Документирование
ФСБУ 27/2021«документы и документооборот в бух учёте»
Под документами понимается первичные учётные документы и регистры бух учёта
Документооборот – движение документов в организации с момента их составления до завершения исполнения и передачи в архив.
Регистр – журнал текущих записей
Классификация бух документов
1. По назначению:
· Распорядительные – разрешают проведение факторов хозяйственной жизни (на их основании не делаются записи в бух учёте, такт как они не подтверждают действительность фхж)
· Оправдательные (исполнительные) – подтверждают действительность фхж
· Бух оформления – Создаются внутри бухгалтерии и не выходятиза её приделы
· Комбинированные – содержат признаки распорядительных и оправдательных документов
2. По порядку составления:
· Первичные – впервые отражают фхж
· Сводные – в них переносится информация из первичных для накопления и группировки (в них возникают новые показатели, например, «ИТОГО»)
3. По способу отражения:
· Разовые – в них производится запись однократно
· Накопительные – записи производятся многократно в течение определенного времени
Проверка и обработка документа
Проверка проводится в следующих направлениях:
§ Формальная проверка – заполнение всех реквизитов
§ По существу: законность фхж и экономическая эффективность
§ Правильность арифметических подсчётов
§ Встречная проверка с другими документами – сопоставляется распорядителые и оправдательные документы
Проверка и обработка
Обработка документа состоит из 3 этапов:
1. Таксировка (расценка) – перевод натуральных и трудовых измерителей в денежные
2. Группировка подбор документов по однородным признакам
3. Контировка – указание номеров счётов, на которые будет переноситься информация
Инвентаризация
Определение: выявление реального наличия имущества, находящегося под ответственностью материально ответственных лиц, и реального состояния расчётов.
Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (приказ №49 МинФин 13.07.1995)
С 2025 года будет действовать ФСБУ 28/2023 – Инвентаризация
Причины расхождения данных в бух документах и фактического наличия
Естественные причины – изменение объёма или веса, хранящихся ресурсов, которые обусловлено физико-химическими свойствами ресурсов. Такое решение называется естественная убыль, разработанных нормой естественной убыли по разным ресурсам. Убыль в пределах норм списывается на затраты организации, а сверх норм на материально ответственных лиц.
Ошибки и неточности в местах хранения. Просчёты промеры, провесы.
Ошибки в бух учёте.
Злоупотребление. Обсчёты, обмеры, обвесы и целенаправленное хищение имущества.
Обязательные случаи проведение инвентаризации.
§ При передаче имущества в аренду
§ Перед составлением годовой бух отчётности
§ При смене материально ответственных лиц
§ При выявлении хищения
§ В случае чп
Количество инвентаризации в течение года устанавливается руководителем организации.
Виды инвентаризации
1. По степени планирования
· Плановые
· Внезапные
2. По объёму проверки
Полная – охватывает всё имущество организации
Частичная – охватывает отдельный вид имущества (или обязательств) ИЛИ проверка одного материально ответственного лица и всего имущество закрепленного за ним