Найти тему
Август

Иркутское метро

Первую ветку иркутского метро начал строить еще Александр III, транссиб интенсивно используется для пригородных и городских электричек, а также обладает потенциалом роста, при увеличении скорости, обособлении пассажирских линий, строительстве аэропорта, городской трафик железных дорог превысит показатели многих метрополитенов России. Иркутские электрички и без того наиболее развитые среди регионов востояного полигона, так что дальнешее технологическое обновление затем можно будет тиражировать на Дальнем Востоке, и Восточной Сибири, где люди расселены в основном вдоль железной дороги. ВСМ планируется строить Петербурге и Москве в первую очередь, так что за уралом основа транспорта будет авиация, которая является прямым аналогом ВСМ, здесь опять же ключевая роль Иркутска, где предстоит построить новый аэропорт. Сейчас есть возможность использовать опыт Китая, где железная дорога под терминалом аэропорта уже стандарт, и не повторять ошибок Омска, в котором построили абсолютно новый аэропорт на удалении от города, и он 30 лет простоял без дела, так как не был интегрирован в городскую систему транспорта. В общем адекватным решением будет строительство аэропорта между Иркутском и Ангарском, с городской электричкой проходящим через терминал новой воздушной гавани, такое решение будет миллионикообразующим, то есть город перейдет в разряд тех где есть смысл проектировать метро.

Шанхайский вокзал, как слоенный пирог над железнодорожными путями, совмещает пересадки на автотранспорт и связан с аэропортом.
Шанхайский вокзал, как слоенный пирог над железнодорожными путями, совмещает пересадки на автотранспорт и связан с аэропортом.

Основная транспортная задача метро в Иркутске, = это перенос трафика с железной дороги, проходящей доль левого берега, на правый берег города, логично было бы провести такую линию через городской вокзал, но это будет сложно, дорого, да и пересадки останутся долгими. Железная дорога рядом с Ангарой образует полукольцо, где поезда особо разогнаться не могут и там совершенно к месту расположенны железнодорожные станции, на равном расстоянии между собой, кроме района политиехнического университета, там недостает станции. Кроме того это место будущего объединенного кампуса города. Так что здесь есть смысл построить компактную пересадочную станцию, между железной дорогой, автодорогой вдоль ангары и будущей веткой метро. На этом учатске железной дорога терхпутевая, так как сохранилось ответвление старого хода транссиба. Для первого объекта кампуса хорошо подходит крытая футбольная арена, если всё это проектировать с учетом метро, то получится отличная замена городскому стадиону Труд. Кроме того кампус это закрытая территория, а спорт объект и Ж/Д станция, как раз образуют пересечение с общественными пространствами без которых не обойтись. Сейчас стадион собираются строить под мостом, что вызвало резонное недовольство местных жителей, дело в том что развязка у моста, не является полноценной двухурвнеовй, что постоянно создает заторы, а если там еще размесить стадион и он действительно будет использоваться, то есть туда будут приезжать сотни личных авто, это усугубит ситуацию, кроме того территория на берегу Ангары, это тот немногий островок природы для местных человейников, стадион же съест эти парковые зоны. В общем там нужены дополнительные дороги и развязки к ним с тротуарами, по которым можно выйти к береговой линии, а стадион не мудруствуя лукаво нужно разместить возле политеха, где собственно уже расположена футбольная школа региона.

Следующей точкой новой лини метро будет старый аэропорт, рядом с ним расположенно трамвайное депо, и логично продлить ветку трамвая до аэропорта, в районе самого аэропорта эту ветку нужно обособить, то есть убрать пересечения с автодорогами, это можно сделать двумя способами: поднять трамвай на эстакады и на них же организовать станцию, либо организовать подземные платформы, оба решения относятся к метротраму-преметро, то есть к заготовке, для дальнейшего запуска уже более ёмких метровагонов. Через эти две точки линия метро будет пролегать в районе 130 квартала, это заповедник памятников деревянного зодчества, Иркутск состоит в пердварительном списке ЮНЕСКО, из-за "поквартальной застройки" деревянными домами, так же здесь наибольшая концентрация в России охраняемой деревянной застройки, и в этом же районе необходимо построить новые развязки для моста. Так что логично будет эти многоурвневые развязки убрать максимально под землю, на поверхности же оставить общественные пространства по типу 130 квартала, и соответственно станцию метро. Через Ангару по техническим возможностям лучше построить метромост, но около 130 квартала линия метро проходит под землей..

Далее остановочный пункт в районе улицы Александа Невского, там квартал панельных домов, который нужно снести и построить заново что то более ценное. Если не построить метро, эти старые дома обклеят теплоизоляцией, начнут делать капремонт труб, УК под это дело возьмут кредитов, вздуют тарифы, всяческие "эксперты" будут каждый дом оценивать на сейсмостойкость, каждое действо привдет к потере милионнов, при том что здания и так понятно, что надо сносить, чем хорошо типовое жильё, не надо тратися на каждый дом, а можно дать оценку всей серии по сейсмостойкости, к примеру застроить район, а потом посмотреть как он перенесет землетрясение, и такие данные есть.

Спитакское землетрясение
Спитакское землетрясение

В Армении при землетрясении хрущевки были разрушенны, попадали также новые дома брежневских серий, считавшиеся сейсмостойкими. Постройки досоветского периода лучше перенесли подземные толчки. В Иркутске стоят дома точно таких же серий, некоторые говорят что в Армении не соблюдали технлогию в силу менталитета, но есть и другие примеры

Нефтегорск до и после
Нефтегорск до и после

Бывает и обратная ситуация, - это панельные дома в Байкальске, Слюдянке, которые перенесли сильные землетрясеня, но лучше не расчитывать на совесть строителей, а возводить новые дома в Иркутске по другим технлогиям, те же монолитные серии, которые испытали в Иркутске и тиражируют на Кавказе и т п. В Иркутске наибольшая концентрация домов советской постройки в сейсмоопасной зоне, так что есть потребность создавать замещающие строительство, поднимать цену жилья в регионе, чтобы это было выгодно, сейчас такой политики не проводится, законы больше ориентированны на какой нибудь Якутск, или Улан-Удэ где многоквартирный домов в принципе мало, поддерживаются иницативы оттуда, в общем бег впереди паровоза продолжается, возведенный в ранг госполитики, поэтому и нужно метро, чтобы создать экономический стимул реновации в Иркутске по типу московской, стимул для привлечения технологий из других стран с последующим применением наработок для Кавказа, Крыма, Камчатки и т п. Сейсмоопасные зоны вполне можно застраивать, если соблюдать определенные нормы, а не делать как в Турции, Япония тому пример.

-5

По трассировки, если спроецировать улицу Триллисера(Меера Абрамовича) в сторону Политеха, то она попадает в трамвайное кольцо, так что вариант с метротрамом на начальном этапе вполне возможен. Немнго неровно, но это можно поправить сделав станцию островкового типа примыкающую к улице Лермонтова.

-6

Трамваи через метромост и метропути выходят на улицу Седова, это примерно 2,5 км, а далее уже вторым этапом нужно рыть тоннель под домамаи до Триллисера. В районе студгородка если линию продлевать в сторону спальных районов, то препятсвием будет такой вот памятник панельного домостроения

-7

Перенос трамвайных путей на улицу Седова высвободит Партизанскую улицу, где уже можно будет открытым способом заменить трамвай линией метро, и попутно заменить панельные дома времен ранней застройки города на что то более приличное. Пересадка между линиями получается в районе той же улицы Александра Невского, так уж вышло, что обновление жилового фонда совпадает с устранением советской застройки, заодно и улицы переименовать можно, потеснить немецких идеологов. Потеснить в сторону Ангарска. Нормальная инфраструктура в виде аэропорта и железной дороги к нему увеличит маятниковую миграцию между городами иркутской агломерации, объединит города, что повлечет необходимость унификации названия улиц, сейчас они задвоены: Карл Маркс есть и там и там, даже "Партизанская" улица повторяется.

Ангарск называют "городом созданным победой", после ВОВ из Германии вывезли НПЗ в качестве репараций, и построили Ангарск, это целиком советский город, и там как раз все эти названия уместны. Сейчас по делу ЮКОСа проходят суды, олигархи хотят выдавить из России 50 млрд долларов, размах претензий больше чем советский союз получал в качестве репараций, НПЗ сейчас мало общего имеет с немецким, да и со времен ЮКОСа было развитие и модернизации. К 80 летию победы Ангарск нужно развивать, подчеркивать советскую составляющую, лучшим памятником будет наращивание производства нефтехимии, производства углеволокна, и т п, тем более когда мощности других НПЗ выбиваются дронами, это всё нужно делать в пожарном порядке. Город был построен из панельных домов, и там тоже требуется реновация, но в отличии от Иркутска он полностью лишен туристической привлекательности, самобытности, мёртв в этом плане, и может развиваться только как советский придаток к Иркутску.

В централизованном планировании городов есть свои плюсы, в Ангарске в отличии от Иркутска заложили широкие проспекты, оставили место под выделенные линии трамвая, которые могут реализовать свой потенциал на прямых улицах и стать основным транспортным Ангараска, позволяющим легко и быстро пересесть на электричку и уехать из города, образуя тем самым с иркутским метро рельсовый карскас. Между городами находятся промпредприятия, из крупных: головной авиазавод ОАК, Радиан, завод гусеничной техники, АЭХК, последний должен быть перепрофилирован. Всё это требует развития транспортной связанности, железной дороги, которая заменит вездесущие маршрутки, что увеличит производительность труда транспортного комплекса. Тупиковый путь обклеивания панелек теплоизоляция тоже трудозатратен, при централизованном планировании, строительство в больших объемах будет привлекать меньше рабочей силы, чем бесконечный ремонт и латание дыр.

Строительные ведомства сейчас не настроены на развитие Восточной Сибири, это далеко за пределами их интересов, тоже самое по городскому транспорту, ангарский трамвай постепенно демонтируют, если где то есть интерес к трамваю у чиновников, то только как помеха для строительства метро в Сибири, где-нибудь в Новосибирске они его профинансируют. Развития иркуткой агломерации и нынешний кадровый состав вещи несовместимые, нужны другие люди, и ужесточение финансовой полиитки, пока что деньги улетают на яндексы и супермаркеты, попутно растрачиваются "на туризм". Есть государственные задачи по газификации Красноярска, строительству аэропорта в Иркутске для того самого въездного туризма, даже на уровне частных ивестиций государственный интерес в том чтобы привлеч допсредства, но по факту за последние 2 года госденьги триллионами выводятся на другие цели.

Экономный вариант
Экономный вариант

Первая очередь состоит из метромоста, который сразу интегрируется в трамвайную сеть, через улицу седова. Улица Седова становится одностороней, улица 3 Июля соответственно обеспечивает обратное движение. На перекрестке Седова-Пискунова еще сглаживаются повроты. Дополнительные дороги двухуровневые, они формируют "Байкальский луч". На другой стороне карты Чертугеевский залив, его нужно закопать и пустить на том месте трамвай, синей, стрелкой обозначен. Новые земли у залива отводятся под высотное строительство, для переселенцев из сносимых хрущевок, и прочих совестких строений, по программе реновации.

-9

Обычно к аэропортам подходит тупиковая петля, в Иркутске мимо старого аэропорта проложена транзитная дорога, которую еще к тому же нужно усложнять перекрестками.. Кольцо сделано двойным для трамвайных путей, чтобы им закольцевать, фактически это "метробусная" остановка, и это момент стоит не убирать, а напротив подчеркнуть, и растиражировать при реконструкции дорог. Часть транспорта отправить по центральной дороге, паралельно ей еще одну построить, которая прямиком к международному терминалу уходит. Чтобы через все эти дороги переходить нужен подземный переход, который зеленым обозначен, с которого уже есть выход станции метротрами. Трамвай может быть подведен по земле, а на конечной станции, метров 100, сделать подземную остановку, в которой достаточно будет один трамвайный путь проложить.

Казармы 1917 года
Казармы 1917 года

В дальнейшем линию трамвая так же можно увести под землю, попутно построить новые подземные пешеходные переходы, которые потребуются походу развития дороги от улицы Пискунова. Пунктирная линия пересекает бывший городок ИВАТУ, его начали строиь еще до революции, в качестве новых корпусов для юнкеров. Метро это объект ГО, так что в том районе можно разместить высшее командное училище в дальнешем, с подземными городками и всем таким прочим. Рядом с аэропортом же хорошее место для гостинного дворика и всего такого прочего. Непосредственно на территории аэродрома госпиталь с вертолетными площадками может быть размещен.

Вторая очередь
Вторая очередь

После того как метромост построен и проложенна новая трамвайная линия(по улице Седова, или 3 июля), трамвайные пути на улице Партизанская могут быть закрыты и переоборудованы под новую ветку метро(зеленая). Партизанская и Триллисера пересекаются под прямым углом, так что здесь удобно организовать вторую пересадочную станцию, первая соовтетсвенно это кампус. В итоге получается 3 линии метро, красная участок транссиба который разгружен от товарных вагонов и может быть заполнен тактовыми электричками. Вторая линия связывает железную дорогу и аэропорт, 2 пункта работающих круглосуточно, так что линия должна быть беспилотной. Третья зеленая линия, от Лисихи, где новое жильё на месте панельных домов связано с северным районом города, местом приложением труда, там лучше всего размеситить офисы крупнейших российских компаний. Остальные центральные районы города связаны трамваем с пересадками на метро.

метромост в Стамбуле
метромост в Стамбуле

Помимо утилитарного значения метромост украшает город, служит опорой для переброски инфраструктуры между берегами, теплотрасс, оптоволокно, может выступать в качестве пешеходног. В регионе дефицит инфраструктуры, который наносит вред предприятиям ОПК, к примеру в районах прилегающих к авиазаводу наблюдаются регулярные пробки как с правого берега Ангары, так и с левого. Если в Москве заторы можно избежать используя метро, в СПб платные дороги, то Иркутск просто останавливается из-за недостатка тех же переправ между берегами, развязок на дорогах.

В провинции громадный фонд хрущевок требует решений, где то это может быть ремонт и стилизация, но в Иркутске нужен снос и возведение нового жилья, тут профильные министерства либо работают на это, создают инфраструктуру, объекты соцкультбыта к ней привязанные, либо намеренно вредят, подключают всяческих коррумпированных подрядчиков, которые за деньги подпишится под обклеивание хрущеб, и сопутствующие псевдоэкспертизы, перегораживают транспортные артерии точечной застройкой и т п.

Метромост в Сиднее
Метромост в Сиднее

Городу нужны типовые проекты сейсмостойкого жилья, это высотные дома взамен хрущевок поодаль от центра города. Сейсмостокость обеспечивают демпферы в основани дома, а так же компенсирующая нагрузка на крыше, к примеру дом на пружинах с бассейном на мансардном этаже. Ну и как минимум крепкая конструкция самого каркаса, чего не обеспечивают панельные дома. Чиновники говорят о остаточной сейсмостокости хрущевок, что уже не верно. Под "остаточной" подразумевается, что когда то они отвечали требованиям, но износились и нужно залить раскавырять швы и залить монтажной пеной, как это уже делается. В советской Армении сложились как карточные домики совершенно новые панельные дома, сама технология не подходит для сейсмичных регионов. "Капремонт" же сопровождается сверлением старых плит и навешаванием стекловаты и пенопласта, что вообще говоря ухудшит прочность дома, как и накопившиеся перепланировки.

Китай
Китай

Быстрым решением так же может быть расселение в пригород, в частный сектор, но для этого нужно работать всё с той же инфраструктурой, к примеру новый мост строить в районе авиазавода, и дорогу до станции Иркутск-сортировочный, по мосту так же на правый берег перебросить электрокабеля, водопроводы и т д. Объекты минобороны закрыть навесами, закопать под землю, чтоб они там делали свои минобороновские дела. Дефицит инфраструктуры не дает возможности передвигаться кадрам по агломерации и из пригорода в город, ухудшает демографическую ситуацию.

Трамвай Ленинград
Трамвай Ленинград

Под новую инфраструктуру нужен соответствующий подвижной состав, в России такой техники нет, что хорошо, есть повод создать новые модели. Ближе всего подходит трамвай Ленинград, в нем используется наибольшая доля алюминиевых деталей по сравнению с прочими. Это дает плюсы в скорости, эксплуатации на эстакадах и метромостах, уменьшает вибронагрузку на здания, снижает расход энергии, но есть и недостатки. Трамваи без обособленных путей часто бьются, алюминй больше повреждается, стоимость его больше, поэтому для "Ленинграда" даже изготовили никий бампер, что сделало его страшным, потому что кабину оставили прежней.

Sirio, производства Hitachi Rail
Sirio, производства Hitachi Rail

Чтобы внешний облик привести к нормальному виду, нужна новая кабина с более обтекаемой формой. Это позволит увеличить скорость таких трамваев на метроучастках. Для Иркутска в обязательном порядке требуются двойные стеклопакеты во всех окнах и дверях, в силу климатических условий, в то же время это снизит уровень шума, что необходимо при скоростном движении. Так же для скорости нужна подвеска гидравлическая/пневматическая, близ старинной застройки это дополнительно снизит вибрацию от трамвая.

Метротрам по интенсивности движения
Метротрам по интенсивности движения

Схема получается в виде дерева. Движение начинается с левого берега, у политеха самая нагруженная станция, затем пересадка с железной дорогой, и там же расположен новый стадион. Потом метромост и красная линия переходит в 2 синие, на стыке пересадочная станция. Синия линия это обособленный трамвай, который стыкуется с страмвайной сетью в местах развилок. Красным крестом обозначена областная детская больница, примерно там её строят, чтобы обеспечить к ней дорогу(красная стрелка) нужно снести стадион "Труд".

-18

Красным пунктиром обозначена линия метро, ведущая в район предполагаемого строительства делового квартала. Синия линия это новые трамвайные пути по улице Карла Маркса(Большая), куда трамвай с ворачивает с улиц Ленина(Амурская), и Декабрьских событий(Камова).

"Сохранить трамвай" не означает, что он останется прежним. Для новых составов нужно полностью заменить трамвайные пути, фактически создать трамвайную сеть заново. Чтобы реконструировать пути, не останавливая движение, нужно закольцевать маршруты, где-то проложить трамвай по новым улицам или параллельно, что даже проще, чем переделывать то, что уже есть. Синим обозначена новая линия по улице Карла Маркса(Большая), куда трамвай сворачивает с улиц Ленина(Амурская) и Декабрьских событий(Камова).