21 августа ОКБ "Авиастроитель" которое входит в холдинг "ОКБ Яковлев" заявило о плпнах по модификации учебно-тренировочного самолета Як-52 в вариант под названием Як-52Б2, предназначенный для борьбы с дронами.
Эта разработка представляет собой сдвиг роли самолета от его традиционного использования в качестве учебной платформы к адаптации для задач, связанных с противодействиям БПЛА.
Руководитель проекта ОКБ "Авиастроитель" Дмитрий Мотин отметил, что модернизация Як-52 в Як-52Б2, именуемый теперь "Самолет противодействия БПЛА", является одним из приоритетных проектов бюро. Ожидается, что в ближайшее время самолет получит сертификат летной годности Росавиации, подтверждающий его готовность к эксплуатации.
Процесс модернизации включает установку нового оборудования, такого как многофункциональный дисплей в задней кабине, а также модернизацию систем навигации и пилотирования самолета. Кроме того, в самолет будут интегрированы система радиоэлектронной борьбы (РЭБ), предназначенная для нарушения каналов связи, и радиолокационная система. ОКБ "Авиастроитель" работает над расширением возможностей Як-52 за пределы тренировочных полетов, стремясь оснастить Як-52Б2 средствами борьбы с различными типами современных беспилотников, включая ударные и разведывательные БПЛА.
Первый опыт использования таких самолетов для борьбы с БПЛА был применен от безисходности на Украине, где с помощью Як-52 они пытаются бороться с нашими "дальними дронами" «Орлан-10» и ZALA. Эти бои, часто описываются как воздушные бои Первой мировой войны, подчеркивая низкоскоростную маневренность Як-52, который подходит для поражения дронов, действующих на малых высотах и скоростях. Причем в качестве оружия для сбития дронов выступают вторые пилоты вооруженные стрелковым оружием.
Особенно ярко и часто ВСУ применяло Як-52 в боях над Одесской и Николаевской областями, где он пытался сбивать российские беспилотники. Использование Як-52 в этих целях вызвало интерес к изучению подобных стратегий, таких как адаптация других устаревших самолетов, таких как биплан Ан-2, для задач по борьбе с дронами в районах, удаленных от линии фронта.
Як-52 — двухместный учебно-тренировочный самолет советской разработки, который впервые поднялся в воздух в 1976 году и поступил на вооружение в 1979 году. Як-52, разработанный как модификация одноместного Як-50, предназначался для тренировок по высшему пилотажу для военных летчиков. Самолет также производился в Румынии компанией «Аэростар» под обозначением Иак-52 с 1977 по 1998 год. Як-52 создан для эксплуатации в различных условиях, в том числе оаботе с полевых аэродромах, и рассчитан на минимальное техническое обслуживание.
Як-52 имеет цельнометаллический планер с тканевым покрытием рулей и оснащен девятицилиндровым звездообразным двигателем Веденеева М-14П мощностью 360 л.с. Пневматическая система самолета, используемая для ключевых операций, таких как шасси, закрылки и тормоза, является особенностью, которая относительно редко встречается в западных самолетах. Эта система позволяет Як-52 надежно работать в условиях экстремального холода.
Як-52 широко использовался ДОСААФ — советским Добровольным обществом содействия армии, авиации и флоту — для подготовки военных летчиков. Его конструкция позволяет ему выдерживать большие перегрузки, что делает его пригодным для фигур высшего пилотажа. После распада Советского Союза многие Як-52 были проданы частным владельцам на Западе, где они стали популярны в гражданской спортивной авиации.
Примечательным элементом конструкции Як-52 является полуубирающееся шасси, которое остается частично открытым даже в убранном состоянии, что снижает риск повреждения при приземлении на брюхо. Як-52 имеет максимальную скорость около 420 км/ч и практический потолок около 4000 метров, что делает его универсальным для различных видов полетов: от учебных до развлекательных. Самолет известен простотой обслуживания и надежностью — характеристики, соответствующие советскому подходу к авиастроению. Як-52 был спроектирован так, чтобы выдерживать интенсивное использование с минимальными ресурсами, что делает его практичным выбором для аэроклубов и частных владельцев. Его летные характеристики, в том числе способность выполнять сложные фигуры высшего пилотажа, способствовали его дальнейшему использованию на протяжении более чем полувека.
Всего было выпущено более 1800 самолетов Як-52, включая несколько модификаций с модернизированными характеристиками для западных рынков. Як-52 по-прежнему используется во многих частях мира, особенно на авиашоу и соревнованиях по высшему пилотажу, и признан репрезентативным примером авиационной техники советских времен.
В настоящее время в России находится в разном состоянии не менее 200 таких самолетов.