Власти столицы РТ внедряют нейросети в сфере градостроительства и архитектуры. Цифровые инструменты уже применяются для контроля за состоянием дорог и уличным освещением. Сможет ли ИИ заменить выпускников КГАСУ — в материале KazanFirst.
В Казанском Кремле 22 августа в рамках архитектурно-градостроительной конференции «Диалоги» (организатором выступила мэрия Казани) прошла дискуссия «Информационные технологии и искусственный интеллект (ИИ) в архитектуре и градостроительстве». Ее участники говорили о трансформации традиционных подходов к проектированию и адаптации архитектуры к современным вызовам.
— Технологии меняют мир кардинально. Трансформация происходит не только цифровая, а также и менталитета. И когда люди говорят, что останутся без работы, то они останутся без работы, но появляются другие сектора, которых ранее еще не было, — заявил заместитель главы исполкома Казани Радик Шафигуллин, который в мэрии курирует вопросы цифрового развития.
По его словам, искусственный интеллект «забирает монотонную работу, где требуется больше экспертизы». Однако люди будут востребованы там, где необходима высокая компетенция.
ИИ в сфере благоустройства
Шафигуллин рассказал, что чиновники уже используют цифровую платформу для автоматизации архитектурных процессов. В нее загружаются практически все данные, начиная с генерального плана Казани и заканчивая документами по планировке отдельных территорий.
— Мы сейчас учим машину собирать сведения без участия человека, — сказал он.
Шафигуллин также сообщил о внедрении искусственного интеллекта для контроля благоустройства (например, проверка работы уличного освещения, наблюдение за состоянием дорог).
— Мы сейчас видим, горят или нет лампы, видим ямы на дороге, наблюдаем за качеством уборки снега, за грузовыми авто, — рассказал спикер.
Чиновник добавил, что сейчас в мэрии завершают работу над обучением ИИ фиксировать состояние остановок, рекламных конструкций и мусорных урн.
С 2018 года Минстрой РФ реализует проект «Умный город» для цифровизации городского хозяйства. Начальник отдела взаимодействия с регионами этого проекта Екатерина Баранова подчеркнула, что главной тенденцией «Умного города» является человекоцентричность. Проект должен помогать бизнесу и инвесторам находить контакт с целевой аудиторией и понимать ее потребности.
KazanFirst
В качестве примера она привела голосование за объекты благоустройства, которое показывает «какие боли есть у горожан». По ее словам, бизнес может предложить импортозамещенные решения через «Умный город», хотя они «не всегда идеальны».
Руководитель бюро T+T Architects Сергей Труханов рассказал, что его «разрывает между надеждами и скепсисом относительно новых технологий».
— Есть визионерские ощущения, что генеративные алгоритмы могут существенно упростить нашу работу, вывести проекты на новый уровень, сократить сроки реализации и минимизировать ошибки, — поделился Труханов.
Однако, по его словам, в их цифровой лаборатории часто возникают сомнения по поводу эффективности этих технологий. Он упомянул, что при работе с нейронными сетями на этапе концепции бывает сложно достичь нужного результата.
— Иногда на создание хорошего промта уходит столько же времени, как если бы мы проанализировали проект вручную, — заявил спикер.
У машины нет свободы мысли
Сооснователь архитектурного бюро Osetskaya.Salov Александр Салов поделился своим видением использования цифровых технологий в проектировании. Он подчеркнул, что именно концептуальные и творческие задачи вдохновляют их команду на работу, поэтому они активно используют цифровые инструменты. Однако, по его мнению, ИИ пока не может соперничать с человеком в вопросах творчества.
— ИИ — это всего лишь обученная машина, у нее нет свободы мысли и оценочного суждения, поэтому говорить о создании полноценного и равного человеку творчества, наверное, не стоит, хотя было бы интересно создать себе конкурента, чтобы с ним посоперничать, — считает Салов.
KazanFirst
Главный архитектор «Генпро» Елена Пучкова, завершая дискуссию, сказала, что пока непонятна «финальная точка» в архитектуре, от этого непонимание и нежелание использовать новые технологии.
По мнению Пучковой, будущее архитектуры лежит в трансформируемых формах, которые адаптируются под потребности человека и окружающую среду. Она подчеркнула, что новые фигуры, центры и способы перемещения внутри зданий станут ключевыми элементами архитектуры будущего.
— Конечная цель должна заключаться в отказе от традиционного проектирования зданий, — заключила архитектор.
Автор материала Марк Крячко