Спустя год после смерти своего хозяина отряд наёмников утратил свою эффективность, пишет английская политическая писательница Бетани Эллиотт, специализирующаяся на России и Восточной Европе.
Прошёл год с тех пор, как босс российских наёмников (напомню, наёмничество в РФ запрещено законом. — Прим. А.Ж.) ЧВК «Вагнер» Евгений Пригожин погиб в авиакатастрофе. Его гибель была вполне предсказуема: она наступила через несколько недель после того, как он возглавил мятеж солдат-каторжников, ставший самым серьезным вызовом десятилетиям правления президента России Владимира Путина. Пожалуй, остаются лишь две загадки: почему Пригожину было позволено жить после мятежа ещё так долго и почему кто-то добровольно сел с ним в самолет.
Если помните, Пригожин был не один, когда погиб; инцидент привел к гибели нескольких старших командиров ЧВК «Вагнер». Однако Путин начал расформировывать эту преступную группу ещё до того, как «расформировал» самого Пригожина. В дни после мятежа за закрытыми дверями в Кремле было решено, что ФСБ возьмёт под контроль внутренние коммерческие предприятия Пригожина, СВР (служба внешней разведки) получит его коммуникационный бизнес, а иностранные военные компоненты перейдут военным разведчикам ГРУ (имеется в виду Главное управление Генштаба ВС РФ — Прим. А.Ж.).
Предполагалось, что в рамках ГРУ на Украине станет действовать Добровольческий корпус, в который другие частные военные компании набирали бы бойцов «Вагнера» и передавали их под общую эгиду Министерства обороны. Кроме того, для действий за пределами страны существовал бы Экспедиционный корпус. В действительности же всё оказалось не так просто: сын Пригожина Павел попытался предложить «Вагнер» Росгвардии, что было частично одобрено и вызвало войну за командиров. Некоторых бывших наёмниковЧВК «Вагнер» видели в Росгвардии и в чеченском батальоне «Ахмат».
Еще до мятежа на линии фронта на Украине нарастала напряженность между наёмниками ЧВК «Вагнер» и российской армией, что вызывало недоумение, как незаконное наёмное войско сопрягается с солдатами регулярных Вооружённых Сил, которых они некогда похищали и пытали. После смерти Пригожина частные военные компании должны были присягнуть на верность российскому государству, а американская разведка сообщила, что бойцы «Вагнера» были предупреждены о том, что невыполнение этого требования повлечёт за собой суровые репрессии. Кроме того, после убийства лидеров группы не появилось сильной личности, под руку которого могли бы встать все оставшиеся мятежные элементы.
Экспедиционный корпус возглавил генерал ГРУ Андрей Аверьянов, известный тем, что руководил подразделением 29155, специализировавшимся на убийствах и дестабилизации иностранных правительств. Новая роль стала для Аверьянова переходом от подрыва правительств к их стабилизации. «Вагнер» уже давно зарекомендовал себя как ключевой инструмент кремлевской дипломатии, предлагая иностранным режимам безопасность в обмен на выгодные права на добычу полезных ископаемых. После мятежа Пригожина начались поездки министров по столицам стран Ближнего Востока и Африки, чтобы заверить осторожных диктаторов, что они по-прежнему могут обратиться к России за помощью в подавлении у себя антиправительственных восстаний.
В ноябре прошлого года «Африканский корпус» появился в Telegram, отрекомендовавшись как «часть специальной структуры Министерства обороны». Входящее в состав Экспедиционного корпуса, это африканское подразделение, по словам источников в правительстве США, поглощает деятельность и персонал «Вагнера» на континенте. Процесс включает в себя ребрендинг и повторное подписание контрактов с Министерством обороны России, а также некоторые изменения в руководстве, с разрешением некоторых старых наёмнических традиций и знаков различия «Вагнера». В феврале документы российского правительства показали, что «пакеты для выживания режима» по-прежнему предлагаются всем желающим в обмен на природные ресурсы.
Однако были и неудачи: украинские силы вступили в бой с теми наёмниками, которые когда-то вытеснили их из таких городов, как Бахмут и Соледар. В прошлом месяце засада в Мали унесла жизни 47 местных солдат и 84 российских наёмников-вагнеровцев. Украинская военная разведка подтвердила, что повстанцы-туареги «получили необходимую информацию, и не просто информацию, которая позволила провести успешную военную операцию против российских военных преступников». В сообщениях указывалось , что киевские спецподразделения обучили сепаратистов использовать ударные беспилотники. Поскольку Москва отдавала приоритет связям с Африкой, чтобы обойти санкции Запада и дипломатическую изоляцию, результаты атаки были не только постыдны для России, но и разрушительны, поскольку местные лидеры были вынуждены пересмотреть ценность наёмников Москвы.
Незадолго до своей смерти Пригожин подчеркнул , что операции «Вагнера» в Африке продолжатся. Он, должно быть, знал, что это всё будет и без него. Однако с его уходом «Вагнер» потерял не только свою номинальную фигуру, но и большую часть своей мощи.
© Перевод с английского Александра Жабского.
Буду несказанно благодарен, если, зайдя однажды, останетесь с каналом навсегда.
Желающие поддержать канал, в ЧЕТВЁРТЫЙ раз поднимающийся из дзеновских руин, могут присылать донаты.
Номер карты Сбербанка — 2202 2068 8896 0247 (Александр Васильевич Ж.). Пожалуйста, сопроводите перевод сообщением: «Для Каморки».