Найти тему
Сергей Рязанцев

Ложные идолы

Раньше «проверка на авторитета» была проста.

Хороший рыбак приносил рыбу, хороший охотник – дичь.

Мастер плетения лаптей способен быстро сплести хорошие лапти.

Не обманешь - доказательства авторитета видны сразу.

Некоторые сложности вызывала лишь проверка квалификации доисторических предков психологов – шаманов.

Но, в целом, тысячелетия истории приучили нас к подлинности авторитетов.

К тому, что им можно верить.

Картинка поменялась лишь недавно, особенно резко – с появлением интернета.

Экспертом может назваться – и называется - любой владелец телеграмм-канала.

Без всяких подтверждений.

Более того, даже если подтверждения имеются - у нас нет ни времени, ни желания проверять их подлинность.

За примерами далеко ходить не надо. Лично я, Николай Молчанов, представляясь, заявляю, что закончил МГУ, кандидат наук, MBA в INSEAD и т.п.

И никто не просит меня «предъявить документики».

Ну а если обычный человек набрал популярность и превратился в знаменитость – все. Он становится экспертом автоматически.

Неважно, что слава пришла к нему за громкую песню, быстрый бег или трэшевый стрим - СМИ спрашивают его мнение по множеству вопросов.

И на какую бы тему не высказывалась знаменитость, к ней начинают прислушиваются.

Николай Молчанов

Действительно, "известность" как-то незаметно стала синонимом "компетенции" и следовательно "авторитета".

Хотя компетенция "скорчить лицо для фото" доступна любому вообще:

Вот ещё толковые рассуждения о природе авторитета:

Есть два вида авторитета: авторитет знатока, специалиста, называемый по-научному «эпистемическим», и авторитет вышестоящего лица, начальника, называемый «деонтическим».

В первом случае некто является для меня авторитетом, когда я убежден, что он знает данную область лучше меня и что он говорит правду.

Например, Эйнштейн для меня – эпистемический авторитет в физике, школьный учитель для своих учеников – эпистемический авторитет в географии и т.д.

Некто является для меня деонтическим авторитетом, когда я убежден, что смогу достичь цели, к которой стремлюсь, только выполняя его указания.

Мастер – деонтический авторитет для работников мастерской, командир отделения – для рядовых и т.д.

Деонтический авторитет в свою очередь подразделяется на авторитет санкции (в случае, если цели авторитета отличаются от моих, но я выполняю его приказы, опасаясь наказания) и авторитет солидарности (в случае, если у нас с ним общая цель, как, например, у матросов и капитана судна в момент опасности).

Первым суеверием, связанным с авторитетом, является мнение о том, что авторитет и разум– вещи, противоречащие друг другу.

На самом деле прислушиваться к авторитету – значит вести себя вполне благоразумно, в соответствии с разумом.

Если, к примеру, мать говорит ребенку, что существует большой город Варшава, ребенок поступает разумно, считая это правдой; столь же разумно поступает пилот, когда верит метеорологу, сообщающему, что в эту минуту в Варшаве высокое давление, западный ветер скоростью 15 узлов, – поскольку знания авторитета в обоих случаях превосходят знания ребенка или пилота.

Более того, даже в науке мы прибегаем к авторитету.

Чтобы убедиться в этом, достаточно обратить внимание на обширные библиотеки, имеющиеся в любом научном институте. Книги в этих библиотеках чаще всего содержат обзоры научных результатов, полученных другими учеными, т.е. высказывания эпистемических авторитетов.

Подчинение авторитету, например, капитану судна, иногда оказывается наиболее разумной позицией.

Утверждение о том, что авторитет и разум всегда противоречат друг другу, является предрассудком.

Второе заблуждение касается веры в абсолютные авторитеты, т. е. в то, что существуют люди, авторитетные во всех областях.

Конечно же, это неверно – человек может быть авторитетным в какой-то одной области, даже в нескольких областях, но уж никак не во всем на свете.

К примеру, Эйнштейн был авторитетом в области физики, но отнюдь не в сфере морали, политики или религии. К сожалению, признание существования подобных абсолютных авторитетов – весьма распространенное заблуждение.

Так, если группа университетских профессоров подписывает политический манифест, предполагается, что их сочтут авторитетами в области политики, каковыми они, безусловно, не являются; здесь мы сталкиваемся с признанием абсолютного авторитета, которым якобы обладают ученые.

Эти профессора могут быть авторитетами в области истории Французской революции, китайской керамики или теории вероятностей, но никак не в сфере политики, и, подписывая манифест, они злоупотребляют авторитетом, которым действительно обладают.

Хорошая кстати книга:

"Сто суеверий. Краткий философский словарь предрассудков".

Серьёзные темы в виде совсем небольших глав простым языком.

Рекомендую.

--------------------------------------------

"Великая Отечественная Спецоперация"

Автору важна обратная связь, комментарии приветствуются

"Жертвоприношения наших дней"

--------------------------------------------