Найти тему

Краткая биография Достоевского. "Родился сын Фёдор. Молитвовал священник Василий Ильин".

Оглавление

Один из ярчайших представителей мировой литературы, Федор Михайлович Достоевский, родился в 1821 году в городе Москва, в Российской Империи. Собрание сочинений Достоевского включает 12 романов, четыре новеллы, 16 рассказов, а также множество других произведений, которые были многократно экранизированы и послужили подспорьем для театральных и оперных постановок.

Наиболее значительными произведениями писателя считаются романы «великого пятикнижия»: «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы».

Ф.М. считают основоположником психологического реализма, а также первым представителем персонализма в России. Его творчество повлияло на многих представителей мировой литературы, а также на развитие некоторых психологических учений. История знает много случаев, когда великие умы обменивались философскими идеями и творческими реализациями. Так, Достоевский оказал влияние на таких философов, как Фридрих Ницше и Жан-Поль Сартр. А новелла «Записки из подполья» считается одним из первых произведений экзистенциалистской литературы.

Персонализм — экзистенциально-теистическое направление в философии, признающее личность первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью, а весь мир — проявлением творческой активности верховной личности — Бога. (Источник)

Детство Достоевского

Детство Федора Достоевского прошло в Москве — на улице Новая Божедомка в правом флигеле Мариинской больницы для бедных Московского воспитательного дома.

В «Книге для записи рождений…» церкви Петра и Павла при больнице осталась запись: "Родился младенец, в доме больницы бедных, у штаб-лекаря Михаила Андреича Достоевского, — сын Фёдор. Молитвовал священник Василий Ильин". Биографы считают, что имя Фёдор было выбрано в честь деда по матери — купца Фёдора Тимофеевича Нечаева. 4 ноября Достоевский был крещён.

Мариинская больница для бедных
Мариинская больница для бедных

Семейный распорядок дня подчинялся службе отца. Брат Фёдора Михайловича, Андрей Михайлович рассказывает о жизни в семье следующее:

«День проходил в нашем семействе по раз заведённому порядку, один как другой. Вставали утром рано, часов в шесть. В восьмом часу отец выходил уже в больницу, или в «палату», как у нас говорилось. В девять часов утра отец, возвратившись из больницы, ехал сейчас же в объезд своих городских пациентов, или, как у нас говорилось, «на практику». В его отсутствие мы, дети, занимались уроками. Возвращался отец постоянно почти в двенадцать часов, и сейчас же обедали. В 4 часа дня пили вечерний чай, после которого отец вторично шёл в палату к больным. Вечера проводились в гостиной, и ежели отец не был занят «скорбными листами», то читали вслух. В праздничные дни, в особенности в святки, в той же гостиной иногда игрывали при участии родителей в карты – в короли, причём брат Фёдор, по юркости своего характера, всегда уловчался сделать какой-нибудь обман, в чём и бывал не раз уличён. В девятом часу вечера аккуратно накрывался ужинный стол и, поужинав, мы, мальчики, становились перед образом; прочитав молитвы и простившись с родителями, отходили ко сну» (Источник)

Няня Алёна Фроловна часто читала детям сказки. Позже на семейных вечерах читали вслух Карамзина, Державина, Жуковского, Пушкина, Полевого, Радклиф. А также «Историю Государства Российского». Ф.М. отметит позже: «мне было всего лишь десять лет, когда я уже знал почти все главные эпизоды русской истории». Чтению обучала детей Мария Фёдоровна довольно рано, уже в четырёхлетнем возрасте.

Одной из первых книг, поразивших Достоевского еще в детстве стал текст "Сто четыре Священные Истории Ветхого и Нового Завета". Он возвращается к нему на протяжении всей жизни.

Считается, что род Достоевских начался с боярина Данилы Ивановича Иртищева, которому было пожаловано имение «Достоев» в Поречской волости Пинского уезда.
"Исследователи происхождения фамилии практически уверены, что все Достоевские являются потомками Данилы Иртищева. Согласно местным легендам, название «Достоево» произошло от пол. dostojnik — сановник, приближённый государя. «Достойниками» с некоторой насмешкой называли жителей селения, из которых набирали княжескую обслугу. Подразумевалось, что эти люди были «достойны» данной службы" (Источник)

В 1827 году Михаил Андреевич получает чин коллежского асессора, а также право на потомственное дворянство. Достоевские становятся дворянским родом Московской губернии. Это позволяет им приобрести собственное имение, где можно проводить летнее время. Дом Достоевских расположился в большой тенистой липовой роще.

Усадьба «Даровое»
Усадьба «Даровое»

Брат Андрей вспоминает о Федоре: «...верхом удовольствия его было исполнить какое-либо поручение или сделать одолжение и быть чем-нибудь полезным. Я помню, что одна крестьянка, вышедшая на поле жать, вместе с маленьким ребёнком в люльке, пролила нечаянно жбанчик воды, и бедного ребёнка нечем было напоить. Брат сейчас же взял жбанчик, сбегал в деревню (версты 1 1/2) за водою, и принёс, к радости матери, полный жбан воды» (Источник)

Вскоре начинаются годы обучения. Отец хотел отдать старших сыновей в «Московский университетский благородный пансион», однако передумал. Причиной стал тот факт, что в заведении практиковали телесные наказания. Михаил Андреевич был требователен, однако в семье «принято было обходиться с детьми очень гуманно <…> не наказывали телесно, — никогда и никого». Потому братья стали учиться дома, с приходящими учителями.

Первый литературный успех

Позже молодой Федор отправился в пансион Чермака, а потом – в Петербургское инженерное училище. Несмотря на образование, полагающее несколько иной род занятий, страсть Достоевского к написанию текстов не угасала. "Всего чаще можно было видеть Ф. М., подготовлявшего товарищу сочинение на заданную тему." (из воспоминаний Савельева). Именно в этот период молодой писатель работал над своим первым романом «Бедные люди», который впоследствии завоевал признание читающей публики.

Работа над "Бедными людьми" не прекращалась и ночью. Уединившись под накинутым сверху стола одеялом, Достоевский, погруженный с головою в работу, творил. Так, дежурный офицер инженерного училища Алексей Савельев в своих воспоминаниях о Достоевском напишет: "Бывало, в глубокую ночь можно было заметить Ф. М. у столика сидящим за работою. Набросив на себя одеяло сверх белья, он, казалось, не замечал, что от окна, где он сидел, сильно дуло. (...) Нередко на замечания мои, что здоровее вставать ранее и заниматься в платье, Ф. М. любезно соглашался со мною, говорил, что ночная тишина, полумрак спальни, освещаемой сальной свечой, вставленной в жестяной шандал, располагает к спокойной работе, но складывал свои тетради и, по-видимому, ложился спать. Однако, проходило немного времени, как его можно было видеть опять в том же наряде, у того же столика сидящим за работою. Привычка заниматься ночью осталась у Ф. М. до последних дней его жизни". (Источник)

Из воспоминаний Савельева:
"Интереснее для меня на дежурстве были беседы со мною кондукторов Григоровича и Достоевского. Оба были весьма образованные юноши, с большим запасом литературных сведений из отечественной и иностранной литературы; и каждый из этих юношей, по свойствам своего характера, возбуждал во мне живой интерес. Трудно было отдать преимущество в их рассказах кому-либо более, чем другому. Что-то глубоко обдуманное, спокойное, видно было в рассказах Достоевского и, напротив, живое, радостное являлось в рассказах Григоровича. Оба они занимались литературою более, нежели наукою; Достоевского занимали лекции истории и словесности Турунова и Плаксина, чем интегральный исчисления, уроки Тер-Степанова, Чернявского. Сам Достоевский был редактором литографированной при училище газеты: «Ревельский Сняток". (Источник)

«Бедные люди» вышли в печать, когда Достоевскому было двадцать четыре. Молодой талантливый писатель обрел свой первый литературный успех и был принят творческими кругами (в частности, в кружок Белинского) и читателями того времени.

Однако следующая публикация не приобрела такого же размаха. Произведение «Двойник» было встречено непониманием и недовольством. Белинский изменил своё отношение к писателю, а большинство критиков дали ему негативную оценку. Тогда же Достоевский рассорился с редакцией «Современника» в лице Н. А. Некрасова и стал публиковаться в «Отечественных записках» А. А. Краевского.

Связь с Петрашевским

Вскоре, в 1847 году, жизнь Достоевского переплелась с петрашевцами. Он начал посещать устраиваемые Петрашевским «пятницы». Члены кружков на таких собраниях обсуждали философию, предполагали создать свободное книгопечатание в виде подпольной типографии, а также планировали заняться пропагандой идей социализма. Однако "вольнодумцы" были неоднородны в своих взглядах: одни занимались пропагандой новых идей, другие имели более радикальные революционные настроения.

Так, вскоре после публикации «Белых ночей» произошли известные события, поразившие современников: инсценировка приготовлений к публичной казни. Ранним утром 23 апреля 1849 года Достоевский и многие другие петрашевцы были арестованы. Часть осужденных должна была понести наказание непосредственно за распространение "Письма Белинского Гоголю" и за недоносительство о собраниях. Военно-судная комиссия также приговорила Ф. М. Достоевского к «смертной казни расстрелянием».

Инсценировка казни

Достоевский вспоминал этот момент как "десять ужасных, безмерно страшных минут ожидания смерти". Заключенным прочли конфирмацию смертного приговора, следом священник в черной ризе подошел с крестом в руке. Надели посмертные рубахи. Нескольким заключенным завязали глаза и привязали к столбу... Приготовились стрелять.

Когда офицер скомандовал и расстрельная команда уже подняла оружие, а заключенные прощались с этим миром, казнь остановили. Отбой. Привязанным к столбам развязали глаза и зачитали указ императора Николая I о помиловании. Расстрел заменили разными сроками каторги. Федор Михайлович отправился в Сибирь.

Петрашевцу Ф. Н. Львову запомнились слова Достоевского, сказанные перед показательной казнью на Семёновском плацу Спешневу: «Nous serons avec le Christ» (Мы будем с Христом), на что тот ответил: «Un peu de poussière» (Горстью праха). (Источник)

Каторга

Брату Федора Михайловича, Михаилу, удалось попрощаться с осужденным перед отправкой на каторгу:

"Смотря на прощанье братьев Достоевских, всякий заметил бы, что из них страдает более тот, который остаётся на свободе в Петербурге, а не тот, кому сейчас предстоит ехать в Сибирь на каторгу. В глазах старшего брата стояли слёзы, губы его дрожали, а Фёдор Михайлович был спокоен и утешал его.
– Перестань же, брат, – говорил он, – ты знаешь меня, не в гроб же я уйду, не в могилу провожаешь, – и в каторге не звери, а люди, может, ещё и лучше меня, может, достойнее меня... Да мы ещё увидимся, я надеюсь на это, – я даже не сомневаюсь, что увидимся... (...) А выйду из каторги – писать начну. В эти месяцы я много пережил, в себе-то самом много пережил, а там, впереди-то, что увижу и переживу, – будет о чём писать... Можно было подумать, что этот человек смотрел на свою будущую каторгу точно на какую-нибудь поездку за границу" (Источник)

Во время пребывания в Тобольске с 9 по 20 января 1850 года жёны нескольких сосланных декабристов устроили встречу писателя с другими петрашевцами и передали Евангелие с вклеенными в переплёт 10 рублями. Свой экземпляр Евангелия Достоевский хранил всю жизнь.

Следующие четыре года жизни Достоевский провёл на каторге в Омске: он получил второй, наиболее тяжёлый разряд каторжан. Заключенные занимались обжиганием и толчением алебастра, верчением точильного колеса и разгребанием снега. Этот опыт найдет отражение в "Записках из Мёртвого дома.

Другие каторжники недолюбливали Достоевского: главной причиной такого враждебного настроя являлось дворянское происхождение. Так, писатель какое-то время терпел презрительные насмешки, пока отношение товарищей к нему не смягчилось.

О последнем годе заключения Достоевский позже напишет:

"Этот последний год почти так же памятен мне, как и первый, особенно самое последнее время в остроге. (...) Помню, что в этот год, несмотря на всё моё нетерпение поскорей кончить срок, мне было легче жить, чем во все предыдущие годы ссылки. Во-первых, между арестантами у меня было уже много друзей и приятелей, окончательно решивших, что я хороший человек. (...) Были, однако, и личности суровые и неприветливые до конца, которым, кажется, тяжело было сказать со мной слово – Бог знает отчего. Казалось, между нами стояла какая-то перегородка.
В последнее время я вообще имел больше льгот, чем во всё время каторги. В том городе между служащими военными у меня оказались знакомые и даже давнишние школьные товарищи. Я возобновил с ними сношения. Через них я мог иметь больше денег, мог писать на родину и даже мог иметь книги. Уже несколько лет я не читал ни одной книги, и трудно отдать отчёт о том странном и вместе волнующем впечатлении, которое произвела во мне первая прочитанная мною в остроге книга. Помню, я начал читать её с вечера, когда заперли казарму, и прочитал всю ночь до зари. Это был номер одного журнала. Точно весть с того света прилетела ко мне; прежняя жизнь вся ярко и светло восстала передо мной, и я старался угадать по прочитанному: много ль я отстал от этой жизни? много ль прожили они там без меня, что их теперь волнует, какие вопросы их теперь занимают? (...)
Поступил я в острог зимой и потому зимой же должен был выйти на волю, в то самое число месяца, в которое прибыл. С каким нетерпением я ждал зимы, с каким наслаждением смотрел в конце лета, как вянет лист на дереве и блекнет трава в степи. (...) Сердце моё начинало подчас глухо и крепко биться от великого предчувствия свободы".

Хоть и наладились отношения Достоевского с другими заключенными, однако же он все-равно был каким-то чужим, другим. Уходя с каторги в феврале 1854 года, он снова ощутил это ясно:

"Много мозолистых, сильных рук протянулось ко мне приветливо. Иные жали их совсем по-товарищески, но таких было немного. Другие уже очень хорошо понимали, что я сейчас стану совсем другой человек, чем они. Знали, что у меня в городе есть знакомство, что я тотчас же отправлюсь отсюда к господам и рядом сяду с этими господами, как ровный. Они это понимали и прощались со мной хоть и приветливо, хоть и ласково, но далеко не как с товарищем, а будто с барином. Иные отвёртывались от меня и сурово не отвечали на моё прощание. Некоторые посмотрели даже с какою-то ненавистью".

Не удивительно, что 4 года в ссылке сильно запечатлелись в памяти и в характере Достоевского. И "крест" этот он принял с достоинством: "...я принял вновь в мою душу Христа, которого узнал в родительском доме ещё ребёнком и Которого утратил было, когда преобразился, в свою очередь, в «европейского либерала". (Источник)

Писатели, осужденные на каторжные работы
Писатели, осужденные на каторжные работы

Помилование и свобода

После смерти императора Николая I 18 февраля 1855 года Достоевский написал верноподданническое стихотворение, посвящённое его вдове, императрице Александре Фёдоровне. Благодаря ходатайству командующего отдельным Сибирским корпусом генерала Г. X. Гасфорта Достоевский был произведён в унтер-офицеры согласно пункту приказа о даровании льгот и милостей ряду осуждённых преступников.

После этого, в своем письме давнему знакомому, герою Севастопольской обороны генерал-адъютанту Эдуарду Ивановичу Тотлебену, Достоевский попросит о помощи: походатайствовать о нём перед императором.

Так, на личной аудиенции Э. И. Тотлебен добивается помилования и в августе 1856 года объявляют прощение бывшим петрашевцам. При условии Александра II о тайном надзоре до полного убеждения в его благонадёжности. Немного позже, в 1856 года Достоевский был произведён в прапорщики.

Влияние заключения и семейная жизнь

Время, проведенное в заключении не прошло бесследно. Будущий «искатель правды в человеке» окончательно укрепился в религии, что найдет отражение во всей его последующей жизни и творчестве.

В феврале 1857 году Достоевский обвенчался с Марией Исаевой в русской православной церкви в Кузнецке. Детей у пары не было, а жена погибла от чахотки.

В 1862 году Достоевский принимает деятельное участие в успешном журнале «Время», издававшемся в то время братом Михаилом. Позже журнал был закрыт, а на его место пришел другой – «Эпоха». Достоевский стал числиться там редактором, а долги и обязательства по изданию принял на себя.

Взяв на себя ответственность за долговые обязательства «Эпохи» и испытывая финансовые затруднения, Достоевский вынужден был согласиться на кабальные условия договора по публикации собрания сочинений с издателем Ф. Т. Стелловским и начал работать над романом «Преступление и наказание». С 1865 по 1870 год Стелловский издавал полное по тем временам собрание сочинений Достоевского в 4-х томах. Создание «Преступления и наказания» началось в августе 1865 года за границей. Сохранился черновик письма писателя 10—15 сентября 1865 года М. Н. Каткову с изложением сюжета почти законченной повести и предложением её публикации в журнале «Русский вестник», аванс за которую Катков отослал Достоевскому в Висбаден. В этом письме Каткову Достоевский описал содержание и главную идею повести. «Психологический отчет одного преступления» молодого человека, исключённого из университета студента, живущего в крайней бедности, который «по легкомыслию и по шатости в понятиях поддался некоторым странным „недоконченным“ идеям». «Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты», чтобы сделать счастливой свою мать и сестру. После он мог бы окончить университет, уехать за границу и «всю жизнь быть честным, твердым, неуклонным в исполнении „гуманного долга к человечеству“». (Источник)

Поле того, как брат Михаил скончался, оставив после себя большую семью, Достоевский оказался в трудном положении: нужно было выплатить все долги и заработать на кусок хлеба. Ф.М погружается в работу и знакомится тогда со своей второй женой – стенографисткой Анной Григорьевной Сниткиной. Через год после свадьбы они едут за границу. Затем они вернутся в Россию...

За рубежом был написан роман «Идиот», идею которого Достоевский изложил в письме из Женевы к А. Н. Майкову : «Давно уже мучила меня одна мысль, но я боялся из неё сделать роман, потому что мысль слишком трудная и я к ней не приготовлен, хотя мысль вполне соблазнительная и я люблю её. Идея эта — изобразить вполне прекрасного человека. Труднее этого, по-моему, быть ничего не может, в наше время особенно».

Позже в свет выйдут "Бесы" и несколько других великих произведений. Прижизненная слава писателя укоренилась после выхода романа «Братья Карамазовы»

Последние годы жизни

Достоевский с 9 лет страдал эпилепсией

В начале января 1881 года, во время встречи с Д. В. Григоровичем, Достоевский поделился предчувствием, что не переживёт нынешней зимы. 28 января 1881 года, когда Фёдору Михайловичу было 60 лет, он скончался. Причиной стало заболевание дыхательных путей.

Похороны Достоевского. В. Порфирьев. 1881 
Похороны Достоевского. В. Порфирьев. 1881 
После известия о смерти Достоевского квартира стала заполняться толпами народа, пришедшего проститься с великим писателем. Среди прощавшихся было много молодёжи. Художник И. Н. Крамской написал карандашом и тушью посмертный портрет писателя, сумев передать ощущение, запечатлевшееся в памяти А. Г. Достоевской: «Лицо усопшего было спокойно, и казалось, что он не умер, а спит и улыбается во сне какой-то узнанной им теперь „великой правде“». Эти слова вдовы писателя напоминают строки из речи Достоевского о Пушкине: «Пушкин умер в полном развитии своих сил и бесспорно унёс с собою в гроб некоторую великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем». (Источник)

Процессия до места захоронения растянулась на версту: гроб несли на руках. 1 февраля 1881 года Достоевский был похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге. На надгробии высечены слова из Евангелия (эпиграф к «Братьям Карамазовым»): «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода».