Республика известна не только своей культурой, выпечкой и древней историей, но и нефтяными месторождениями, в которых только за прошлый год удалось добыть 35,24 миллиона тонн нефти.
Ежегодно республика поставляет большое количество нефти как на внутрироссийский рынок, так и за его пределы. Но санкции изменили привычные схемы экспорта.
Дружественный Китай
Из-за знаменитых санкций Китай для отечественных компаний, включая нефтяные, стал главным инструментом в поиске замены европейским и американским технологиям. Товарооборот Татарстана с Поднебесной взлетел до невиданных высот и составляет свыше трех миллиардов долларов. В него входят как покупка нефтехимического оборудования, так и катализаторов для нефтехимии, а также поставки Китаю большого количества нефтехимических продуктов.
- Сейчас мы можем с Китаем очень много решить вопросов в технологиях, нефтехимии, а также в оборудовании. И, наверное, может быть, даже в обмене кадрами, - отметил заместитель премьер-министра Татарстана - министр промышленности и торговли Татарстана Олег Коробченко.
При этом, как показывает практика, если не контролировать все торговые процессы, то можно легко создать зависимые отношения.
- Представители китайской компании обещали посетить Альметьевский нефтяной институт и начать выстраивать отношения. Огромный пласт, который мы можем освоить для себя, при этом не пуская их на наш рынок. Но покупая оборудование и используя их технологии, - заявил Коробченко.
Министр также отметил, что это надо делать аккуратно, чтобы не подсесть на аналогичную европейской и американской иглу, с которой удалось не так давно слезть. А также понимать, что угроза санкций висит и над теми китайскими предприятиями, которые продолжают сотрудничать с Татарстаном.
Водный путь спасения
Для возможности эффективной нефтяной торговли татарстанским компаниям пришлось изменить привычные логистические цепочки. Одним из решений оказался экспорт по воде.
Со слов министра промышленности, республиканские нефтяные компании, а также профильные трейдеры уже вовсю планируют строить самостоятельно, а также скупать корабли для будущего нефтеналивного флота. Такая тактика призвана спасти подсанкционный сырьевой сектор республики от закрытых западных нефтепроводов.
- Когда в 2022 году закрылись западные границы, первым делом я попросил судостроительную корпорацию «Ак Барс» предоставить проекты кораблей, которые они смогут построить, - отметил министр промышленности.
Со слов Коробченко, все эти трудности и препятствия, идущие от зарубежных санкций, для промышленности Татарстана стали мощным стимулирующим толчком.
- Выстраиваются новые потоки, новые связи и новые возможности по строительству нефтехимических заводов, включая те, которые занимаются переработкой. Да, меняются потоки, но это большие возможности для нашей промышленности в целом. И новые рынки, - уточнил Коробченко.
Но все-таки самым дешевым типом логистики для транспортировки нефти, со слов министра, был и остается трубопровод. Морские перевозки по дешевизне идут следом.
- Сейчас все трейдеры, все, кто продает нефть, обзаводятся кораблями, поэтому важная отрасль именно судостроение, - отметил Коробченко.
Былое величие
При этом от существовавшего когда-то в Татарстане нефтеналивного флота практически ничего не осталось.
- Качественного нефтеналивного флота уже, как раньше, нет. Многое уже давно устарело. Мы пытаемся восстановить тот самый флот, в связи с чем активно работаем по лизингу наших кораблей, - сообщил министр.
Тренд на морские перевозки в нефтяном секторе Татарстана виден четко, но хватит ли у республики ресурсов и средств на создание эффективной альтернативы, покажет время.
Автор материала: Павел Наумов