Когда говорят о дореволюционном Узбекистане, вспоминают, прежде всего, великолепные фотографии Сергея Прокудина-Горского. Он запечатлел эмиров и их сановников в ярких разноцветных халатах, красочные медресе и дворцы, а также повседневную жизнь улиц древних городов.
Фотограф Макс Пенсон, популярный в 1930-1940-е гг, но затем на длительное время позабытый, показывает совсем другой Узбекистан - на стыке цивилизаций. С помощью фотографий с 1926 года по 1949 год он вел летопись превращения царской "колонии" в "современное советское общество".
Макс Пенсон: про фотографа
...родился в городе Велиже Витебской губернии 17 марта 1893 года. Отец по профессии переплетчик, работал в местечковой мелкой типографии. Лично очень рано начал трудовую жизнь. Мальчиком меня отдали на обучение в переплетную мастерскую. Грамоте обучался самоучкой// из автобиографии М. Пенсона
Юноша из небогатой еврейской семьи оказался в Средней Азии в 1915 году, когда началась эвакуация города Вильно, в котором он проходил обучение в художественно-промышленной школе.
В Коканде он преподавал рисование в школе, работал в отделе Народного образования, а в 1923 году был переведен в Ташкент, где и началась его карьера фоторепортера. В течение 23 лет он был сотрудником крупнейшей в Средней Азии газеты "Правда Востока".
В фотографии, как. в грамоте, Пенсон был аутодидактом - талантливым самоучкой.
Фотографии Пенсона можно поставить в один ряд с работами известных советских фотографов-новаторов, например, Родченко или Бальтерманца.
Макс Пенсон умер в 1959 году. В последние 10 лет жизни он был отстранен от любимого дела (сначала его обвинили в приверженности западной эстетике, а после 1948 года, когда преследования евреев усилились, был уволен из «Правды Востока»).
Макс Пенсон: летопись советского Узбекистана
Макс Пенсон оставил после себя огромное наследство. Сохранившийся архив негативов насчитывает около 50 тысяч единиц - он снимал рабочих на полях, грандиозные советские стройки, горожан на праздниках, женщин, детей.
Как сказал про Пенсона С. Эйзенштейн, "просто невозможно, например, говорить о Фергане, не упоминая Пенсона, который объездил весь Узбекистан со своим фотоаппаратом. Его фотоархивы позволяют нам проследить историю этой республики год за годом, страница за страницей».
В своих фотографиях Пенсон не ставил задачу продемонстрировать экзотический Узбекистан - чрезмерного увлечения архитектурными деталями или восточными нарядами на его фотографиях не найдешь. Он демонстрировал колорит республики через изображения людей и фотодокументирование особенностей их быта и хозяйственной жизни.
Разъезжая по всему Узбекистану, Пенсон запечатлевал как индустриальные успехи республики, так и происходящие культурно-социальные сдвиги. Так, на ранних фотографиях мы видим узбекских женщин, с ног до головы укрытых в паранджу, а на более поздних - занимающихся в школах, открыто кормящих детей грудью и выступающих на спортивных мероприятиях.
«Узбекская Мадонна» - одна из самых известных фотографий М. Пенсона. В 1937 году она получила высшую награду на Всемирной выставке в Париже
"Свободные женщины Востока" была одной из самых любимых тем Пенсона. Второй же по значимости был спорт. На его фотографиях мы видим сосредоточенных юных боксеров, людей занимающихся коллективной гимнастикой и пышущих здоровьем молодых советских спортсменов.
Сейчас Пенсона многие называют советским пропагандистом, летописцем тоталитаризма и говорят, что его фотографии вызывают "ужас".
Лучезарные узбеки на фоне портретов Ленина и Сталина, счастливые рабочие, трудящиеся на благо страны, уютный советский быт - безусловно, идеологическая составляющая в работах Пенсона играла решающую роль.
Однако стоит ли рассматривать эти фотографии как простую пропаганду? На мой взгляд, нет.
Пенсон был вынужден играть по правилам. Но от простых "идеологически выверенных" журнальных и газетных фотографий того времени, его фото отличают, во-первых, огромное мастерство, во-вторых, искренность и содержащаяся в них "правда жизни".
Пенсону удалось показать столкновение двух разных систем мироустройства - старого мира и нового. Фото спортсмена, бегущего на фоне женщин, укутанных в паранджу, или проезжающих мимо друг друга тракториста и мужчины на ослике - яркое тому свидетельство.
Его фотографии - линза, через которую видны надежды и чаяния эпохи, а также особо понятные нам сейчас противоречия между реально существующим социальным порядком и его проецируемым образом.
И хотя Пенсон делал "идеологические фотографии, демонстрирующие достижения Советской власти в технологическом прогрессе и превращении отсталой республики в современную Узбекскую ССР", центральной фигурой на его фотографиях выступает человек, а идеологический контекст для него стал эстетическим вызовом, к которому он талантливо адаптировал свои работы.
А вам понравились фотографии М. Пенсона? Любите рассматривать старые фотографии?