В Северной столице ударными темпами возводят социальные объекты, жилые дома и, что особенно важно, дорожную инфраструктуру, без которой возведение новых микрорайонов было бы нецелесообразным ввиду транспортной малодоступности.
Большой Смоленский мост, КАД‑2 и Широтная магистраль скоростного движения (ШМСД) — это объекты даже не регионального, а федерального значения, так как при их синхронизации и развитии у Петербурга появится возможность модернизировать внутригородское железнодорожное движение и наращивать межрегиональный пассажирский и грузовой трафик без ущерба историческим районам города: новые объекты поведут транспортные потоки в обход.
В реализации этих колоссальных проектов заинтересованы минимум два региона — Санкт-Петербург и Ленинградская область. На деле же запуск новых магистралей окажет социально-экономическое влияние на несколько субъектов Федерации. В начинающейся истории крупных дорожных объектов есть и другие пока малоизвестные факты. О них — в материале «МК в Питере».
Факт 1. Стройку ШМСД могли отложить
Изначально предполагалось, что в первую очередь начнут строить КАД‑2, которая нужна для социально-экономического развития Петербургской агломерации. Согласно этим планам, речь о возведении в ближайшем будущем ШМСД и не шла (а это и Витебская развязка, и новый выход на Всеволожск, и развязки с КАД).
Судьба новой магистрали, по сути, решалась на ПМЭФ. В ходе совещания, в котором принимали участие представители федеральных министерств и ведомств, а также члены городского и областного правительств, Александр Беглов подчеркнул, что раскрытие градостроительного потенциала Петербурга и Ленобласти требует реализации проекта ШМСД в первоочередном порядке. Тогда в будущем Широтная магистраль и КАД‑2 станут частью единого транспортного каркаса и помогут разгрузить трафик на уже действующих дорогах. В итоге же новые скоростные трассы будут стимулировать промышленную и жилую застройку на стыке Петербурга и области, а также внесут важный вклад в рост экономики обоих регионов.
В результате было решено синхронизировать строительство ШМСД и КАД‑2. Помимо этого, весь транспортный каркас (в него входит и ЗСД) был согласован по срокам и месту размещения.
«Владимир Владимирович Путин подчеркнул, что Петербург и Ленинградская область — это одна агломерация. Широтная магистраль скоростного движения соединяет нас с Ленинградской областью, — заявил губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов на августовской встрече с представителями Минтранса России. — Витебская развязка — первый этап ШМСД. В перспективе развязка соединит две скоростные трассы и обеспечит непрерывное движение в направлении восточных районов города и области. Это один из важнейших для города проектов».
Совместно с КАД‑2 Широтная магистраль войдет в состав перспективных транспортных коридоров, имеющих большое значение для развития всего Северо-Запада страны, прежде всего Карелии и Новгородской области.
Трасса начинается на примыкании к ЗСД в районе Благодатной улицы, проходит внутри промышленного пояса южной планировочной зоны вдоль северного железнодорожного полукольца по территориям Красногвардейского, Невского, Фрунзенского, Московского, Кировского районов до примыкания к КАД севернее деревни Кудрово и далее следует до пересечения с Мурманским шоссе. Схема «МК в Питере»
Факт 2. Стройка — не самое сложное при возведении объекта
Многим обывателям кажется, что самое трудозатратное — собственно создание объекта (неважно какого). Однако возведение здания, моста или дороги — это верхушка айсберга. На это обратил внимание осмотревший несколько строящихся в Петербурге объектов министр транспорта России Роман Старовойт. Он также ознакомился с проектами крупнейших объектов, которые появятся в городе на Неве в обозримом будущем. По словам министра, Широтная магистраль — сложнейший в инженерном плане объект.
«Город провел колоссальную работу по решению имущественных, правовых вопросов, переносу сетей, коммуникаций, согласованиям с железной дорогой и собственниками земельных участков. Эта работа не всегда видна, но она занимает до 80% реализации проекта. Построить иногда гораздо проще, чем решить эти сложнейшие юридические и технические вопросы. Город блестяще с этим справляется. Губернатор держит их на личном контроле», — подчеркнул министр.
Еще один вызов, с которым столкнулся город, — резкий рост цен на стройматериалы и необходимость импортозамещения. Сейчас доля отечественных материалов, используемых на строительстве объекта, приближается к 100%.
«МК» цитата
Александр Беглов, губернатор Санкт-Петербурга (август 2024):
«Широтная магистраль скоростного движения, КАД‑2, Цимбалинский путепровод, Большой Смоленский мост, Южная широтная магистраль, трассы М‑32, М‑49, ряд других объектов — это непростые, но очень важные и нужные для города инфраструктурные проекты. Благодаря поддержке президента и федерального правительства Петербург сегодня имеет возможность их реализовать».
Факт 3. Витебская развязка сложнее, чем кажется
На самом деле проект «Витебская развязка» включает в себя две транспортные развязки (одна — с ЗСД, вторая — с Витебским проспектом) и участок основного хода. Пропускная способность объекта составит 70 тысяч транспортных средств в сутки.
«Проект большой и непростой. Строим в крайне стесненных условиях. Рядом железная дорога, деловая застройка, коммуникации. Но строители справляются. Все понимают важность этой развязки и делают все, чтобы выполнить задачи в срок», — особо отметил Александр Беглов.
Витебская развязка уже в ближайшем будущем соединит ЗСД с планируемой к строительству Широтной магистралью (к слову, проект является первым этапом ШМСД). Этот участок будущего объекта после запуска по нему движения снизит нагрузку на развязку ЗСД с Благодатной улицей и прилегающую улично-дорожную сеть. В дальнейшем Витебская развязка обеспечит непрерывность ЗСД в направлении восточных районов Петербурга и комфортный выход в Ленинградскую область.
Кстати, завершить строительство первого этапа ШМСД планируют уже в этом году.
«Сделаем все, чтобы до Нового года запустить по Витебской развязке рабочее движение», — пообещал Александр Беглов.
Первый этап ШМСД планируют завершить в этом году. Схема «МК в Питере»
Факт 4. Средства на ШМСД выделяют из нескольких источников
На самом деле строительство ведется с помощью инструмента государственно-частного партнерства. Из бюджета Петербурга финансируется подготовка территории и строительство необходимой улично-дорожной сети с подходами и подключениями. Финансирование второго, третьего и четвертого этапов Широтной магистрали будет идти из федерального и регионального бюджетов, а также из внебюджетных источников.
В январе этого года на совещании по развитию Петербургской агломерации президент среди прочего поручил минимизировать стоимость 2–4 этапов ШМСД. Сейчас город готовит разные варианты.
«В разное время было дано семь поручений в поддержку федерального софинансирования п роекта ШМСД. И Петербург получит все 90 млрд на второй, третий и четвертый этапы строительства этой очень важной для города магистрали. Это даст нам возможность соединить КАД с Ленинградской областью и выйти на дорогу «Кола». Это совместный проект нашего города и Ленинградской области. Поддержка президента дала возможность развиваться двум субъектам Федерации», — сообщил губернатор.
Витебская развязка — первый этап будущей Широтной магистрали. Фото: gov.spb.ru
Факт 5. Магистраль строится поэтапно
Такой колоссальный проект, как ШМСД, невозможно сдать весь сразу. На данный момент практически завершаются работы на первом этапе (Витебской развязке). В 2025 году продолжится строительство Широтной магистрали от Витебской развязки в сторону Невы.
Сейчас в городе идет проектирование четвертого этапа с мостом через Неву в створе Фаянсовой и Зольной улиц. Перед началом строительства данного участка необходимо будет заключить концессионное соглашение. Город планирует сделать это в текущем году.
Генпланом Петербурга предусмотрено создание городской магистрали, которая пройдет почти параллельно ШМСД от проспекта Стачек через Большой Смоленский мост до улицы Коллонтай, соединив западные и восточные районы Санкт-Петербурга. В отличие от скоростной ШМСД, по ней пустят трамвайные и автобусные маршруты. Схема «МК в Питере»
«Есть задача комплексно наращивать экономические возможности города и соседней с нами Ленинградской области. Эта поддержка главы государства позволяет нам добиваться уверенной финансовой и экономической стабильности. Во взаимодействии с Правительством РФ будем продолжать эту работу, основываясь на наших долгосрочных планах и инфраструктурных проектах, направленных на развитие всей агломерации», — подчеркнул Александр Беглов.
Губернатор отметил, что строительство новых участков магистрали на территории Петербурга в соответствии с предложенным графиком позволит синхронизировать проектирование и строительство заключительных этапов на территории Ленобласти.
На заметку
Широтная магистраль скоростного движения — это:
► 32 км пути;
► 13 транспортных развязок;
► 12 путепроводов на пересечении с улицами;
► 8 путепроводов на пересечении с железнодорожными путями.
«Проект непростой ввиду строительства большого количества путепроводов и эстакад, а также огромного объема подготовки: необходимо переустроить более 230 км городских сетей, переоформить более 350 га земли. Это очень масштабные работы, которые окажут позитивный эффект на экономику региона, дадут работу тысячам людей и заказы сотням предприятий», — сообщил вице-губернатор Санкт-Петербурга Николай Линченко.
Факт 6. КАД‑2 станет частью транспортного каркаса Петербургской агломерации
Дальний обход Северной столицы важен не только для Петербурга и Ленобласти. КАД‑2 обеспечит транзитное сообщение портов Балтийского моря и Мурманска с сетью скоростных автодорог России.
«КАД‑2 мы рассматриваем как четвертый важнейший элемент транспортного каркаса нашей агломерации с Ленинградской областью», — сообщил в эфире программы «Петербург. Новый взгляд» телеканала «78» Александр Беглов. Губернатор пояснил: первый элемент — это действующая КАД, второй — ЗСД, третий — ШМСД.
Проект второй кольцевой автодороги обсуждался в ходе ПМЭФ‑2024: рабочее совещание по развитию дорожной инфраструктуры агломерации, участие в котором приняли губернатор Петербурга и Ленобласти, провел заместитель председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин.
«Решено начать реализацию проекта нового скоростного обхода Санкт-Петербурга — КАД‑2. Нам всем предстоит большая работа. Необходимо актуализировать существующий план дорожного строительства, увязать в один большой проект все проекты, которые у нас есть в транспортном строительстве. Это и Широтная магистраль, и реконструкция существующих вылетных федеральных трасс Росавтодора, а также региональная и местная сети. И, что особо важно, необходимо увязать градостроительное развитие, чтобы эффективно развивалась вся Петербургская агломерация», — подчеркнул тогда Марат Хуснуллин.
Широтная магистраль подключит опорную дорожную сеть Петербурга на востоке через КАД к трассе «Кола» и откроет путь по южному берегу Ладожского озера к Мурманску, Архангельску и через Вологду вглубь России. Схема «МК в Питере»
Александр Беглов сообщил, что новые транспортные объекты придадут Петербургской агломерации мощный импульс для активного развития.
«Это касается транспортной инфраструктуры, строительства и ремонта дорог, создания железнодорожных и автомобильных обходов, развития наземного транспорта и метро», — заявил губернатор.
Он подчеркнул: действующая КАД практически исчерпала свои возможности. Сегодня она по своей сути является внутригородской трассой. При этом пиковая интенсивность движения транспорта на некоторых ее участках превышает 200 тысяч автомобилей в сутки.
На этом же совещании было сообщено, что первым этапом строительства станет участок от Кузьмолово до трассы М‑11 с новым мостом через Неву.
«Это позволит разгрузить самую проблемную на сегодня часть КАД — восточную. Синхронизировать и взаимно увязать проектные решения второго и последующих этапов ШМСД и КАД‑2», — сказал губернатор Петербурга.
Уже тогда стало известно: существует возможность ввести ШМСД и первый участок КАД‑2 практически одновременно.
Факт 7. ШМСД и КАД‑2 — уникальные стройки
В Смольном подчеркивают: таких проектов и масштабных инвестиций, как в случае со строительством новых крупных транспортных магистралей, в истории Петербурга не было никогда.
Тем временем
Задачи проекта:
► Создание новой вылетной магистрали, связывающей Петербург и Ленобласть на востребованном направлении.
► Переключение части трафика с наиболее загруженных участков федеральной трассы «Кола» и юго-восточной части КАД.
► Прямая связь восточных районов с центром города.
► Связь восточных районов городской застройки через ЗСД с северной и южной частью города в обход улично-дорожной сети.
► Переключение транзитного транспорта с улично-дорожной сети города.
► Формирование нового круглосуточного мостового перехода для связи правого и левого берега Невы в наиболее востребованном месте.
► Обеспечение транспортной доступности новых жилых массивов Ленобласти.
► Создание условий для редевелопмента территорий «серого промышленного пояса» Петербурга площадью более 4000 га в непосредственной близости от исторического центра.
► Подключение к перспективной автомобильной дороге «Подъезд к г. Всеволожску».
Автор: Наталья Морозова