Убийство 13-летней Вероники в Петербурге потрясло своей жестокостью. Её друзья, 16-летний Иван и 15-летняя Алина, пригласили её на пикник в лес на севере города. Они сказали, что будут есть чипсы и пить газировку, но на самом деле это было лишь прикрытием - об этом сообщает КП-Санкт-Петербург.
В какой-то момент Алина включила камеру, а Иван начал задавать вопросы Веронике. Он сказал, что это интервью на память, спросил, что она сказала бы людям, которых любит. Вероника ответила, что она бы просто обняла своих близких. Но не успела она договорить, как Иван набросился на неё с молотком.
После убийства Иван театрально произнёс на камеру: «Я убил её, это очень занимательно и прикольно». Затем запись прервалась.
СЛУЧАЙНОЕ ЗНАКОМСТВО
Вероника воспитывалась мамой, которая была известной модельером и дизайнером. Она посещала художественную школу и мечтала стать дизайнером, как её мама. Со своими убийцами она познакомилась случайно — в феврале 2023 года они разговорились в парке. Иван, который был обвешан перстнями и цепями, напомнил ей героя любимой компьютерной игры.
Позже школьник признался следствию, что выбрал Веронику в жертвы из-за её наивности. Они заранее спланировали казнь, причём хладнокровно. За несколько дней они нашли участок леса, где земля была помягче. Купили лопату и молоток, вырыли могилу и даже купили одежду на сменку — переодеться в чистое после расправы. А потом заманили ничего не подозревающую девочку в ловушку. Ради тусовки со «старшаками» Вероника даже соврала маме, что будет у друзей. Про визит в лес она не говорила.
Закопав тело жертвы, Иван несколько часов переписывался с мамой Вероники от её имени. Он говорил какую-то ерунду, что девочка якобы не любит маму и уходит из дома, чтобы жить одна. Но женщина отлично знала свою дочь и заявила в полицию. Иван же просто заснул, а потом как ни в чём не бывало пошёл в школу. Алина же осталась дома и призналась во всём родителям. Полиция задержала обоих, но перед этим блогер-убийца оставил чистосердечное признание в своём Telegram-канале.
Он написал: «Я был социопатом и никого никогда не любил. Я убил Веронику, чтобы доказать самому себе своё величие, способность творить ужасные дела. И у меня получилось».
Одноклассники Ивана рассказали, что у него всегда были странности. Его любовь к кольцам, цепям и панк-культуре — это только часть его особенностей.
Он учился на «двойки» и «тройки», но любил литературу и даже побеждал в олимпиадах. Защищал творческий проект по «Преступлению и наказанию», играл в театральных кружках. Его настроение было переменчивым, он был замкнутым одиночкой. Мог нагрубить учительнице, а потом извиниться перед ней. Мог угрожать ребятам в школе.
В психиатрической экспертизе, которая оказалась в распоряжении редакции, говорится, что родители оплачивали ему консультации психолога и психотерапевта из-за неконтролируемых вспышек агрессии. Он пил таблетки, чтобы избавиться от тревожных мыслей.
С 12 лет Иван вёл личный дневник, где общался с тремя выдуманными личностями: Джином, Джоном и Тайлером. Он называл их внутренними голосами, которые появились из-за недостатка друзей. По заключению медиков, у него смешанное расстройство личности, но это не лишает его способности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий. Он эмоционален, циничен, эгоцентричен, склонен к драматизации, эмпатия отсутствует.
Находясь в СИЗО, убийца, побритый наголо, всё так же спокойно рассуждал о преступлении.
«Знаете, есть такие интерактивные игры, — говорил он врачам и следователям. — Там у игрока есть выбор. И его решение влияет на поворот сюжета. Так было и со мной. Я хотел проверить, могу ли убить человека просто так. Увидеть причинно-следственную связь».
ОТЛИЧНИЦА-ПОСОБНИЦА
Подруга убийцы, Алина, на первый взгляд, была его полной противоположностью. Она была отличницей, писала сценарии и снимала короткометражки. В соцсетях — счастливые семейные снимки. Но её почему-то не смущало поведение Ивана.
«Ваня периодически мне уже говорил, что хочет убить человека. Например, свою бывшую девушку из-за того, что она истеричная и слишком многого от него хочет. А в апреле он впервые признался мне, что хочет убить Нику. Она раздражала его из-за того, что верит в карты Таро и силу Вселенной», — сообщила девушка на допросе.
Алина писала из СИЗО слезные письма матери жертвы, пытаясь выразить соболезнования и хоть как-то загладить вину. По словам Алины, она во всём слушалась друга, потому что боялась, что он её убьёт.
«Я до последнего не верила, что он осуществит свои намерения, и думала, что это пустая болтовня», — оправдывалась девочка.
Психиатрическая экспертиза не заметила волнения в словах и поведении Алины в день убийства, проанализировав видео с камеры школьников.
«Она держала камеру ровно. Картинка не дрожала. Снимала разные ракурсы, подначивала Ивана», — уточнил источник редакции.
«ЭТИ СРОКИ – НИ О ЧЁМ»
Обоих подростков признали вменяемыми: они понимали, что делали. Суд над ними проходил в закрытом режиме из-за их несовершеннолетнего возраста. Их признали виновными в убийстве и краже с карты Вероники. Однако сроки оказались весьма мягкими: Ивану дали семь лет воспитательной колонии, Алине — шесть.
Мать убитой Вероники возмущена таким приговором: «У меня большие вопросы к судье. Убийцы отсидят, выйдут и будут продолжать жить. А какая польза от них обществу? А моя дочь не воскреснет и не совершит ничего».
Обе стороны готовят апелляцию на приговор. Однако ясно, что от воспитательной колонии школьникам-убийцам уже не уйти. Условия там мягче, чем во взрослой колонии: они продолжат учиться и будут жить в общежитиях.
«На самом деле, такие сроки — это очень строгое наказание для подростков, — подчёркивает адвокат и экс-прокурор Евгений Зобов. — Их дают за особо тяжкие преступления. В колонии для несовершеннолетних им не будет поблажек. А после 18 лет их переведут ко взрослым».