21 августа 2024 года российское конструкторское бюро имени Яковлева через свое дочернее ОКБ «Авиастроитель» изложило планы по модификации учебно-тренировочного самолета Як-52 в вариант под названием Як-52Б2, предназначенный для операций по борьбе с беспилотниками.
Эта разработка представляет собой изменение роли самолета с его традиционного использования в качестве учебной платформы на адаптацию для задач, связанных с поражением украинских беспилотных летательных аппаратов (БПЛА).
Руководитель проекта ОКБ «Авиастроитель» Дмитрий Мотин сообщил, что модернизация Як-52 в Як-52Б2, который теперь называется «Самолет противодействия БПЛА», является одним из приоритетных проектов бюро. Ожидается, что самолет вскоре получит сертификат летной годности от Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация), что будет свидетельствовать о его готовности к развертыванию.
Процесс модернизации включает установку нового оборудования, такого как многофункциональный дисплей в задней кабине, а также модернизацию навигационных и пилотажных систем самолета.
Кроме того, в самолет будет интегрирована система радиоэлектронной борьбы (РЭБ), предназначенная для нарушения каналов связи, и радиолокационная система.
ОКБ «Авиастроитель» работает над расширением возможностей Як-52 за пределы учебных полетов, стремясь оснастить Як-52Б2 для борьбы с различными типами украинских беспилотников, включая ударные и разведывательные БПЛА.
На Украине Як-52, изначально советский учебный самолет, был перепрофилирован для борьбы с российскими беспилотниками. Украинские силы использовали эти винтовые самолеты для перехвата и сбивания российских разведывательных беспилотников, включая модели Орлан-10 и ZALA.
Эти бои, часто описываемые как напоминающие воздушные бои Первой мировой войны, подчеркнули маневренность Як-52 на малых скоростях, которая подходит для борьбы с беспилотниками, действующими на малых высотах и скоростях. Поскольку у Як-52 отсутствуют встроенные системы вооружения, украинские летчики использовали ручное стрелковое оружие из кабины, чтобы сбивать вражеские беспилотники.
Этот подход применялся в нескольких случаях, включая боевые действия над Одесской и Николаевской областями, где Як-52 использовались для сбивания российских беспилотников. Использование Як-52 в этих ролях вызвало интерес к изучению аналогичных стратегий, таких как адаптация других устаревших самолетов, таких как биплан Ан-2, для антидронных миссий в районах, удаленных от линии фронта.
Як-52 — двухместный учебно-тренировочный самолет советской разработки, совершивший первый полет в 1976 году и поступивший на вооружение в 1979 году. Разработанный как производная от одноместного Як-50, Як-52 был разработан для обучения высшему пилотажу военных летчиков. Самолет также производился в Румынии компанией Aerostar под обозначением Як-52 с 1977 по 1998 год. Як-52 создан для эксплуатации в различных условиях, включая суровые полевые условия, и требует минимального обслуживания.
Як-52 имеет цельнометаллический планер с полотняной обшивкой поверхностей управления и оснащен девятицилиндровым звездообразным двигателем Веденеева М-14П мощностью 360 лошадиных сил. Пневматическая система самолета, используемая для ключевых операций, таких как шасси, закрылки и тормоза, является особенностью, которая относительно не распространена в западных самолетах. Эта система позволяет Як-52 надежно работать в экстремально холодных условиях.
Як-52 широко использовался ДОСААФ, Советским добровольным обществом содействия армии, авиации и флоту, для подготовки военных летчиков. Его конструкция позволяет ему выдерживать высокие перегрузки, что делает его пригодным для выполнения фигур высшего пилотажа. После распада Советского Союза многие Як-52 были проданы частным владельцам на Западе, где они стали популярны в гражданской спортивной авиации.
Примечательным элементом дизайна Як-52 является его полуубирающееся шасси, которое остается частично открытым даже в убранном состоянии, что снижает риск повреждения при посадке на брюхо. Як-52 развивает максимальную скорость около 420 км/ч и практический потолок около 4000 метров, что делает его универсальным для различных типов полетов, от учебных до развлекательных.
Самолет известен своим простым обслуживанием и надежными характеристиками, которые соответствуют советскому подходу к авиастроению. Як-52 был разработан для интенсивного использования с минимальными ресурсами, что делает его практичным выбором для аэроклубов и частных владельцев. Его летные характеристики, включая его способность к продвинутому высшему пилотажу, способствовали его дальнейшему использованию.
Всего было выпущено более 1800 самолетов Як-52, включая несколько версий с модернизированными функциями для западных рынков. Як-52 по-прежнему активно используется во многих частях мира, особенно в авиашоу и соревнованиях по высшему пилотажу, и признан представительным примером советской авиационной техники.
Вы читали статью зарубежного издания World defense news.
Прочитал и подумал "Ну, хоть малая авиация оживет". Если эта идея получит распространение, то скоро во многих регионах будут по сигналу воздушной тревоги взлетать ЯК-52Б2 как средства ПВО от дронов. Правда мне кажется, что только одного РЭБа на борту недостаточно. Надо и вооружение иметь.
Скоро выйдет новая статья, а пока читайте интервью с бойцом ЧВК Вагнер с позывным Каспер.
Поддержать автора и развитие канала можно тут👇👇👇
2200 7004 5079 2451 Тинькофф, 4276 4200 4921 7473 Сбер
Благодарю за поддержку, за Ваши лайки, комментарии, репосты, рекомендации канала своим друзьям и материальный вклад.
Каждую неделю в своем телеграм-канале, провожу прямые эфиры с участниками СВО.
Читайте другие мои статьи:
Интервью с танкистом ЧВК Вагнер
Интервью с арткорректировщиком ЧВК Вагнер
Интервью с оператором квадрокоптера ЧВК Вагнер
Интервью с оператором БПЛА Орлан-10 ЧВК Вагенер
Интервью с санитаром переднего края ЧВК Вагнер