Наконец, за вступлением следовал текст истории:
«…Далекое прошлое
В северо-восточной части Новосибирской области на Сибирской магистрали в 126 км от Новосибирска расположен город Болотное – крупная железнодорожная станция и административный центр Болотнинского района.
Болотное возникло в качестве притрактного села на Московском тракте в 1805 году. Долгое время Московский тракт был единственным средством связи Центральной России с восточными окраинами страны и Китаем. Вдоль Московского тракта образовались новые деревни, большая часть населения которых содержала постоялые дворы, занималась ямщиной, выпечкой хлеба для приезжих и другими работами, связанными с обслуживанием движения по тракту. В преданиях об истории возникновения Болотного говорится:
«Сперва тракт проходил из Чебулы на Черную. Лишку давали, езда была плоха. Захотели распрямить и сделали Болотную: тут остановка обозов и обосновалась»…».
Вновь, как и в «Уголке Сибири», мы видим в тексте повествования прямое цитирование томского и новосибирского писателя Мисюрёва, но при этом видим также, что Кубышкин и Карнеева отказываются от даты основания Болотного в 1804 году, предложенной Мисюревым, и обращаются к дате основания Болотного в 1805 году. Как люди образованные и читающие, они не могут игнорировать информацию из областной и союзной справочной литературы того времени, в которой в сведениях о Болотном с 1930-х годов надежно было закреплено примечание: «Изв. с 1805 г.». Для того времени это была правильная дата. В 2014 году уроженка Болотного, томский историк и краевед Галина Александровна Ковальчук (Голишева) обнаружит в Государственном архиве Новосибирской области документы, которые обосновывали истинную дату основания Болотного в 1816 году.
«…Свое название новый населенный пункт, очевидно, получил от речки Болотной, на берегах которой было основано село. Дальнейшему росту Болотного способствовало то, что именно в нем от Московского тракта отошла другая важная дорога – Барнаульский тракт, связывающий центры с Рудным Алтаем и его цветной металлургией. В селе делали остановки по пути на Томск и Барнаул для смены лошадей. Постоянное передвижение обозов способствовало развитию торговли. Имелась в Болотном маленькая почтовая станция, строились лавки и склады. В 1900 году село Болотное насчитывало около 100 дворов и располагалось на Московской и Кировской (Кузнечной) улицах. Вся территория за прудом и за базарной площадью была покрыта дремучим лесом. Улицы Ремесленная, Комитетская появились в 1909 году. Комитетская называлась Гондатьевской, по фамилии тогдашнего томского губернатора. Первые жители Ремесленной улицы занимались ремеслом – катали валенки, заводили шорные мастерские, изготавливали хомуты, уздечки. Улицы застраивались маленькими бревенчатыми одноэтажными домами. Более крупные дома принадлежали купцам, торговцам и другим предпринимателям. Так, два дома на улице Калинина, где помещается редакция районной газеты «Путь Ильича» и школа рабочей молодежи, принадлежали братьям Волченко, которые занимались торговлей. В доме, где помещается школа № 10, был частный ресторан «Ялта», принадлежавший Непомнящему. Здание, где сейчас детсад № 3, принадлежало Рактитиной-Щеколдиной, содержавшей частную аптеку и завод фруктовых вод. Здание 2-го детского сада принадлежало Иволгину, занимавшемуся скупкой кожсырья. Дом, где теперь военкомат, принадлежал Батурину. Здание, где размещался райком до перехода в новое помещение, до революции принадлежало торговцу Лобанову. Здание, где теперь прокуратура, принадлежало Ярову. С 1909 года в селе размещалась волость, занимавшая помещение, где сейчас больница, на бывшей Гондатьевской улице.
Основным занятием жителей в дореволюционное времябыло сельское хозяйство с направлениями: полеводство ржано-овсяное, пшеничное, животноводство мясо-молочное . в сельском хозяйстве господствовал кулак, эксплуатировавший бедноту и батраков, которые не имели своих орудий труда и вынуждены были брать их под отработки, а отрабатывали в самые золотые солнечные дни. Особенно жестоко эксплуатировались переселенцы, которых гнало в Сибирь из Белоруссии малоземелье. Но и здесь крестьяне-переселенцы попадали под гнет кулака. Громадные массивы земли не засеивались. Урожаи были низкие. Мелкие маслодельные заводы принадлежали торговцам или кулакам. Вся сельскохозяйственная продукция - масло, хлеб, шерсть и т.д. – скупалась купцами и увозилась в европейскую часть или за границу. Ни царское правительство, ни местные власти не заботились о крестьянах-переселенцах. Землеустроители указывали места для поселков по своему усмотрению, часто на малоудобных для жизни землях. Так, в устных преданиях и рассказах старожилов села Варламово Болотнинского района сохранилась история жизни переселенцев в Сибири до революции. По преданию, основателем села был Варлам Левковский, приехавший из Белоруссии в 1907 году за семьей Левковского приехали и другие его земляки, поселились в шалашах и стали рубить избы. В лесоматериале недостатка не было. Но никакой помощи ни в чем приезжим не оказывалось. Сколько нечеловеческого труда пришлось приложить людям прежде чем они увидели над своей головой крышу и съели первый хлеб, выращенный на сибирской земле! Одежду и обувь покупали у болотнинских купцов, которые пользовались удобным случаем содрать втридорога.
Так выросли и другие переселенческие деревни района, как Турнаево, Больше-Речка, Курдановка, Калинкин Падун и многие другие.
В районе много и таких сел, которые основаны и заселены старожилами-сибиряками – сюда относятся Мануйлово, Савиново, Ача, Зудово, Елфимово, Корнилово и другие. Но и эти села впоследствии были частично заселены приезжими из юго-западных губерний России».
28 марта 1967 года в новом номере газеты «Путь Ильича» вышло продолжение истории. Так как в 1967 году в составе Болотнинского района находилась территория современного Мошковского района, часть повествования оказалась посвященным населенным пунктам, ныне не относящимся к Болотнинскому району. Поэтому эту часть повествования мы опустим и продолжим с места, где сообщается о событиях, происходивших в современных административных границах нашего района:
«…До революции все население занималось сельским хозяйством. Однако, приходилось нести государственную повинность – ямщину. Перевозили людей, почту, грузы на следующую станцию. По очереди, двор за двором на паре лошадей уезжали в сторону Ояша. В зимнее время, свободное от работы, крестьяне занимались еще заготовкой березовых дров. Возили их на берег Оби, складывали штабелями. А летом ими загружали пароходы, для которых дрова были основным топливом.
Первые годы население подразделялось на поселенцев, переселенцев, «варнаков», «бродяг». Поселенцами называли людей, отбывших каторгу и определенных на поселение. Это были малограмотные люди, малоопасные для царского правительства. О их трудолюбии сложили поговорку: «Вот робит, так робит! Как настоящий поселенец». В шутку их предупреждали: «Робить не задорься: силу береги». Варнаками называли людей, которых царское правительство лишило возможности трудиться честно на своей земле, выбило их из привычной колеи, оставило без семьи и друзей, толкнуло на преступную дорогу. Такой путь ждал нередко «ходоков» от крестьянского общества, которые затевали тяжбу с помещиками или местными богачами. Так, все население деревни Урево – близ Ташар вначале состояло из варнаков. Жили они на самом берегу Оби, селение было обнесено высоким деревянным забором из бревен. Позднее по приказу было перенесено на тракт…».
Автор текста утрирует, называя Умревинский острог – Урево, а Ташару – Ташаром, и приближая события повествования со времени, когда в Умревинском остроге, «обнесенном высоким деревянным забором из бревен», жил казачий гарнизон, ко времени, когда вместо казаков на пришедшем в запустение безлюдном укреплении могли находить приют разбойники и беглые каторжники – «варнаки», то есть на век позже.
«…В тяжелые условия ставило правительство и тех людей, за которыми укрепилось название «бродяг». Это были люди, бежавшие с каторги или отбывшие каторгу, но не имеющие права выехать на родину. Они проживали на нелегальном положении под вечной угрозой от полиции. Бродяга мог жить в деревне 3-7 дней, а потом должен был переходить в другую.
Среди таких людей встречались хорошие мастеровые: красильщики, столяры. Многие были грамотные и отличались большой силой воли в борьбе с царским правительством…».
Евгений Терентьев