Мастер-планы развития Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре будут доработаны с учетом пожеланий местных жителей, заявил врио губернатора Хабаровского края Дмитрий Демешин по итогам визита в регион премьер-министра Михаила Мишустина. «Заручился в этом поддержкой председателя правительства РФ Михаила Мишустина. Глава кабмина акцентировал, что необходимо использовать все возможные инструменты, аккумулировать средства федеральных программ, единой дальневосточной субсидии, казны региона и местных бюджетов. Именно так мы и работаем. Приоритеты обозначаете нам вы, жители региона. В Хабаровском крае не должно быть окраин», – написал глава Хабаровского края в своем Telegram-канале.
Демешин и Мишустин обсудили мастер-планы развития крупнейших городов Хабаровского края в строящемся новом терминале международных авиалиний международного аэропорта «Хабаровск», который по состоянию на июль был готов на 85%. На объекте завершаются отделочные работы, производится установка лифтов и эскалаторов, системы обработки багажа, технологической мебели, проводится укладка плитки, асфальтирование и т. д. Согласно текущему плану-графику, получение заключения о соответствии и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию запланировано на сентябрь 2024 г. С учетом работ по техническому оснащению воздушного пункта пропуска ввод объекта в эксплуатацию запланирован на I квартал 2025 г.
По итогам реализации программы развития аэровокзального комплекса аэропорт «Хабаровск» будет являться крупнейшим аэровокзальным комплексом на Дальнем Востоке, обеспечивая возможность удобных стыковок между внутренними и международными рейсами. Проект реализуется с привлечением заемных средств ВЭБ.РФ и ВЭБ.ДВ. В ходе реализации мастер-плана в Хабаровске планируется создать 10 центров городской жизни, писал врио губернатора после визита Мишустина: «Это территории, где в шаговой доступности будет все самое нужное – досуговые центры, магазины, сфера услуг». «Пилотным станет такой центр в Краснофлотском районе. Мы опирались на пожелания хабаровчан при проектировании спортивно-досугового центра, параллельно с его строительством восстановим парк Дома офицеров флота. Деньги есть – мы получили специальный казначейский кредит», – заявил Демешин.
Кроме того, врио губернатора обратился к премьеру за выделением дополнительных средств региону на ремонт объектов культуры, оснащение, устройство площадок в детских садах, закупку передвижных медицинских комплексов, спортинвентаря. «Председатель правительства РФ поддержал», – уточнил он.
Мастер-план развития Хабаровска предусматривает реализацию 24 мероприятий в 2024–2026 гг. В планах строительства важное место занимают реконструкция набережной, комплексное развитие микрорайона «Ореховая сопка» для жилищного строительства, завершение строительства дамбы Южного округа Хабаровска.
Среди объектов, которые также будут профинансированы, Дальневосточный центр оздоровления детей, спортивно-досуговый центр, здание художественного музея, школа и детский сад, а также тепломагистраль. Мастер-планом Комсомольска-на-Амуре в 2024–2026 гг. предусматривается завершение строительства набережной Амура, завершение второго этапа реконструкции стадиона «Авангард», строительство интерактивного центра «Эвристика», инженерная защита территории города, реконструкция школы № 38, детского сада № 134 и др.
По результатам организованных социологических опросов, стратегических сессий с участием жителей городов, представителей бизнеса, общественных и научных объединений, экспертного сообщества поступило более 7000 предложений по мастер-планам от жителей Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре, проанализировано более 65 000 сообщений в социальных сетях, рассказал «Ведомости. Страна» представитель министерства экономического развития края. «По мнению хабаровчан, в городе недостаточно социальной инфраструктуры «у дома», благоустройства дворовых территорий и проездов, благоустройства и создания новых общественных пространств, нарастают транспортные пробки», – сказал он. В свою очередь запросы жителей Комсомольска-на-Амуре сконцентрированы на восстановлении знаковых исторических объектов, создании социальной инфраструктуры, соответствующей уровню выпускаемой высокотехнологичной продукции. Кроме того, у города отсутствует авиасообщение с регионами России, уточнил представитель регионального минэкономразвития.
Всего по поручению президента разработаны мастер-планы для 25 дальневосточных городов. Как писал в своем Telegram-канале министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков, общий объем финансирования – 4,4 трлн руб.
На сегодняшний день мастер-план – это скорее «вектор», «направление» для действий по пространственному развитию города, говорит директор научно-исследовательского центра пространственного анализа и региональной диагностики ИПЭИ РАНХиГС Дмитрий Землянский. «Нормативный статус этого документа не определен, он не утверждается ни муниципалитетом, ни регионом. Поэтому в корректировке мастер-плана нет ничего страшного и ничего необычного. Жизнь идет, город развивается, и некоторые моменты могут поменяться за год-полтора, прошедшие с момента разработки», – замечает эксперт. Главный вопрос, по словам Землянского, – будет или нет актуализироваться после доработки мастер-плана перечень мероприятий по его реализации, который как раз уже утверждается распоряжением правительства РФ.
«Мастер-планы уже сейчас сформированы с прицелом на ускоренное развитие, они очень позитивны в своих оценках, особенно в том, что касается перспективной численности населения городов. Значительная часть проектов, заложенных в мастер-планы, планируются на перспективу», – говорит Землянский. По его словам, у регионов и муниципалитетов довольно ограничен инструментарий по реализации мастер-плана: это либо отраслевые госпрограммы, в которые нужно попасть с планируемыми проектами на общих основаниях (фактически это как раз объекты, обеспеченные финансированием), либо средства региона из собственных доходов или из кредитных источников. «Например, на мероприятия мастер-планов могут быть потрачены средства следующих волн инфраструктурных бюджетных кредитов, высвобождаемые средства в рамках списания двух третей долга регионов по бюджетным кредитам», – заключил Землянский.
В настоящее время существует широкий спектр различных инструментов развития территорий, говорит профессор, директор Центра региональных исследований факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ Дмитрий Наринский. «В силу важности финансовой поддержки со стороны федерального центра был разработан и утвержден федеральный проект «Инфраструктурное меню», включающий основные инструменты, которые позволят направить средства на реализацию экономически эффективных и социально значимых проектов», – сказал он «Ведомости. Страна». По словам эксперта, в рамках «Инфраструктурного меню» представлены следующие инструменты: инфраструктурные бюджетные кредиты, инфраструктурные облигации, займы Фонда ЖКХ за счет средств ФНБ, субсидирование процентной ставки на досрочное исполнение контрактов, реструктуризация бюджетных кредитов в целях инфраструктурной поддержки реализации новых инвестиционных проектов, инфраструктурные кредиты ВЭБ.РФ на городскую инфраструктуру.