Деметра, богиня земледелия, представляла цикл жизни в греческой мифологии. Узнайте, как ее влияние создало времена года.
Вы когда-нибудь задумывались, кого следует благодарить за изобретение злаков? Ну, для древних греков это была Деметра. Будучи богиней зерна и сельского хозяйства, помимо прочего, Деметра даровала жизнь посевам и благословляла своих почитателей обильным урожаем.
Деметра и ее мифы также представляют собой множество различных типов циклов. Наиболее очевидным является цикл сезонов: от лета к осени, к зиме, к весне… и обратно. Один из ее главных мифов — история о потере Деметрой своей дочери. В этом примере цикл — это цикл от скорби к принятию, показывающий, как скорбь может возвращаться и угасать снова и снова. Миф о Деметре также является типом истории о матери, описывающей неизбежность того, что ребенок «покинет гнездо».
Кто такая Деметра?
Начало сюжетной линии Деметры совпадает с ее братьями и сестрами. Она родилась от союза Кроноса и Реи: Гестия была старшей сестрой, затем появилась Гера, затем Деметра. После рождения сестер появились братья: сначала Аид, затем Посейдон и, наконец, младший, Зевс.
Это была довольно неблагополучная семья. Кронос решил съесть всех своих детей из-за страха перед их потенциальной силой в будущем, но Рея сумела обмануть его, дав ему запеленутый камень вместо Зевса. Зевс воспитывался в тайне, и когда он достаточно окреп, он вернулся, чтобы спасти своих братьев и сестер из желудка их прожорливого отца. Он дал Кроносу магическое варево, которое заставило его выблевать своих братьев и сестер. Братья и сестры Зевса появились на свет, полностью взрослые и готовые к мести.
Вместе Деметра и ее братья и сестры свергли Кроноса, и Зевс был утвержден как новый лидер бессмертных. Эпоха титанов закончилась, и началась эпоха богов. Вскоре после этого боги получили свои титулы. Деметра стала богиней земледелия. Она научила людей сажать, пахать и ухаживать за землей, чтобы обеспечить себя пищей. Ее римское имя было Церера, отсюда и произошло слово «зерновые».
Обучение людей: Триптолем и милость Деметры
Деметра часто изображается в искусстве как зрелая женщина, а ее мифы иллюстрируют ее как материнскую и щедрую богиню. Ее атрибуты - обильный рог изобилия, снопы пшеницы и факел. Начало приключений человечества в садоводстве и сельском хозяйстве началось с любимого героя Деметры: Триптолема. Деметра одарила Триптолема своими знаниями, чтобы он мог передать их своим собратьям.
«Она [Деметра] была первой, кто срезал солому и священные снопы колосьев и запрягал волов, чтобы они их топтали, в то время как Триптолем был обучен доброму ремеслу» (Каллимах, Гимн 6 Деметре)
Когда Деметра горевала об утрате дочери, она бродила по Греции из города в город в поисках ее.
Гомеровский гимн 2 Деметре 40 и далее (греческий эпос VII или VI в. до н. э.):
«[Деметра оплакивает потерю своей дочери Персефоны:] Она разорвала покров на своих божественных волосах своими дорогими руками: свой темный плащ она сбросила с обоих своих плеч... царственная Део бродила по земле с пылающими факелами в руках».
В конце концов она пришла в Элевсин. Деметра путешествовала под видом старухи, ее горе было представлено ее стареющим и слабым телом. Здесь ее встретил и утешил добросердечный Триптолем, молодой принц. Чтобы выразить свою признательность за его гостеприимство, она научила его обрабатывать землю.
«Для Триптолема […] Деметра приготовила колесницу из крылатых драконов и дала ему пшеницу, которую он разбрасывал по всей населенной земле, проносясь по небу» (Псевдо-Аполлодор , Библиотека 1.32).
Потеря матери: Деметра и Персефона
Мифы Деметры кажутся многим знакомыми. Один из самых известных мифов о ней — миф, в котором Персефону, ее дочь, забирает владыка мертвых Аид. Этот миф — аллегория на опыт матерей в Древней Греции, которые были вынуждены отдавать своих дочерей замуж, над чем они не имели никакого контроля.
Миф начинается с Персефоны, собирающей цветы на лугу. Будучи дочерью Деметры и Зевса, она сама была бессмертным существом. Персефона была богиней весны, и ее связь с сельским хозяйством означала, что ей поклонялись вместе с ее матерью в Элевсинских мистериях. Это был тайный культ, который проводил пока еще неизвестные ритуалы в честь богинь.
Пока Персефона выбирала цветы, бог Аид вырвался из-под земли и забрал ее обратно в свое царство в Подземном мире. Когда весть об исчезновении Персефоны достигла ее, Деметра была ошеломлена: она не знала, кто забрал ее дочь, и поэтому она провела много месяцев, разыскивая ее на земле. Деметра держала факел на протяжении всего своего поиска, и поэтому он стал символом усталого и скорбящего путника.
Отец переопределяет и горе Деметры
Для многих женщин Древней Греции миф о Деметре и Персефоне мог легко вызвать сочувствие. Это была иллюстрация того, как отец отдавал дочь замуж за другого мужчину. Без ведома Деметры Аид на самом деле попросил Зевса, отца Персефоны, выдать Персефону за свою невесту. Это соответствовало древнегреческой культуре и практике. Зевс согласился, но он считал, что Деметра не будет довольна ее браком с Повелителем мертвых. Для Деметры владения Аида были темной и сырой землей, где ничто не могло расти и процветать. Это было противоположностью духа Деметры.
Когда Персефону похитили, Зевс и другие боги, знавшие виновника похищения Персефоны, были слишком напуганы и трепетны, чтобы рассказать об этом Деметре. Деметра была расстроена отсутствием Персефоны и начала влиять на землю. Земля, которая когда-то была плодородной, начала становиться твердой и все более бесплодной. Солнце начало слабеть, а холодные порывистые ветры и морозы не давали урожаям расти. Это был переход от лета к осени и, наконец, к зиме.
В конце концов, Гелиос и Геката пришли на помощь Деметре и сказали ей, что это Аид забрал Персефону и что у него было разрешение Зевса. Деметра в гневе продолжила голод. Она ходила из города в город много дней, наказывая тех, кто отверг ее, и благословляя тех, кто принял ее.
Сила Деметры
Со временем Зевс начал опасаться за человеческую расу, поскольку они не могли выращивать никакой пищи. Он призвал Деметру на Олимп и потребовал, чтобы она прекратила свое влияние на землю. Деметра поклялась, что остановит голод и холодную погоду только в том случае, если ей вернут дочь.
«Она таяла от тоски по дочери…
Она сделала этот год самым ужасным для смертных по всей Земле, воспитав многих.
Это было так ужасно, что заставляет вспомнить Пса Аида. Земля не произвела ни одного семени. Деметра, с прекрасными гирляндами в волосах, держала их [семена] под землей.
Немало кривых плугов тащили по полям многие быки — и все напрасно.
Много ярких зерен пшеницы упало в землю — и все напрасно.
В этот момент она [Деметра] могла бы уничтожить весь род человеческий жестоким голодом…» (Гимн Деметре)
У Зевса не было выбора, кроме как попытаться выполнить требование Деметры. Ее сила и влияние на землю были слишком сильны, чтобы их игнорировать. Ее пылающие факелы тоже были зрелищем, которое стоило увидеть.
Гранаты и общее время
Итак, Зевс смягчился и передал сообщение Аиду. Аид согласился позволить Персефоне вернуться к ее матери ради человечества. Однако во время их последнего совместного времени перед тем, как Персефона покинула Подземный мир, Аид дал Персефоне гранат.
Теперь бессмертным было общеизвестно, что если кто-то съест что-либо из Подземного мира то никогда не сможет покинуть его. Персефона — некоторые говорят, что она знала об этом табу, некоторые говорят, что нет — съела треть граната. Хотела ли она остаться с Аидом? Наслаждалась ли она жизнью в роли правительницы Подземного мира, а не нимфы леса? Возможно, она раздражалась из-за своей матери? Или, возможно, она скучала по жизни живых, но также наслаждалась и Подземным миром? Или Персефону жестоко обманули, чтобы она осталась в своей тюрьме? Это до сих пор открыто для интерпретации.
В любом случае, Персефона съела гранат. Деметре удалось убедить свою дочь и договориться с Зевсом. Результат был таков: Персефона возвращалась в Подземный мир и оставалась там со своим мужем каждый год, треть года. В остальное время года она могла быть со своей матерью и в мире живых. Можно с уверенностью сказать, что у Деметры и ее зятя были не самые лучшие отношения.
Элевсинские мистерии
Эти циклы - мать и дочь, воссоединяющиеся и разъединяющиеся снова и снова, повторное возникновение скорби к принятию, спуск в страну мертвых и подъем в страну живых - представляли Деметру и циклическую природу времен года. Когда Персефона находится в Подземном мире, наступает зима. Медленно, по мере того как Деметра становится счастливее из-за предстоящего возвращения своей дочери, мир вступает в период весны. Лето расцветает, когда мать и дочь воссоединяются. Осень начинает снова подкрадываться, когда Деметра мрачно снова оставляет свою дочь в Подземном мире.
Элевсинские мистерии были очень важны для поклонников Деметры и их ритуалов. Ритуал мистерии включал в себя реконструкцию цикла: похищение Персефоны, «спуск», затем «поиск» и, наконец, воссоединение или «восхождение» из Подземного мира. О мистериях известно немного, кроме того, что любой гражданин, приглашенный присоединиться, должен хранить практику мистерий в тайне. Первое правило мистерий: не рассказывать о мистериях. Рассказывать каралось смертью.
Деметра и ее гнев
Деметру иногда принимали как должное, поскольку ее не считали воинственной богиней, как Афина, или такой злобной, как царица богов Гера. Большую часть времени она была доброй, но поучительной, помогая людям с их сельскохозяйственными задачами.
Человек по имени Эрисихтон недооценил ее сдержанную натуру. Он уничтожил одну из священных рощ Деметры, срубив все деревья. Мало того, было время, когда лесорубы отказались уничтожать последнее дерево. На нем были символические венки за каждую милость, которую Деметра когда-либо даровала людям. Эрисихтон по глупости взял топор и сам срубил дерево. Внутри дерева была дриада, дух дерева... когда дух умер вместе с последним деревом, она прокляла глупого человека.
Деметра взяла и решила воплотить в жизнь проклятие дриады. Используя свои силы, она повлияла на Эрисихтона так, что у него появился ненасытный голод. Чем больше он ел, тем голоднее себя чувствовал. В конце концов, потратив все свои деньги, продав все свое имущество и даже продав собственную дочь в рабство, он, наконец, съел свое собственное тело!
Деметра была одной из самых почитаемых бессмертных, потому что ее сила и влияние были необходимы для выживания человечества.
Гомеровский гимн 2 Деметре 275 и далее:
«Вот! Я та Деметра, которая хранит долю чести и является величайшим благом и причиной радости как для бессмертных богов так и для смертных людей...»
Когда она так сказала, богиня изменила свой рост и свой облик, оттолкнув от себя старость [т. е. свою маскировку под старуху]: красота распространилась вокруг нее, и прекрасный аромат веял от ее благоухающих одежд, и от божественного тела богини вдали сиял свет, в то время как золотые локоны спадали на ее плечи, так что весь дом наполнился сиянием, в мгновение ока. И так она вышла из дворца».