю, по добровольному соглашению. После начала действия указа, следящим шагом (по идее Киселёва) должен был стать процесс самостоятельного выкупа земельных наделов, самими крестьянами. Как отмечает И. В. Ружицкая: “Закон 2 апреля 1842 года сыграл важную роль в формулировании теоретических основ освобождения: «по умолчанию» он предполагал предоставление личной свободы крестьянам без выкупа и определял механизм их перехода из крепостного состояния, существенно отличавшийся от процедуры освобождения по закону 1803 года об свободных хлебопашцах.” А. Н. Медушевский исследуя указ ( 1842 года) подчеркивает, что «закон об обязанных крестьянах в самом общем виде обозначил основные составляющие проблемы крестьянской реформы 1861 года.» С мнением А. Н. Медушевского , о том что этот указ был основным законодательным актом в преддверии крестьянской реформы, 1861 года и вскрыл её проблемы согласна И. В. Ружицкая, она же в своей статье “ Крестьянская реформа от Александра I до Александра II: Пути воплощения” приводит фразу Александра II , которую он произнёс на заседании государственного совета 28 января 1861 года , в своей речи он говорил , что “ успешная реализация ( указа 1842 года) «тогда же» «во многом облегчила бы настоящее преобразование. Теперь становится ясно, что закон от 1842 года, имел свои положительные черты, но не был полностью реализован, и вскрыл проблемы, которые помешали следующему императору (Александру Николаевичу) полностью воплотить задуманное в крестьянской реформе 1861 года. При общей оценке указа 1842 года , мы полностью поддерживаем, и разделяем оценку И.В. Ружицкой , которая писала, что: “Какой бы ни была оценка указа об обязанных крестьянах, принципиально важным представляется тот факт, что был найден оптимальный путь проведения аграрной реформы, при котором и овцы оставались целы, и волки сыты: помещики сохраняли собственность на землю, а крестьяне получали ее в пользование или, по терминологии 1830-1840-х годов, в оброчное содержание, с перспективой в отдаленном будущем непременного превращения надела в собственность”.