На днях стартовал выпуск очередного антисанкционного обновления «Лады Веста», автомобилю вернули почти все те опции, которые должны были появиться в обновленной модели 2022 года, которая, как известно, планировали выпускать при альянсе Renault-Nissan.
- Не хватает только автоматического климат-контроля, но вроде как он должен появиться в 2025 году.
На самом деле, появление новых опций именно на «Весте» многие ждали и не спешили менять или вообще покупать свой первый автомобиль.
За это время цена на «Весту» просто улетела в космос, фактически сравнявшись с китайскими марками на российском рынке.
И это обстоятельство побудило много критики в сторону «АвтоВАЗа», обобщая, которые сводятся к следующему: «Почему так дорого?», «Цена «Весты» должна быть 700 тысяч, ну край миллион», «ведра по цене иномарки», «на что «АвтоВАЗ» рассчитывает?», «кто эти люди, которые купили «Весту» за 2 ляма, лучше взять подержанного японца» и т. д., то есть покупать «Ладу» не имеет смысла.
Думаю, вам всем знакомы эти тезисы, которые отчасти справедливы, но только отчасти.
Автомобильный рынок России, несмотря на весь тот пессимизм, который ему пророчили после ухода японцев, корейцев и европейцев, начал восстанавливаться.
Статистика продаж новых автомобилей выйдет в 2024 году на досанкционный уровень. Так, в июле 2024 года был продан 136 221 новый автомобиль, а это, на минуточку, на 42,4% больше, чем в июле 2023-го.
Всего же за 7 месяцев 2024 года продали 855 561 новый автомобиль, что на 72% больше прошлогодних показателей.
А это те самые темпы, при которых к концу 2024 года Россия выйдет на продажу около 1,5 млн новых автомобилей в год.
В 2023 году продажи новых автомобилей составили почти миллион штук, прогнозировалось, что в 2024 будет порядка 1,12 млн, в частности, такой прогноз давало Маркетинговое Национальное Агентство Промышленной Информации.
При этом средняя цена нового автомобиля в 2023 году составила - 3,7 миллиона рублей.
Средняя цена покупки нового автомобиля с 2019-го по 2023 год, выросла почти на 150%, с 1,5 млн рублей до 3,7 млн.
Ну серьезно, откуда у людей столько денег, чтобы покупать себе автомобили под 4 миллиона рублей? И этим вопросом задаются многие, часть из этих людей сильно триггерит, когда сосед приезжает на новенькой «Весте» за 2,2 миллиона рублей.
Может быть, разгадка этого парадокса кроется в статистике, а именно в средней заработной плате?
Она в России, по данным Росстата, в 2019 году была 47867 рублей, в 2023 стала 74854 рубля.
То есть зарплата выросла на 56,38%, а средняя стоимость покупки автомобиля выросла на 146%.
- С точки зрения «здравого смысла», это выглядит как абсурд.
На деле разгадка кроется в общих затратах на покупку новых автомобилей.
В 2019 году было куплено 1,76 миллиона новых автомобилей, на которые было потрачено 2,64 триллиона рублей, в 2023 году было продано 984 тысячи новых автомобилей за 3,64 триллиона рублей.
И вот разница в затратах на покупку новых автомобилей в 2019 году и в 2023 составляет 38%, в то время как средние зарплаты выросли на 56,3%.
Получается, что в общем номинальном выражении, с поправкой на инфляцию и заработную плату, расходы россиян на покупку новых автомобилей, наоборот, снизились.
Так, в 2023 году в пересчете на показатели 2019 года должно быть продано либо 984 тысячи автомобилей, но по средней цене в 4,197 млн рублей, либо 1,116 млн автомобилей при цене в 3,7 млн рублей.
А разница в 1,76 миллиона новых авто, купленных в 2019 году, и 984 тысячи автомобилей, купленных в 2023 году, составляет как раз 56%, то есть на то самое процентное увеличение заработной платы.
Собственно, в этом и разгадка, откуда у людей деньги на покупку новых авто под 4 миллиона рублей: автомобилей куплено столько и по такой цене, сколько реального дохода было в распоряжении россиян в 2019 и 2023 годах.
Всё сходится до процента, но если всё же непонятно либо вы желаете высказать свою точку зрения, то приходите в телеграм-канал, там обсуждаем этот материал (ссылка в конце статьи).
Теперь вернемся в 2024 год, который преподнес несколько сюрпризов. Вы наверняка слышали, что покупка автомобилей всегда выгодное дело, ибо автомобили в России никогда не дешевеют. Но в 2024 году средняя стоимость покупки нового автомобиля в России снизилась почти на 3%.
Если мы обратимся к статистике продаж, то увидим, что снижение произошло по причине высокого спроса на продукцию АвтоВАЗа, которая стоит ниже, чем продукция других марок.
То есть только одних «Лад» в 2024 году купили на 82 тысячи автомобилей больше, чем за сравнительный период 2023 года.
Причем увеличение спроса на «Ладу» в 2024 году пришлось именно на «Весту». Так, если продажи «Гранты» увеличились на 3,9 тысяч штук, то «Весту» купили аж на 62 тысячи автомобилей больше, чем за аналогичный период 2023 года.
Также многие китайские бренды, невзирая на постоянно повышающийся утилизационный сбор, не спешат задирать цены на свои модели.
Как можно заметить, доля продаж у представленных моделей выросла в 2024 году, и логично было бы покупать тот же «Хавал Джулион», но люди вместо него предпочитали «Весту».
Более того, по логике некоторых комментаторов, «АвтоВАЗ» с такими ценами на свои модели должен был полностью потерять рынок после прихода «доступных китайцев».
Например, «BAIC U5 Plus» или еще дешевле — «Changan ALSVIN», сравнимы по цене с «Ладой Вестой», и даже климат-контроль имеют. Но почему этих моделей нет в десятке лидеров продаж?
На этот вопрос у ярых критиков цен АвтоВАЗа вразумительного ответа не находится, как и нет ответа, почему недоделанная «Веста» 2023 года продается лучше китайских одноклассников.
А так ли «АвтоВАЗ» задирает цены? А вдруг, не бойтесь, только вдруг, нынешние цены на модели «Лада» — совершенно нормальные?
Сам удивляюсь своим словам, как «Веста» в топе за 1,9 миллиона может быть разумной ценой, но вдруг?
Кто помнит цены 2021 года? Я хорошо помню цену конца 2019 года, когда я решил прицениться к «Весте СВ Кросс» в топе, менеджер мне тогда насчитал 1,2 миллиона рублей, за что был послан в темную сторону бытия.
Итого, «Лада Веста» седан в конце 2021 года стоила от 862 900 руб. до 1240 900 руб., то есть средняя цена на «Весту» уже была больше миллиона рублей.
Рестайлинговая версия «Весты» с новыми опциями, которая должна была поступить в продажу в октябре-ноябре 2022 года, начиналась уже с цены в 1 390 900 рублей, а максимальная версия и вовсе по прайсу предлагалась от 2 050 900 рублей, судя по РРЦ на сентябрь 2022 года.
Самое интересное, что таким ценам тогда мало кто удивился, так как обновленная «Веста» обзавелась многими опциями автомобилей класса выше, например, светодиодную оптику ближнего и дальнего света уже в базовой комплектации, ну и парктроники вкруг с системой мониторинга слепых зон.
- Но почему цену за базовую «Весту» в 1,391 миллион рублей французы (альянс «Рено-Ниссан») посчитали разумной?
Обратимся к прямому конкуренту — «Солярису» 2022 года, так как официальный сайт компании «Хендай» с этого года в России не обновляется, мы можем посмотреть на цену корейского бестселлера до того, как они сделали ноги.
И что мы там видим:
Опа, нежданчик — от 1,4 миллиона за базу. И это притом, что «Солярисом» «Хендай» всегда депинговал российский рынок.
А база вот такая:
- И, конечно, за 1,4 миллиона пустышку придется ждать 6–8 месяцев под заказ.
Помню, в 2019 году компания, в которой я работал, как раз заказала пару пустых «Солярисов», их везли нам как раз полгода, так как завод ждал еще заказов на эти базовые «Солярисы», ибо отказывался их собирать специально для нас.
Уверен, что такая же ситуация и с пустой «Вестой» за 1 239 900 рублей, эти цены — коммерческий ход.
Так сколько будет стоить «Веста» в максималке со всеми теми опциями, которые должны изначально были появиться на «Весте» в 2022 году?
За исключением климат-контроля, до него пока руки импортозамещения не дошли.
Сегодня цена топовой «Весты» седан в наличии на официальном сайте Автоваза указана следующая:
За 1 465 900 рублей — это с учетом трейд-ина и кредита, а за 1 935 900 рублей допов навешали на 70 тысяч. Итого, за наличку по РРЦ «Весту» в топе из наличия можно взять за 1 865 900 рублей.
По РРЦ «Веста» в топе продаётся за 1 880 900 рублей (+15 тысяч за окраску кузова в металлик).
Сравниваем и выясняем, что эта цена соответствует «Весте» седан в комплектации «Комфорт» верхнего ценового диапазона. Вот только это цена 2022 года.
Собственно, берем этот прайс и прямо по нему смотрим: топовая «Веста» седан начинается от 2 050 900 рублей по РРЦ 2022 года.
Следовательно, цена «Весты» с новыми опциями, где система ESP будет уже в базе, стоить будет примерно столько же, во сколько её оценили французы в 2022 году.
Получается, что вопреки всему, обновленная «Веста» не дорожает от цены РРЦ 2022 года.
В России есть завод «Хавал» с производством по полному циклу:
Так вот сколько стоили их модели в 2022 году, еще до массового бегства европейских, корейских и японских автопроизводителей?
А это хорошо известно, так как тогда только вышел новый «Haval F7» 2022 модельного года:
Итого цена начиналась от 1,9 миллиона рублей за базу.
- Сегодня стоимость начинается от 2,4 миллиона рублей.
Прирост стоимости составил 26,4%, и 31,6% за новую модель 2024 года.
Смотрим по зарплатам, в 2022 году средняя заработная плата составляла 65338 рублей, на июнь 2024 года — 89145 рублей:
То есть заработная плата за этот период увеличилась на 36,4%.
Получается, с точки зрения покупательной способности «Haval F7» стал доступнее в 2024 году, чем в 2022.
Аналогична ситуация с «Haval Jolion», который в начале 2022 года стоил от 1 449 000 руб., а сегодня стоит от 1,9 миллионов рублей.
Подорожал он на 31,2%, а заработная плата выросла на 36,4%, следовательно, новый «Джолион» стал доступнее.
А вы думаете, китайцы цены от балды рисуют? Они учитывают покупательную способность населения и под неё подстраиваются, ибо нужно делать так, чтобы цены на машины росли каждый год, но при этом автомобиль становился чуточку доступнее относительно прошлых лет.
То же самое делает «АвтоВАЗ», топовая «Веста СВ Кросс» в 2023 году стоила 2 045 900 рублей (включая 12 тысяч за цвет металлик):
Вот только тогда флагманская модель народного автомобиля от «АвтоВАЗа» была лишена не только климат-контроля, но и круиз-контроля, не располагала электроприводом складывания зеркал, не имела противотуманных фар, не говоря о электронных системах помощи водителю.
Ко всему, оснащалась двигателем в 106 л. с. с пятиступенчатой коробкой передач.
Сегодня «Веста СВ Кросс» в максималке пожирнела, появился более мощный 122-сильный двигатель, вариатор, круиз-контроль и ограничитель скорости и т. д. Цена, разумеется, тоже выросла до 2 127 900 рублей (включая 15 тысяч за цвет металлик).
- Получается, «Веста» прибавила в цене 4%, а заработная плата с 2023 года выросла на 19%.
Потому предполагаемая цена «Весты» СВ Кросс с новыми опциями не может быть дороже, чем 2 430 000 рублей, иначе это будет выше покупательной способности населения, и «Автоваз» неизбежно начнет терять долю рынка.
А весь секрет успешных продаж АвтоВАЗа строится на его ценовой политике, как бы это странно ни звучало, ибо продукция Автоваза дорожает медленнее, чем у конкурентов, тех же китайцев.
«АвтоВАЗ» просто вынуждает конкурентов через разные преференции, такие как повышение утилизационного сбора, повышать цены до предельно возможных значений.
Но это уже далеко идущие выводы.
Знаю, что у вас уже руки тянутся написать что-нибудь в комментариях, а-ля «нет таких зарплат в России, реальные 20 тысяч рублей, и то нужно поискать».
Потому предлагаю обсудить это в Telegram-канале, там можно задать вопрос, комментировать материалы, там я делюсь дополнительным контентом и мы общаемся на разные темы.
Ну а самые-самые подписчики могут пообщаться уже лично со мной и бонусом получить дополнительный контент, для этого нужно подписаться на «Спонсор» или «Бусти»:
Постскриптум:
Американский Всемирной Банк, почему-то считает, что российский Росстат сильно занижает доход обычных россиян, который, по мнению одной из самых авторитетных международных финансовых организаций, сильно выше:
Подписывайтесь на полезные статьи.