Найти тему
Арт-Партнер XXI

Ольга Тумайкина: «Чтобы сыграть смешное, нужно быть талантливым вдвойне!»

Оглавление

Ольга Тумайкина известна театральной публике «серьезными» ролями в "Грозе", "Ричарде III", «Короле Лире», «Войне и мире» - спектаклях театра имени Вахтангова, где она служит уже более 25 лет. В то же время Тумайкина снискала себе амплуа комедийной актрисы в кино и сериалах. И эту традицию продолжает в антрепризных спектаклях. Как же так получилось?

На интервью к Народной артистке России, актрисе Театра имени Евгения Вахтангова Ольге Тумайкиной я пришла с нежными ландышами: мне очень хотелось подарить этой тончайшей актрисе именно эти цветы. Они у меня ассоциируются с чувственностью и совершенно обнаженной душой, которые она в моем понимании олицетворяет – как актриса и как женщина.

И так получилось, что ландыши «вдохновили» нас в ходе этого интервью на целую цепочку «флористических» ассоциаций – столь же глубоких, как моя собеседница и ее мысли. Мне кажется, блестяще: "Людям надо поучиться у цветов тому, как распределяться в пространстве и как соседствовать друг с другом"...

- Мои любимые цветы - незабудки. Люблю их, потому что выросла среди незабудок. Они были так щедры, что усыпали собой целые поляны и даже болотные пригорки в Красноярском крае, где я росла. Непритязательные они, скромные, эти незабудки, и сила их в том, что они вместе. Смотришь на это пылающее голубое море – и не можешь налюбоваться всплесками пронзительной синевы посреди яркой зелени. Я не срывала их в букеты, мне было их жаль – такие они нежные и уязвимые, мне хотелось эту силу им оставить. Но если оказывался в руках маленький цветочек – это были эмоции как в сказке про Дюймовочку, которой тоже было довольно укрыться лепестком из розы, спать в ореховой скорлупе, кататься в блюдечке с водой и считать, что это озеро, а качелями для нее были бусы… «Ну вот я и наелась, ну вот я и согрелась», - произносила Дюймовочка. «Ну, раз ты так мало ешь, - говорила ей знаменитая мышь, - оставайся с нами жить»…

Незабудки - одни из тех цветов, что ассоциируются с Россией…

- На самом деле таких цветов много, это и незабудки, и ромашки, и гладиолусы, и георгины… Но вы знаете, когда мы были на гастролях в Великобритании, то видели все те же георгины. Людям надо поучиться у цветов тому, как распределяться в пространстве и как соседствовать друг с другом.

Чему могут научить людей цветы?

- Растут по соседству друг с другом, такие разные, и что они могут друг другу предъявить? Только свою разную красоту, чистоту, благоухание, которыми наслаждаются люди, созерцая это природой сотворенное искусство. Есть, конечно, цветы-паразиты, скажем, чертополох, который пусть несимпатичен, но при этом обладает целебными свойствами и применяется в медицине. Или борщевик – ядовитый настолько, что сильнейшие ожоги от него подолгу не заживают. И в эту компанию внедряться, конечно, не стоит, - или держаться подальше, или вооружаться. А в амазонской сельве растут хищные орхидеи, поедающие живых существ, - мощные, агрессивные и прекрасные, но ими лучше любоваться со стороны.

А себя с каким цветком вы бы ассоциировали?

- Ой, я, видите ли, рябина (улыбается – Авт.)! Мои цветы, как мы знаем по дереву рябина, не особенно могут похвастаться красотой, они висят себе компактными гроздьями, но потом обещают урожай. В этих красных ягодах, которые я обожаю, – и горечь, и чуть-чуть сладости. Если бы я была дизайнером, я бы сказала, это такой стиль (смеется – Авт.)! С заморозками она набирает сладость, с ними происходит какая-то метаморфоза, с наступлением морозов они еще долго алеют, а потом смиряются и ждут новой весны.

-2

Сцена из спектакля "Любовь у трона"

Как себя сберечь при таком количестве дровосеков, которые посягают на тебя, и из года в год снова встречать весну?

- Если бы рябина могла говорить, она бы многое поведала жителям этой планеты. Она сказала бы: «Дорогие дровосеки, вы со своими пилами и топорами выглядите очень ярко и внушительно, однако ваша профессия заключается в том, чтобы получить дрова для обогрева домов. Так вот там, через пригорок, есть лес, где был пожар по осени, в народе называется «пал», идите туда, машите там своими пилами и топорами, укрепите свою мускулатуру, помогите паленому лесу превратиться в чурбаны и дрова и отвезите их людям, пусть они согревают свои дома. А я - рябина, я здесь для красоты и всеобщего природного круговорота». «Я другое дерево», - как в той прекрасной песне Михаила Таривердиева и Григория Поженяна…

Что вас вдохновляет, наполняет в состоянии опустошения, скажем, после тяжелейшего спектакля?

- Я смотрю по сторонам и обращаю внимание на мелочи, могу зацепиться за любую маленькую деталь, которая может стать мне спасительной. Например, я вижу поздно гуляющего человека, который вывел свою собаку на променад, и они бесконечно похожи друг на друга, и эта похожесть выросла из любви хозяина к питомцу, я это очень ценю, и я на это любуюсь, сидя в автомобиле и никому не мешая своим любопытством. Или вижу, как в мимо проезжающей машине громко смеются он и она. А в другой машине сидит дедулька, который не собирается расставаться со своей бобровой шапкой до июня, и это тоже очень трогательно.

Меня вдохновляют книги... Я много горюю о том, что поколение за поколением вырастают нечитающими. А ведь это так замечательно, когда ты можешь извлечь из своей памяти то или иное произведение, и согреваться им.  Например, сегодня у меня был тургеневский день.

Каким произведением согревались сегодня?

- «Ася», «Накануне». Многие предпочитают рассуждать на предмет «Отцов и детей», а мне очень нравятся эти произведения. "Накануне" - пространный роман, который был задуман не для того, чтобы пестреть картинками, рисующими жизнь, скажем, как у Дюма в «Трех мушкетерах», которых я тоже по-своему люблю.

Актриса Жюльет Бинош в одном из своих интервью сказала: «Я не плачу от горя, я плачу от счастья». Чаша весов, бывает, гуляет то в ту, то в другую сторону, что-то перевешивает, и тогда душа обрастает кораллами – тяжелыми и неполезными. И только какая-то удивительно тонкая эмоция может пронзить: например, проезжаешь – и видишь свадьбу, невесту, жениха, их родителей – такой очень плотный кокон счастья, на который ты реагируешь и от которого можно прослезиться. Или умиление от этих ландышей… Радость - в мелочах, мелочь способна низвергнуть, а пунктир – превратиться в толстую линию, которая может обмотать ноги и не дать двигаться дальше. А может превратиться в скакалку, и ты скачешь от радости как ребенок – раз уж мы сегодня мыслим ассоциативными рядами…

-3

Сцена из спектакля "Ричард III"

Где найти точку опоры для себя и своих ценностей во времена великих потрясений?

- Во-первых, если ты рабочий человек, - продолжать хорошо делать свою работу. Знание того, что ты безупречно исполняешь свои обязанности, это очень серьезная подпитка, позволяющая укрепить зыбкую почву. Если твоя профессия предполагает эмоциональный взаимообмен, и ты можешь гарантировать, что люди после расставания с тобой, посмотрев на твою работу, в моем случае, на актерскую игру, уходят в хорошем настроении, а их мысли не превращаются в чехарду, а хоть как-то упорядочиваются, и они сокращают бег, начиная медленно существовать в пространстве уходящего дня, - это уже прекрасно!

Режиссер Михаил Цитриняк написал пост о том, зачем зрителю ходить в театр в непростой для страны период: «Разве в сложные моменты жизни человек перестает дышать?! В непростые времена люди с особой настойчивостью ищут ответы на вопросы… Никакие сложные времена не могут заставить человека не писать, не читать, не заниматься искусством». Какова, по-вашему, роль театра во времена краеугольных перемен?

- Я очень уважаю Михаила Григорьевича, это мой педагог, мой учитель, режиссер, и мне близка его точка зрения. Может быть, прозвучит дерзко, но мне кажется, я знаю ход его мыслей, его опыт и вообще структуру его характера. Я вообще очень люблю его, и у нас, как иногда говорят, одинаковые группы крови в плане творчества. Место доктора в чумном бараке, место актера на сцене, даже если это какая-то площадь, где как в древние времена ты всего лишь петрушка либо скоморох. Хотя роль скоморохов так же, как и юродивых, была глубже, чем просто шутить и развлекать, они, как говорят в Сибири, шибче себе позволяли. Биты, правда, бывали часто, но им нечего было терять кроме своего задорного характера и, может быть, жизни. В площадном театре возле фигурки петрушки всегда оказывалась фигура полицейского с дубинкой…

Кивать на то время - дело неблагодарное. Сейчас петрушки превратились в петров петровичей.

В тяжкие времена людям свойственно замирать, когда главная задача – остановить поток размышлений, а если это ужас – как его подавить, если это безнадежность – как ее уменьшить. На это уходит много сил, люди устают, я по себе сужу… Но человек так устроен – он движется дальше, и так случается, что он на следующее утро просыпается. И какие-то сферы жизни, в том числе театр, с ним пересекаются. Выбор всегда есть: например, ты не идешь на искромётную комедию. А идешь туда, где с тобой поговорят, ты будешь слушать то, что происходит между героями на сцене, история, которую они рассказывают, откликнется в твоей душе и вы будете, возможно, едва сдерживать слезы. Это «еда» для души, подпитка, без которой трудно жить.

Непросто живется женщине с таким хлестким и точным чувством юмора, как у вас? Многих мужчин пугает либо настораживает наличие у женщины чувства юмора...

- Без "либо" - пугает. Но мы с такими идем параллельно, никто никому не мешает жить.

Мое чувство юмора часто злое, и основная тяжесть заключается в том, чтобы вовремя его сдержать (улыбается – Авт.). Но если ты при этом умеешь быстро бегать, то тебе почти повезло.

-4

Сцена из спектакля "Стефан Цвейг. Новеллы"

Актуальным понятием нового времени стала культура отмены. Пострадают ли будучи «отмененными» в Европе Чехов, Достоевский, Чайковский, "Русские танцовщицы", переименованные в украинских?

- Насчет танцовщиц не знаю, а вот Чехов, Достоевский, Чайковский - им совершенно все равно. А во-вторых, у тех, кого мы перечислили, и имя им легион, есть свойство возвращаться, видите ли. К счастью, так получилось, что без них никак.

Как говорят в России, "бог управит"?..

- Что касается бога, мне кажется, он настолько расстроен происходящим, что скверно себя чувствует. Он прикрыл глаза руками и тихо размышляет, но даже у него наступит момент, когда он встряхнется и скажет: "Ну-ка, друзья, давайте, наверное, я вмешаюсь, помогу. Как - не спрашивайте, это мое дело, я уже на вас насмотрелся".

Мой друг хотел сделать в одном из театров Санкт-Петербурга спектакль по Бертольду Брехту, но задав нескольким молодым людям, выйдя на набережную Мойки, вопрос, кто такой Брехт и не получив ответа, передумал. В начале разговора мы затронули тему дефицита чтения. Школьники изучают "Войну и мир", в которой вы играете в Вахтанговском, по хрестоматии, лишь бы уловить сюжет...

- Это беда бедовая, я даже не буду выбирать выражения. И я не знаю, к кому апеллировать, кого призвать к ответу, почему образование и в том числе в части литературы, ушло в неоплачиваемый отпуск. Мы скоро столкнемся с чудовищными последствиями глубинного кризиса образования. Но вы знаете, ребенок может стать читателем только на коленях у родителей. В Щукинском училище говорили и говорят: научить нельзя - можно только научиться. Те родители, которые убивают в детях любопытство к миру словами "Не трогай это", "Перестань кричать", "Веди себя тихо", - прекратите это делать. Спасение утопающего - дело рук самого утопающего, и, если ты хочешь, чтобы твой ребенок знал, что такое русская литература, будь готов к тому, что это будет особенный труд.

-5

Сцена из спектакля "Война и мир"

Но в то же время мы видим потрясающую чувственную реакцию, скажем, на "Войну и мир" в Вахтанговском театре, где вы играете, и в том числе речь о реакции молодой аудитории...

- Ничего не потеряно. Если снова призвать на помощь ассоциативные ряды, мы живем в такой стране, где очень много зимы и мало солнца, мы словно припорошены снегом. С одной стороны, надо прыгать, сбрасывать с себя эти снежные покровы, а с другой - хочется замереть. Но мы знаем, что человек в лесу замерзает, когда перестает двигаться, а у нас много зимы внутри... Но существуют особые обстоятельства, события, дни, которые растапливают лед.

В вашем репертуаре на сцене Театра имени Вахтангова серьезные драматические роли, - но в то же время - комедийные амплуа в телевизионных проектах, - как эти полярные реализации уживаются в одной женщин, в одной актрисе?

- "Так получилось", - дам дикий ответ на этот вопрос (улыбается – Авт.).

Какая роль в Ваханговском из тех, что вы сейчас исполняете, самая важная, несущая принципиальный для вас посыл?

- Ой, во мне так много места, что если строить пьедестал, то ступеней для второго и третьего места еще не построено, - все такое, очень золотомедальное (смеется – Авт.). Что "Гроза", что "Ричард III", что «Стефан Цвейг. Новеллы», что "Любовь у трона", что "Король Лир" и "Война и мир"... Они очень разные, персонажи мои, дамочки, женщины... У каждой из моих героинь за спиной (а я не юная артистка, только что выпущенная из театральной школы, и говорю с позиции прожитых лет и на сцене, и в жизни) - крепкий багаж, сохраненные и приобретенные качества характера и, соответственно, линия поступков.

-6

Сцена из спектакля "Саломея"

Параллельно с драматическими спектаклями вы играете в комедиях. Что для вас участие в комедийных спектаклях, которые так любят люди и на которых неизменно аншлаг?

- У меня получилось замечательное путешествие с агентством «Арт-Партнер», которое я очень нежно люблю в полном составе - от нашего командира Робермана до всех-всех сотрудников, обеспечивающих выход спектакля в свет. К антрепризе у меня особенное уважительное отношение. Когда режиссер приходит ставить спектакль в антрепризном племени, это предполагает другие скорости, чем в стационарном театре. И это также предполагает, что мы не занимаемся обучением тех, кто начал читать пьесу, это всегда ставка на высокопрофессиональных артистов. Особое обаяние антрепризных работ заключается в том, что на площадку выходят те, кого успела полюбить публика, - их лица знакомые, это всегда гарантия и залог того, что ты встретишься с очень хорошим настроением, увидишь любимого актера и выразишь ему признательность в своих аплодисментах. Стационарный театр предполагает сдержанные интеллигентные овации, а в антрепризе можно все! Это как утренник из детства, когда ты был безмятежен - одна ладошка в папиной руке, другая ладошка в маминой руке - и тебя ведут в детский сад, где все тебе рады и впереди все очень ландышево и незабудочно.

Далее режиссер, который поставил этот спектакль, уходит по своим делам, и твоя актерская задача - не сметь распоясаться и расслабиться настолько, чтобы посчитать, что это дело какого-то другого сорта. Я говорю так, потому что я так поступаю. И часто я вижу в своих партнерах такую же установку. Если я вижу другое – я перестаю быть участником такого проекта. Наш спектакль "Ищу мужа" имеет простой житейский сюжет - его история могла произойти с твоими соседями или родней, это такие знакомые эмоционально обстоятельства, которые ты, возможно, проживал или, напротив, скажешь: «Нет, со мной так никогда не будет».

… У меня не случилось звездной роли в кино, благодаря которой я бы заслужила любовь миллионов, и мне приходится слышать от зрителей спектаклей: «Ой, а мы и не знали, что вы такая хорошая артистка (смеется - Авт.)», чему я уже привыкла не удивляться. Я разделяю их удивление и предоставляю неограниченные возможности для публики, в том числе новое «открытие меня» (улыбается - Авт.).

Участие в сериале "Женская Лига" - легендарном, безусловно, очень качественном и любимом публикой, но все же проекте в «легком» жанре ситкома, - не умаляет ваш талант серьезной драматической актрисы и не какого-нибудь, а Вахтанговского театра?

- Как это может умалить? Чтобы сыграть смешное, нужно быть талантливым вдвойне! Часто юмор этакой хромоножкой врывается в сценарий, и тебе надо за короткое время его очень обаятельно испечь и подать! Моя мама говорит, еда должна быть не просто вкусной, но еще и красивой. Участие в таких смешных проектах - это всегда умелая сервировка. Люди всегда стремились к тому, что украсит их каждодневное существование. Мы не говорим сейчас о крестьянском перекусе, хотя еще неизвестно что краше. Сидишь себе в полях незабудочных, разламываешь горячий черный хлеб, у тебя стрелы зеленого лука, отварное яйцо, соль в спичечном коробке и картошка в мундире, жбан ледяного кваса... Опять ассоциации (улыбается – Авт.)…

Но есть и другая сторона - артистки, исполняющие драматические роли, зачастую в кадре плачут одним глазом, а в интервью говорят, мол, я хочу сыграть что-нибудь смешное, я не боюсь быть в кадре страшной или хочу какую-нибудь затрапезную пьянчужку сыграть. Осторожнее: может не получиться.

Даже блины непросто приготовить – чтобы тонкие и кружевные получились. Кстати, у меня никогда первый блин комом не получался. Как говорит моя героиня Екатерина Вторая, «ибо знаю, что делать надобно». Хорошо если бы эти слова каждого сопровождали по жизни.

-7

Сцена из спектакля "Король Лир"

Сейчас многие актеры, режиссеры покинули страну, что означает этот процесс - их личный выбор или...

- У каждого свои причины, и они разные. Возможно и скорее всего, эти причины объединяет одна идея. Мне не очень нравится словосочетание «личный выбор». Какую конечную цель могло бы иметь наше влияние на людей, которые уезжают и в каком-то другом месте разбирают свои чемоданы? Человек "окстится" и вернется? Он встретится с другой идеей: «Ты же сделал личный выбор, почему ты снова здесь? - На меня повлияла третья сторона, и я решил, что я, наверное, ошибся...» Но что дальше?.. Пусть каждый этот путь проходит сам. Это все непросто, предельно сложно. Я думаю, что эти люди вернутся.

Что бы вы поставили на первое место в человеческих отношениях?

- Великодушие. Это щедрость в проявлении доброты. Я сейчас не имею в виду инициативы, когда ты хочешь обнять весь мир, а мир не очень готов или у него перерыв, и он не желает быть задушенным в объятиях. Про подобное сказано: добрыми намерениями вымощена дорога в ад. Насильно осчастливить нельзя. Великодушие, на мой взгляд, предполагает чуть меньше времени на раздумья, чем помощь.

Великодушие - то, чего не нужно жалеть. А вот доверие можно начать дозировать. Если почему-то было больно в ответ на твое доброе действие.

Вы научились дозировать доверие?

- Думаю, да.

-8

Вы верите в справедливость?

- Я родом из Сибири – края, который не терпит лености, мои предки много работали и хорошо жили. В их хозяйстве был огромный племенной бык, похожий на минотавра. И во времена раскулачивания, продразверстки на него позарились те, кто исполнял приказы… Быка забрали и увели, но через некоторое время он вернулся домой, вырвавшись и принеся на рогах ворота. Радость была огромная, и на время показалось, что справедливость восторжествовала. Но ненадолго: бравые парни вернулись за быком, увели его, при этом расстреляв двух моих прадедов.

… Справедливость, она неторопливая, может и замешкаться, но я верю в нее и многократно убеждалась в силе справедливости на примерах из чужой и собственной жизни. Хочется, чтобы эта дамочка не переехала от нас на другую планету.

Актер – совершенно обнаженная душа. Всегда задаюсь вопросом: как с этим жить?!

- Абсолютно обнаженная. Но таких людей очень много, и необязательно они актеры.  Это те, кто очень хорошо могут себе представить чувства, переживания, мысли людей, оказавшихся в жестоких обстоятельствах, на краю пропасти или перед выбором между жизнью и смертью, или бессильными перед непреодолимыми обстоятельствами, когда даже будь ты семи пядей во лбу, ничего нельзя сделать. Это люди - сопереживающие, у них высоко развита эмпатия - новое модное понятие и слово. Они физически ощущают посылы окружающих, и им, то есть нам, легко представить чужую боль.

Беседовала Юлия Васильева