Вторая Латинская война — это военный конфликт между Римской Республикой и городами Латинского союза, который происходил с 340 по 338 годы до нашей эры.
Основной причиной конфликта стало недовольство общин Латинского союза агрессивной политикой Рима и их зависимым положением.
В 358 году до н. э. латинские племена впервые за долгое время предоставили Риму солдат, выполняя условия Кассиева договора, заключенного после Первой Латинской войны около 493 года до н. э. Однако уже в 348 году до н. э. на собрании представителей латинских племен в Ферентинской роще латиняне, согласно Ливию, заявили: «Хватит приказывать тем, кто вам нужен: с оружием в руках латинам легче защищать свою свободу, чем подчиняться чужому владычеству».
Вторая половина 340-х годов прошла в ожидании войны с латинскими племенами. В 340 году до н. э. в Рим были приглашены десять старейшин латинских племен. По прибытии один из послов, Анний, выступил с речью, словно он — победитель, захвативший Капитолий, а не посол, защищаемый правом народов. Анний, указывая на регулярную военную помощь Риму, от имени латинских племен требовал признания латинян частью единого народа и государства с римлянами, где один из двух консулов избирался бы из их числа.
Консул Тит Манлий Империоз Торкват, опасаясь, что сенаторы могут удовлетворить требования латинян, решительно отверг их притязания и призвал в свидетели своей правоты Юпитера. После этого, согласно Ливию, Анний выбежал из курии, споткнулся и упал, ударившись о ступеньку, потеряв сознание; по другой версии, он погиб, хотя Ливий отмечает, что не все авторы это упоминают. Это событие было воспринято как одобрение богов, и вскоре римляне собрали армию для похода.
Согласно сохранившемуся преданию Ливия, незадолго до битвы консулам приснился вещий сон, в котором говорилось, что победа достанется тому войску, чей полководец «пожертвует рати противника и собой». После гаданий гаруспиков консулы решили, что тот из них, чьи гастаты начнут отступать к принципам, должен будет покончить с собой ради общей победы. Вскоре Торкват, известный своей строгой дисциплиной в армии, приказал казнить своего сына за то, что тот ослушался приказа и убил латинянина во время разведки.
Первыми начали отступать гастаты левого крыла под командованием Деция. Он вызвал понтифика и произнёс жертвенные слова, после чего бросился в самую гущу сражения. Спустя некоторое время, когда исход битвы ещё не был ясен, Торкват приказал вступить в бой свежим триариям, что обеспечило римлянам полную победу.