Найти в Дзене

Когда ремонт двигателя неизбежен? 7 ключевых признаков для капитального ремонта мотора

Оглавление

Как определить, пришло ли время капитального ремонта двигателя?
Как определить, пришло ли время капитального ремонта двигателя?

Как определить, пришло ли время капитального ремонта двигателя?

На самом деле, это не так сложно — сама техника подаст вам сигнал. А вот что будет более выгодным — восстановление двигателя или продажа сельскохозяйственной техники? Всё зависит от стоимости предстоящего ремонта.

Когда двигатель сельскохозяйственной техники нуждается в капитальном ремонте, он начнёт "общаться" с вами разными способами:
– увеличение расхода масла;
– трудности с запуском;
– густой дым из выхлопной трубы;
– заметное снижение мощности двигателя во время работы;
– двигатель начинает дергаться или работать нестабильно, как при "троении";
– падение давления масла;
– снижение компрессии в цилиндрах.

Любой из этих симптомов может быть причиной задуматься о капитальном ремонте. Также к этому могут привести серьёзные нарушения условий эксплуатации. Например, если оператор работал без воздушного фильтра, что привело к абразивному износу цилиндропоршневой группы. В другом случае, техника могла быть использована в экстремальных условиях, например, преодоление глубоких водных препятствий, что могло вызвать гидроудар двигателя. А кто-то слишком долго не менял ремень ГРМ, что в итоге привело к его разрыву. В подобных ситуациях капитальный ремонт также неизбежен. Однако стоимость ремонта точно никто не скажет без предварительной разборки и диагностики двигателя.

Когда капитальный ремонт можно отложить?

Иногда капитальный ремонт двигателя можно отложить на неопределённое время. Рассмотрим ситуации, когда это возможно:

— Вас могут попытаться обмануть "профессионалы", предлагая ненужный ремонт двигателя. Это может произойти как на дороге, так и в недобросовестных сервисах.
— Проблемы в работе двигателя могут быть связаны не с его механической частью, а с неисправностями систем питания и управления, выхлопной системы, крепления силового агрегата или даже автоматической коробки передач.
— Показатели двигателя, такие как расход моторного масла, ещё не достигли критических значений.

Методы капитального ремонта двигателя.

Капитальный ремонт может включать в себя восстановление либо только головки блока цилиндров (ГБЦ), либо блока цилиндров (БЦ), а иногда и того, и другого. В некоторых случаях приходится заниматься и коленчатым валом. Ремонт может быть полным или частичным.

Какой именно ремонт требуется вашему двигателю? Для этого нужно провести детальные контрольные замеры: начать с оценки состояния цилиндров и люфтов поршней, проверить состояние вкладышей и измерить диаметр шеек коленвала, оценить люфты в поршневых пальцах и другие параметры. Просто заменить поршневые кольца было бы идеальным вариантом, но если износ превысил допустимые пределы, это не принесёт желаемого эффекта.

При частичном капитальном ремонте обычно заменяются:
- поршневые кольца;
- сальники;
- вкладыши;
- прокладки.

При полном капитальном ремонте дополнительно заменяются:
- поршни;
- масляный насос;
- втулки клапанов;
- сами клапаны.

Кроме того, может потребоваться расточка цилиндров, шлифовка головки блока и, возможно, ремонт коленчатого вала.

Цена вопроса

Стоимость капитального ремонта двигателя зависит от объема и сложности выполняемых работ, степени восстановления деталей и узлов, а также от сложности самого агрегата. В разных регионах страны цены могут отличаться более чем в два раза.

Итак, если вы решились на капитальный ремонт, обращайтесь в проверенный сервис. Чтобы минимизировать риск переплаты из-за нечестных мастеров, которые могут настаивать на ненужных работах, полезно самому понимать хотя бы базовые принципы капитального ремонта двигателя.

Вот что стоит знать каждому автовладельцу.

Признаки выбраковки деталей двигателя

Блок цилиндров
Блок цилиндров

Блок цилиндров

Стоит отметить, что блок цилиндров больше не является номерной, документально оформляемой деталью, что облегчает его замену без лишних проблем. Однако важно помнить, что наличие трещин в любом месте блока цилиндров недопустимо. На зеркале цилиндров не должно быть глубоких выбоин, царапин, задиров или следов перегрева — допустимы лишь небольшие потертости, которые не ощущаются на ощупь.

Затем следует проверить плоскостность поверхности блока, которая прилегает к головке цилиндров. Сравнение диаметров цилиндров и юбок поршней, установленных в них, позволяет определить зазор между поршнем и цилиндром, который не должен превышать 0,15 мм практически для всех двигателей легковых автомобилей. Если зазор больше, потребуется расточка и хонингование цилиндров под ремонтные поршни увеличенного размера, при этом поршневые кольца должны быть заменены на новые, соответствующего ремонтного размера.

Все это касается блоков цилиндров, изготовленных из чугуна. Если ваш двигатель имеет алюминиевый блок цилиндров, то на поверхность цилиндров нанесено специальное покрытие или установлены тонкостенные чугунные втулки, называемые гильзами. Если покрытие повреждено, его невозможно восстановить, и придется растачивать отверстия под установку ремонтных гильз с номинальным внутренним диаметром. Аналогично обстоит дело с блоками, изначально укомплектованными тонкостенными чугунными гильзами: из-за тонкости их стенок расточка под ремонтный размер невозможна, а поршни для таких двигателей не всегда доступны в увеличенном диаметре.

Колен вал
Колен вал

Коленчатый вал

Трещины в любом месте коленчатого вала недопустимы. На коренных и шатунных шейках вала, а также на поверхностях, соприкасающихся с рабочими кромками сальников, не должно быть задиров, царапин, выбоин или рисок. Для оценки износа вала используется микрометр, с помощью которого измеряют диаметры всех коренных и шатунных шеек в двух диаметрально перпендикулярных плоскостях.

Головка блока цилиндра
Головка блока цилиндра

Головка блока цилиндров

При ремонте головки блока цилиндров необходимо проверить состояние гидротолкателей и обязательно заменить маслоотражательные колпачки. Также нужно оценить износ клапанов и направляющих втулок. Поверхность головки, которая прилегает к блоку цилиндров, должна быть абсолютно плоской, чтобы обеспечить герметичность соединения газового стыка, а также каналов для прохождения масла и охлаждающей жидкости.

После завершения работ по восстановлению двигателя мастера не должны забывать о масляном насосе, который является ключевым элементом системы маслоснабжения. Если изношенные детали насоса не обеспечат необходимое давление масла, двигатель вскоре снова потребуется капитальный ремонт.

Контрактный мотор

А что, если не углубляться во все эти расточки и просто взять так называемый контрактный мотор? Это тоже вариант, и, вероятно, удастся даже сэкономить. Однако важно помнить, что вы приобретаете не новый, а уже использованный агрегат.

Когда речь идет об экономии, например, если появляется возможность снизить затраты вдвое, стоит задуматься: почему этот двигатель так дешево стоит? Рабочий двигатель не может быть слишком дешевым.

Абразивный износ двигателя: Как грязь разрушает ваш мотор и что с этим делать

Абрaзивный износ двигателя, вызванный попаданием грязи, чаще всего проявляется в виде увеличенного расхода масла. При разборке и осмотре снятых деталей двигателя можно обнаружить различные типы повреждений:

- На юбке поршня появляются широкие матовые участки в местах контакта, как на стороне, где действует максимальная боковая нагрузка, так и на противоположной.

Абразивный износ на поршне-глубокие борозды в продольном направлении
Абразивный износ на поршне-глубокие борозды в продольном направлении


- Наблюдается износ поверхности обработки на юбке поршня, а также на сопряженной с ней контактной поверхности, будь то стенка цилиндра или гильза.

Частично изношенные следы обработки на юбке поршня
Частично изношенные следы обработки на юбке поршня

- На юбке поршня, поршневых кольцах, а также на стенке или гильзе цилиндра выявляются тонкие борозды, расположенные вдоль направления движения.

Изношенная гильза цилиндра
Изношенная гильза цилиндра

- Поршневые кольца и их канавки изнашиваются по высоте, что может привести к снижению эффективности уплотнения.

Осевой износ поршневых колец
Осевой износ поршневых колец

- Увеличивается тепловой зазор поршневых колец, и кромки колец становятся необычно острыми.
- Рабочие кромки маслосъемного кольца также подвергаются износу.
- На поршневом пальце появляются борозды волнообразного профиля, тянущиеся вдоль его оси.

Чрезвычайно изношенное маслосъемное кольцо
Чрезвычайно изношенное маслосъемное кольцо


- Абрaзивный износ заметен и на других деталях, таких как стержень клапана, где он также оставляет свои следы.

Изношенный поршневой палец.Сильно изношенный стержень клапана
Изношенный поршневой палец.Сильно изношенный стержень клапана


Причины появления

При повреждениях, причиной которых является абразивный износ, можно выделить несколько разновидностей дефектов в зависимости от числа повреждённых цилиндров и состояния поршневых колец.
Если повреждён только один цилиндр...... и первое поршневое кольцо изношено значительно сильнее, чем третье, тогда загрязнения попадают в камеру сгорания через систему впуска цилиндра, то есть сверху. Причиной этого является или разгерметизация, или грязевые отложения, которые не были удалены до начала ремонтных работ.
Если повреждёнными являются несколько цилиндров или все цилиндры...... и первое поршневое кольцо изношено значительно сильнее, чем третье, тогда загрязнения попадают в камеру сгорания через общую систему впуска всех цилиндров. Причины такой ситуации объясняются разгерметизацией и / или разрушенным или же отсутствующим воздушным фильтром.... и третье поршневое кольцо изношено значительно сильнее, чем первое, тогда следует исходить из того, что грязным является моторное масло. Загрязнение масла происходит или по той причине, что не была осуществлена очистка картера двигателя, и / или из-за грязного отделителя масляного тумана.

Причины возникновения абразивного износа

Абрaзивный износ двигателя может проявляться в различных формах, в зависимости от количества поврежденных цилиндров и состояния поршневых колец. Рассмотрим основные варианты:

- Если поврежден только один цилиндр и первое поршневое кольцо изношено значительно сильнее, чем третье, то загрязнения, скорее всего, проникают в камеру сгорания через систему впуска данного цилиндра, то есть сверху. Это может быть вызвано либо разгерметизацией, либо наличием грязевых отложений, которые не были удалены перед началом ремонтных работ.

- Если повреждено несколько цилиндров или все цилиндры одновременно, и первое поршневое кольцо изношено сильнее, чем третье, то загрязнения проникают через общую систему впуска всех цилиндров. Такое положение дел обычно связано с разгерметизацией системы или проблемами с воздушным фильтром — будь то его повреждение или полное отсутствие.

- Если же третье поршневое кольцо изношено значительно сильнее, чем первое, это указывает на загрязнение моторного масла. Такое загрязнение может происходить из-за того, что картер двигателя не был тщательно очищен, или вследствие грязного отделителя масляного тумана.

Устранение дефектов и профилактические меры

Чтобы предотвратить абрaзивный износ и устранить уже возникшие дефекты, следует выполнить следующие действия:

- Проверка герметичности системы впуска: Обязательно убедитесь, что система впуска полностью герметична, чтобы избежать попадания загрязнений в двигатель.

- Контроль состояния воздушного фильтра: Проверьте воздушный фильтр на наличие загрязнений и при необходимости замените его на новый, чтобы обеспечить чистоту воздуха, поступающего в двигатель.

- Очистка перед монтажом: Перед установкой компонентов двигателя тщательно очистите картер и всасывающие трубы от любых загрязнений. Это предотвратит попадание грязи в двигатель после сборки.

- Соблюдение чистоты при ремонте: Важно поддерживать максимальную чистоту на всех этапах ремонтных работ. Это поможет избежать попадания абразивных частиц в двигатель и продлит его срок службы.

Как ездить после капитального ремонта?

Основные требования после капитального ремонта двигателя, в общем, известны. Вот ключевые рекомендации:

- Обязательный прогрев двигателя перед поездкой: хотя бы кратковременный, чтобы мотор успел набрать рабочую температуру.
- Избегайте резких ускорений и торможений двигателем: это снизит нагрузку на обновленные детали.
- Избегайте езды внатяг, буксировки и перегруза: подобные нагрузки могут негативно сказаться на новом или восстановленном двигателе.

Эти меры помогут сохранить двигатель, который только что "обрел вторую молодость". Сколько длится обкатка двигателя? Точного ответа нет, но можно с уверенностью сказать, что первые 1000 км — это минимум, на который стоит ориентироваться. В этот период рекомендуется чаще менять моторное масло и фильтр, чтобы удалить из двигателя остатки стружки и других загрязнений, оставшихся после ремонта.

Подписывайтесь на наш канал! Здесь вы найдете полезную информацию о запчастях и их обслуживании, особенно в сфере сельскохозяйственной техники. Мы поможем вам поддерживать вашу технику в идеальном состоянии и всегда быть в курсе последних новинок и рекомендаций. Не пропустите важные советы от экспертов!