У меня было два Четыреста двенадцатых Москвича и оба были ИЖевской сборки. Причем особо надо сказать, что ИЖ-412 был первым моим автомобилем, который я приобрел после получения водительских прав. Мне было 18 лет, когда я получил права. Было это в далеком 1998 году.
Кстати говоря, тогда многие стращали, что получить права практически невозможно, что инспектора всячески будут к вам придираться, что без денег у вас ничего не получится. Ерунда всё это, я вам скажу. По крайней мере в Москве, по крайней мере тогда в МРЭО на Вагоноремонтной улице я ничего такого не ощутил. Ух, сейчас поймал себя на мысли, что этот рассказ - про получение водительских прав тянет на отдельную статью. Пожалуй так и поступлю, про получение водительских прав в 90-ых я расскажу в одной из ближайших статей, а вы, дорогие читатели, расскажите (те кто получал недавно), как обстоит дело сейчас. А пока не будем отвлекаться....
Тут надо заметить, что история у 412-ого Москвича достаточно интересная. Автомобиль появился в 1967 году и выпускался по 1976 год. Но это на заводе АЗЛК. В Ижевске автомобиль производился аж до 1998 года! Что интересно, если вначале производства не каждый автолюбитель мог бы отличить московские машины от ижевских, то в дальнейшем ижевский 412-ый выделился в отдельную модель и очень сильно отличался от машин первых серий и от своего собрата Москвича 2140, который производился на АЗЛК. По сути то автомобили были одного класса, на одной платформе, но отличались буквально всем, а именно:
- Кузовами
- Отделкой салона
- Многими узлами и агрегатами
и лишь удачный мотор УЗАМ-412 и крайне неудачная омская коробка передач были у них одинаковыми. Все эти обстоятельства сильно затрудняли поиск запчастей. Так, например, передние тормозные механизмы у поздних ижевских 412-ых и московских 2140, были дисковыми. Но они были абсолютно невзаимозаменяемы!
Впрочем это тоже отдельная, длинная и интересная история. Как-нибудь может поговорим и об этом. А пока хочу рассказать о своем опыте с этими автомобилями.
Про самый первый свой автомобиль ИЖ-412 я рассказывать не хочу. Причина проста. Купил я его у одногрупника. Машина была полностью сгнившая и ушатанная по агрегатам. Да, на нее немного накидали шпаклевки и подкрасили, но это уже была не машина, а ведро (точнее решето) с болтами. Ко всему прочему, после того, как я проехал на ней 500 км, у машины стукнул движок (провернулся шатунный вкладыш). В общем товарищ, понимая что я совсем не разбираюсь в машинах, просто обманул меня.
Но, как говорится, опыт сын ошибок трудных. Следующий мой Москвич был куда более удачной покупкой. Я сделал выводы из своего прошлого неудачного опыта, и уже подошел к покупке более осознано. Я вообще-то хотел Жигули. Было это вначале нулевых годов, если точнее, то в 2003 году.
Денег у меня было мало (учился на последнем курсе института), поэтому ничего путнего найти не получалось. И вот, как-то гуляя на ВДНХ, решил я зайти в салон Ростокино-Лада. Он тогда располагался около памятника "Рабочий и колхозница". Была у них большая открытая площадка, где было выставлено много подержанных автомобилей. Насколько помню, всё это были наши отечественные автомобили и иномарок там не было. Было очень много ВАЗовской классики, ИЖевских Од они же Орбиты, были и переднеприводные ВАЗы, но их было меньше. Многие машины были на вид во вполне приличном состоянии. Одна беда - все они были не по моему кошельку. Можно наверное было поднапрячься, подкопить, подзанять. Так бы наверное и сделал.... но вот мой взгляд пал на стоящий в углу ИЖ-412. Вообще такие автомобили на комиссию там не брали, и именно этот ИЖак поставил парень по знакомству. У него в салоне работал друг, и они его не выкупили, а просто согласились поставить на реализацию. Машина была ужасно перекрашена в хаки, но вот по кузову, и особенно по агрегатам была в очень достойном состоянии, а стоила всего 350 долларов!
В общем я купил этот 412-ый ИЖ. По документам это был Москвич 1992 года выпуска, но у него был заменен движок. Не помню, что там рассказывал владелец про причину замены, но в итоге на этот Москвич был установлен новый УЗАМ объемом 1.6 литра! Да, дорогие мои олдфаги, оказывается были УЗАМы не только 1.7 литровые, которые ставились на 41-ые Москвичи, но были и такие 1.6 литровые моторы. По моему их еще активно ставили на каблуки ИЖ-2715 незадолго до их снятия с производства.
Прошлый владелец был чувачком технически подкованным, но был большим любителем колхозного тюнинга, поэтому в моем Москвиче было много интересных и не очень, фишек.
Из действительно полезного, было установлено электронное зажигание с октан-корректором и мой "ишачок-412" прекрасно переваривал любой бензин, от 76 до 95. Надо сказать, что выставив правильно зажигание, мотор прекрасно работал без детонации и на 76 бензине, но при этом, извините, ни хрена не ехал. Поэтому я заправлял 92-ым. Вот с ним автомобиль был достаточно динамичным. По ощущениям динамика была ну никак не хуже, чем у ВАЗ-21063 с мотором 1300, но конечно ВАЗу 2106 с аутентичным мотором 1600, мой Москвич проигрывал. Нужно сказать, что можно было выставить зажигание и под 95 бензин и я периодически заправлялся и им, но особого толка от этого не было. Динамика не улучшалась, может очень незначительно снижался расход. Короче говоря, ездил в основном на 92 бензине.
Были и другие переделки в моем Москвиче от прошлого владельца. Например, он поставил ножной включатель на дальний свет. Не очень понимаю, зачем это нужно было. Такая система была на ранних Москвичах. Ещё прошлый владелец поставил панель комбинацию приборов от Москвича-2140, при этом сама панель приборов осталась родной 412-ой. Мне, конечно, не нравился родной щиток приборов 412-ого в стиле ВАЗ-2101 с прямоугольной шкалой спидометра, но я против такого "тюнинга". Считаю, что аутентичность модели должна сохраняться.
Ну, а теперь давайте поговорим о чисто потребительских и ездовых свойствах Москвича 412. Вот кстати фразой из заголовка и отреагировал мой друг на покупку ИЖака 412. Но так ли все плохо?
Как едет Москвич-412
Если говорить о чисто динамических возможностях мотора, то даже сегодня вы не будете выпадать из городского потока. Мотор УЗАМ-412 с верхним распредвалом был вполне современным для той поры. Его 75 лошадиных сил с 1.5 литров объема были тогда хорошим показателем мощности. Да, что там говорить, мотор современной Гранты, тот который 8-клапанный, выдает с 1.6 литра объема 90 лошадей. Это не сильно больше. Атмосферный мотор Поло-седан не сильно прогрессивнее УЗАМа. Конечно, там инжектор, но это относится к системе питания. На поздние УЗАМы тоже, хоть и очень не много, но устанавливали инжекторы.
Да знаю, что сейчас могут мне возразить любители точных цифр, мол о какой хорошей динамике ты, пёс, говоришь? У Москвича-412 время разгона до сотни составляет 19 секунд! Сейчас этот показатель хуже, разве что, у Нивы Тревел. Всё так, ребята. Но нужно сказать, что такие не очень хорошие показатели по цифрам из-за крайне неудачной омской коробки передач. Сама эта коробка передач очень древняя и ведёт свою историю ещё от 403 модели. Конечно, она неоднократно дорабатывалась, но та версия коробки, что досталась 412-ому практически не отличается от той, что устанавливалась на 408-ом Москвиче. А там был совсем иной мотор. Более слабый, но тяговитый. И передаточные числа коробки передач, которые неплохо подходили 408-му мотору, оказались не очень хороши для 412-ого. Но это ещё пол беды. Эта коробка передач была ненадежной и у неё не было запаса прочности для мощного 412-ого мотора. Но об этом чуть позже.
Что ещё можно сказать про поведение Москвича на дороге? Конечно, этот автомобиль не являлся "скоростной стрелой для автобанов". Сама концепция автомобиля и его философия была иной. Этот автомобиль должен был стать универсальным автомобилем для типовых условий. Он таковым и стал. А что такое типовые условия тогда? Правильно - это по большей части города, большие и маленькие, небольшие загородные шоссе с плохим покрытием, а то и вовсе грунтовые и проселочные дороги. Вот для всех этих условий Москвич идеально подходил! Большой дорожный просвет и непробиваемая подвеска (сзади рессоры) позволяли лупить по самой скверной дороге не хуже какого-нибудь Дастера! Но вот в современных условиях, когда вы мчите на МКАД под сотню и попали на продольные дорожные волны, в этой ситуации Москвич вас запросто может напугать. Совсем он не годится и для скоростного прохождения поворотов. Автомобиль достаточно узкий и со сравнительно высоким центром тяжести! Нет уж - тут и до переворота недалеко!
Надежность Москвича-412
Вот тут, как раз не было особых проблем связанных именно с самой конструкцией автомобиля. С мотором вообще бед не знал. Ничего не делал, только масло менял! Кстати, на моем 1.6 литровом УЗАМе стоял уже нормальный масляный фильтр. Ну как на жигулях. Не помню уже, это так на заводе уже доработали, или это прошлый владелец усовершенствовал. Напомню тем, кто не знает, в аутентичном 412-ом УЗАМе масляный фильтр представляет собой металлический стакан со сменным картонным элементом. Если не ошибаюсь, то в ГАЗовском ЗМЗ-402 устроено всё подобным образом.
Не было проблем и с ходовкой и электрикой. По моему там нечему ломаться. Все проблемы, которые вылазили, были связаны уже с возрастом и пробегом машины. В частности закисали тормоза, текли тормозные цилиндры. А как говорил ранее, это та ещё проблема, ибо непросто было уже тогда найти запчасти. При всей похожести, тормозные механизмы поздних ИЖаков радикально отличались от ранних, и также отличались от продукции АЗЛК. В общем приходилось искать.
Менял ещё ведомый диск сцепления, но опять же, то была возрастная проблема связанная с его естественным износом.
А вот действительно серьезная проблема - это поломка коробки передач. Это особенно смешно, с учетом того, что прошлый владелец мне рассказывал, что коробку передач он менял. Похоже на классических москвичах никчемная омская коробка просто расходный материал. Мне в этой ситуации повезло. Коробку не пришлось покупать. Мне её отдал за пару баклашек хлебного напитка сосед. Откуда она у него? Да все очень просто. У них в семье был Москвич, кстати очень интересный! У них была переходная модель между 412 и 40-ым Москвичем. Так вот, тогда многие делали запасы запчастей, и у них осталась нулевая коробка, которая без каких либо проблем мне подошла. Ну а так, вроде больше ничего не ломалось.
Москвич-412 на рубеже веков и сейчас
Конечно, если мы говорим о Столице, то уже в конце 90-ых классическое семейство Москвичей уже считалось морально устаревшим и совсем не котировалось. Хотя в небольших городах тогда эти машина встречались достаточно часто. Некоторая их часть осталось на ходу и сейчас. Стоит ли сейчас покупать такой Москвич-412, ну или Москвич-2140? Если по прямому назначению, то есть просто ездить, то конечно же нет! Мало машин осталось в действительно приличном состоянии, а за те, что остались в состоянии действительно близкому к заводу, просят космические деньги. Да и запчастей на них в свободной продаже давно нет Поэтому сейчас классические Москвичи представляют интерес для поклонников марки и любителей автомобильной истории. Ну для таких как я, например :) Я бы купил себе такой Москвич, если бы случайно нашел интересное предложение хорошо сохранившегося автомобиля за вменяемые деньги.
А как оцениваете классические Москвичи вы? Был ли опыт владения подобными автомобилями? Расскажите. Думаю всем будет интересно.
Буду благодарен, если поддержите подпиской. Вам не сложно, а мне приятно. А в ближайших статьях поговорим с вами о том, почему ВАЗ-2105 многие считают самым неудачным в семействе классических Жигулей. Я расскажу о своем опыте владения этой машиной. Правда у меня был ВАЗ-21053, а не 2105. Кто в теме, тот знает, какой главной проблемы не было у ВАЗ-21053...