Найти тему
КОСМОС

Неудачные попытки восстановить Великий Иудейский Храм в Иерусалиме

Оглавление

Древние израильтяне прославились строительством двух величественных храмов, где они поклонялись своему богу Яхве. Первый храм был возведен сыном царя Давида, Соломоном, в самом сердце Иерусалима. Этот храм был разрушен в 586 году до н.э. вавилонским царем Навуходоносором II. Израильтяне не стали терять времени и начали восстановление своего храма уже через несколько десятилетий, в 516 году до н.э. Второй храм строился и перестраивался на протяжении многих веков и был завершен с грандиозным размахом в 18 году до н.э. при Ироде Великом.

Второй храм был знаменитым образом разрушен в 70 году н.э. римлянами во время великого еврейского восстания. (Это событие было предсказано Иисусом и многими другими библейскими авторами.) Римляне полностью уничтожили храм и оставили Иерусалим в руинах, запретив евреям возвращаться туда на многие века.

С момента разрушения Второго храма предпринимались многочисленные попытки его восстановить. Евреи восстановили храм после того, как вавилоняне его разрушили. Затем они несколько раз перестраивали Второй храм. Почему бы не восстановить его снова? Идея гипотетического нового еврейского храма в Иерусалиме называется «Третий храм», и она вызывает интерес уже на протяжении тысячелетий.

Идея Третьего храма крайне противоречива. Некоторые ортодоксальные евреи считают, что их Мессия не придет, пока храм не будет восстановлен. Ортодоксальные евреи также сожалеют о том, что у них нет доступа к храмовым ритуалам, как это было в прошлом. Некоторые христиане верят, что «конец времен» не наступит, пока Третий храм не будет построен в Иерусалиме, и что его возведение ознаменует Второе пришествие Христа. Многие современные израильтяне и мусульмане выступают против идеи Третьего храма, видя в ней лишь источник волнений и насилия в регионе, который уже страдает от глубоких разногласий.

Идея Третьего храма стара, почти такая же старая, как и сам Второй храм. Несмотря на то, что в разные эпохи многие люди проявляли интерес к воскрешению еврейского храма в Иерусалиме, это никогда не осуществлялось. Вот почему.

Бар-Кохба

-2

В начале второго века римский император Адриан, известный своими оборонительными стенами, дал разрешение еврейскому народу на восстановление Иерусалима вместе с их священным храмом. Это произошло примерно через пятьдесят лет после разрушения Второго храма. Однако вскоре после того, как Адриан позволил евреям вернуться в Иерусалим, он передумал и отменил разрешение на строительство нового храма.

Это резкое изменение решения не понравилось радикальным еврейским ополчениям, которые все еще скрывались в пустыне вокруг руин Иерусалима. В 132 году эти ополчения объединились под руководством харизматичного лидера по имени Симон Бар-Кохба. Бар-Кохба возглавил успешное восстание против Рима, второе за 62 года, и сумел отбить Иерусалим, удерживая его в течение трех лет. В это время Бар-Кохба считался «князем» города, и он серьезно занялся восстановлением храма. Однако у Бар-Кохбы не было доступа к деньгам и материалам, необходимым для быстрого выполнения этой задачи.

Римляне в конечном итоге снова изгнали евреев из Иерусалима и запретили им возвращаться. Они стёрли название Иерусалима с карт и убили еще 500 000 евреев. Сам Бар-Кохба был убит римлянами в 135 году, и вместе с его смертью умерли и все надежды на строительство Третьего храма в этот период.

Юлиан Отступник

Следующая серьезная попытка восстановить храм в Иерусалиме была предпринята Юлианом Отступником — последним языческим императором Рима. Юлиан пришел к власти в годы после смерти Константина Великого и правил с 361 по 363 год. Вместо того чтобы возводить храм в честь Яхве, Юлиан хотел построить его, чтобы нанести удар по римским христианам. Юлиан был противником христианства и инициировал серию юридических атак против христианства в империи. Юлиан надеялся, что новый храм в Иерусалиме оскорбит христиан и поможет создать еврейскую противовес, чтобы ослабить растущее влияние христианства в регионе. Странно, но не впервые языческий правитель задумывался о восстановлении еврейского храма. (Кир Великий также поддерживал восстановление храма в Иерусалиме.)

Юлиан писал о храме несколько раз в письмах и переписке со своими друзьями и советниками. Юлиан хотел вернуться с военной экспедиции против Персии победителем и затем начать грандиозную строительную кампанию, нацеленную на языческие храмы, старые римские города и еврейский храм. Как и Бар-Кохба до него, Юлиан был убит до того, как его идеи смогли реализоваться. Персидское копье поразило языческого императора в 363 году.

Сасанидская империя

-3

Сасанидская империя была той самой Персидской империей, которую Юлиан пытался свергнуть в IV веке. Юлиан потерпел неудачу. 250 лет спустя, Сасанидская империя смогла вытеснить Византийскую империю (Восточный Рим) из Святой земли. В 610 году персы вновь захватили Иерусалим и решили вернуть его под контроль евреев. Впервые со времен восстания Бар-Кохбы евреи контролировали Иерусалим.

Восторженные представители новой еврейской правящей элиты немедленно приступили к планированию восстановления храма. К сожалению, эта многовековая битва между Персией и Римом не была закончена. Византийцы быстро вернулись в регион. Столкнувшись с наступлением византийцев, персы вернули Иерусалим местным христианам, вероятно, чтобы умиротворить византийцев. Христиане быстро разрушили строительные леса нового храма, и, по легенде, они превратили это место в мусорную свалку, выражая своё недовольство этой идеей.

Мусульманские завоевания Леванта

Иерусалим вновь был осажден в 636 году н.э. во время мусульманских завоеваний Святой земли. Мусульманские армии вышли из Аравии в VII веке и шокировали византийцев. Арабские войска смогли захватить город после шестимесячной осады, и Иерусалим впервые перешел в руки мусульман. Иерусалим оставался под мусульманским контролем до Первого крестового похода, почти четыреста лет спустя.

Существует легенда, что за стенами Иерусалима проповедник выступил с проповедью, в которой призвал мусульман и евреев объединиться под знаменем их отца Авраама. Проповедь была настолько убедительной, что большая группа вошла в Иерусалим после осады и начала совместно восстанавливать храм. Но эта добрая воля была недолговечной. Вскоре в город прибыли подкрепления, и вновь прибывшие мусульмане не разделяли энтузиазм местных жителей к сотрудничеству. Третий храм снова был заброшен, и на его месте появилась мусульманская молитвенная площадка.

Современные попытки

-4

Существуют многочисленные ортодоксальные группы в Израиле, которые хотят видеть храм восстановленным в наши дни. Израиль контролирует значительную часть Иерусалима и является свободной и независимой нацией впервые за тысячи лет. Однако современные попытки реализовать идею Третьего храма не увенчались большим успехом, как и прошлые.

Ортодоксальные евреи хотят видеть храм восстановленным на его первоначальном месте, на Храмовой горе. Проблема в том, что после столетий мусульманского правления Храмовая гора теперь является домом для двух священных исламских объектов: мечети Аль-Акса и Купола Скалы. Оба этих объекта существуют уже более тысячи лет, и их нельзя снести, не вызвав гнев всего мусульманского мира.

Были случаи, когда радикальные евреи пытались проникнуть на Храмовую гору и совершить традиционные молитвы или жертвоприношения, но каждая такая попытка вызывает массовые мусульманские протесты и негодование.

Третий храм теоретически можно было бы построить на новом месте, но так как основными сторонниками нового храма являются ортодоксальные евреи, а они хотят видеть храм именно на Храмовой горе, никаких попыток его строительства на новом месте не предпринималось. Иерусалим также остается спорным городом, являющимся предметом потенциального решения о двух государствах для Израиля и Палестины, и строительство нового храма в городе только усугубит напряженность между этими двумя народами, которая уже весьма велика.

Таким образом, с момента приобретения Израилем независимости в 1948 году не было сделано никаких серьезных попыток построить новый храм в Иерусалиме. И в ближайшем будущем такие попытки маловероятны.

Заключение

Идея Третьего храма в Иерусалиме привлекает внимание людей на протяжении тысячелетий. В умах многих ортодоксальных евреев и евангелических христиан Третий храм является ключом к следующей эпохе. Для других идея Третьего храма — это головная боль, которая только усиливает религиозное напряжение между христианами, мусульманами и евреями. Каждая попытка построить Третий храм была сорвана, и нередко сторонники этой идеи погибали. В настоящее время нет серьезных планов по восстановлению храма из-за сохраняющегося напряжения между христианами, мусульманами и евреями, а также между израильтянами и палестинцами.

Тем не менее, это не мешает некоторым радикальным религиозным фанатикам мечтать о новом храме, а также не останавливает христиан, предвкушающих апокалипсис, которые продолжают размышлять об этом и проповедовать.