Найти тему
Дневник штурмовика | про СВО

Россия перепрофилирует 50-летний учебно-тренировочный самолет Як-52 для охоты на украинские беспилотники

Изображение издания World defense news
Изображение издания World defense news
21 августа 2024 года российское конструкторское бюро имени Яковлева через свое дочернее ОКБ «Авиастроитель» изложило планы по модификации учебно-тренировочного самолета Як-52 в вариант под названием Як-52Б2, предназначенный для операций по борьбе с беспилотниками.

Эта разработка представляет собой изменение роли самолета с его традиционного использования в качестве учебной платформы на адаптацию для задач, связанных с поражением украинских беспилотных летательных аппаратов (БПЛА).

Руководитель проекта ОКБ «Авиастроитель» Дмитрий Мотин сообщил, что модернизация Як-52 в Як-52Б2, который теперь называется «Самолет противодействия БПЛА», является одним из приоритетных проектов бюро. Ожидается, что самолет вскоре получит сертификат летной годности от Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация), что будет свидетельствовать о его готовности к развертыванию.

Процесс модернизации включает установку нового оборудования, такого как многофункциональный дисплей в задней кабине, а также модернизацию навигационных и пилотажных систем самолета.
Кроме того, в самолет будет интегрирована система радиоэлектронной борьбы (РЭБ), предназначенная для нарушения каналов связи, и радиолокационная система.
ОКБ «Авиастроитель» работает над расширением возможностей Як-52 за пределы учебных полетов, стремясь оснастить Як-52Б2 для борьбы с различными типами украинских беспилотников, включая ударные и разведывательные БПЛА.

На Украине Як-52, изначально советский учебный самолет, был перепрофилирован для борьбы с российскими беспилотниками. Украинские силы использовали эти винтовые самолеты для перехвата и сбивания российских разведывательных беспилотников, включая модели Орлан-10 и ZALA.

Эти бои, часто описываемые как напоминающие воздушные бои Первой мировой войны, подчеркнули маневренность Як-52 на малых скоростях, которая подходит для борьбы с беспилотниками, действующими на малых высотах и ​​скоростях. Поскольку у Як-52 отсутствуют встроенные системы вооружения, украинские летчики использовали ручное стрелковое оружие из кабины, чтобы сбивать вражеские беспилотники.
 (Источник изображения: Telegram/Odessa Info)
(Источник изображения: Telegram/Odessa Info)
Этот подход применялся в нескольких случаях, включая боевые действия над Одесской и Николаевской областями, где Як-52 использовались для сбивания российских беспилотников. Использование Як-52 в этих ролях вызвало интерес к изучению аналогичных стратегий, таких как адаптация других устаревших самолетов, таких как биплан Ан-2, для антидронных миссий в районах, удаленных от линии фронта.

Як-52 — двухместный учебно-тренировочный самолет советской разработки, совершивший первый полет в 1976 году и поступивший на вооружение в 1979 году. Разработанный как производная от одноместного Як-50, Як-52 был разработан для обучения высшему пилотажу военных летчиков. Самолет также производился в Румынии компанией Aerostar под обозначением Як-52 с 1977 по 1998 год. Як-52 создан для эксплуатации в различных условиях, включая суровые полевые условия, и требует минимального обслуживания.

Як-52 имеет цельнометаллический планер с полотняной обшивкой поверхностей управления и оснащен девятицилиндровым звездообразным двигателем Веденеева М-14П мощностью 360 лошадиных сил. Пневматическая система самолета, используемая для ключевых операций, таких как шасси, закрылки и тормоза, является особенностью, которая относительно не распространена в западных самолетах. Эта система позволяет Як-52 надежно работать в экстремально холодных условиях.
Источник изображения: российские социальные сети
Источник изображения: российские социальные сети
Як-52 широко использовался ДОСААФ, Советским добровольным обществом содействия армии, авиации и флоту, для подготовки военных летчиков. Его конструкция позволяет ему выдерживать высокие перегрузки, что делает его пригодным для выполнения фигур высшего пилотажа. После распада Советского Союза многие Як-52 были проданы частным владельцам на Западе, где они стали популярны в гражданской спортивной авиации.

Примечательным элементом дизайна Як-52 является его полуубирающееся шасси, которое остается частично открытым даже в убранном состоянии, что снижает риск повреждения при посадке на брюхо. Як-52 развивает максимальную скорость около 420 км/ч и практический потолок около 4000 метров, что делает его универсальным для различных типов полетов, от учебных до развлекательных.

Самолет известен своим простым обслуживанием и надежными характеристиками, которые соответствуют советскому подходу к авиастроению. Як-52 был разработан для интенсивного использования с минимальными ресурсами, что делает его практичным выбором для аэроклубов и частных владельцев. Его летные характеристики, включая его способность к продвинутому высшему пилотажу, способствовали его дальнейшему использованию.

Всего было выпущено более 1800 самолетов Як-52, включая несколько версий с модернизированными функциями для западных рынков. Як-52 по-прежнему активно используется во многих частях мира, особенно в авиашоу и соревнованиях по высшему пилотажу, и признан представительным примером советской авиационной техники.

Вы читали статью зарубежного издания World defense news.

Прочитал и подумал "Ну, хоть малая авиация оживет". Если эта идея получит распространение, то скоро во многих регионах будут по сигналу воздушной тревоги взлетать ЯК-52Б2 как средства ПВО от дронов. Правда мне кажется, что только одного РЭБа на борту недостаточно. Надо и вооружение иметь.

Скоро выйдет новая статья, а пока читайте интервью с бойцом ЧВК Вагнер с позывным Каспер.

Поддержать автора и развитие канала можно тут👇👇👇

2200 7004 5079 2451 Тинькофф, 4276 4200 4921 7473 Сбер

Благодарю за поддержку, за Ваши лайки, комментарии, репосты, рекомендации канала своим друзьям и материальный вклад.

Каждую неделю в своем телеграм-канале, провожу прямые эфиры с участниками СВО.

Читайте другие мои статьи:

"Когда едешь на войну - нужно мысленно умереть". Психологическое состояние на этапе принятия решения о поездке в зону СВО. Часть 1

Интервью с танкистом ЧВК Вагнер

Интервью с арткорректировщиком ЧВК Вагнер

Интервью с оператором квадрокоптера ЧВК Вагнер

Интервью с оператором БПЛА Орлан-10 ЧВК Вагенер

Интервью с санитаром переднего края ЧВК Вагнер