Найти в Дзене
УрГАХУ

ДНК Уральской школы дизайна

Часть 1 Куратор проектов Музея архитектуры и дизайна УрГАХУ Ольга КОЛБИНА Дизайн (от англ. design – проектировать, чертить, задумать, а также проект, план, рисунок) - деятельность по проектированию эстетических свойств промышленных изделий (художественное конструирование), а также результат этой деятельности (например, в таких словосочетаниях, как дизайн автомобиля). Для любой региональной школы вопрос ее исторического развития, наследия локальных традиций – вопрос принципиальный, так как именно самобытность, творческая индивидуальность и узнаваемость, подкрепленные фундаментальными и методологическими исследованиями, являются основными формирующими критериями узнаваемости бренда. Эти компоненты складываются в результате длительного процесса формирования. Историю Уральской школы дизайна условно можно разделить на три периода:  - промышленное освоение Урала – зарождение индустриального духа территории, - советский период – формирование индустриального общества, - постсоветский период –

Часть 1

Куратор проектов Музея архитектуры и дизайна УрГАХУ Ольга КОЛБИНА

Дизайн (от англ. design – проектировать, чертить, задумать, а также проект, план, рисунок) - деятельность по проектированию эстетических свойств промышленных изделий (художественное конструирование), а также результат этой деятельности (например, в таких словосочетаниях, как дизайн автомобиля).

Для любой региональной школы вопрос ее исторического развития, наследия локальных традиций – вопрос принципиальный, так как именно самобытность, творческая индивидуальность и узнаваемость, подкрепленные фундаментальными и методологическими исследованиями, являются основными формирующими критериями узнаваемости бренда. Эти компоненты складываются в результате длительного процесса формирования.

Историю Уральской школы дизайна условно можно разделить на три периода: 

- промышленное освоение Урала – зарождение индустриального духа территории,

- советский период – формирование индустриального общества,

- постсоветский период – переход к постиндустриальному(информационному) обществу

  

НА СТЫКЕ НАУК, ИСКУССТВ И ТЕХНОЛОГИЙ

               «…за укрепление связей науки с практикой…» В.Н. Татищев. 1730-е

В период промышленного освоения Урала первые«знаменовальные» (рисовальные) горнозаводские школы, которые начали открываться с 20-х годов XVIII века, внесли фундаментальный вклад в развитие художественного образования в регионе и определили специфический уральский «индустриальный» вектор. Необходимость в этих школах была обусловлена тем, что еще с петровских времен профессиональная подготовка рабочих и ремесленников включала в качестве необходимого элемента изучение графических искусств: рисования, письма (шрифтов) и черчения. Интересно, что подобные классы в Петербурге и Москве были открыты лишь в 30–40-е годы XIX века.

-2

В 1724 году Петр I подписал указ об учреждении «Академии, или Социетета художеств и наук», ставшей, таким образом, почти ровесницей Екатеринбурга и Перми. Временами побеждал утилитарный, прикладной взгляд на искусство: «Без живописца и градоровального мастера обойтися невозможно будет, понеже издания, которые в науках чиниться будут, имеют срисованы и градорованыбыть», — утверждал в вышеназванном указе император [Материалы по истории Императорской Академии наук, 1885, 19]. По сути, о том же, хотя и с бытовой, житейской интонацией говорил в своем «Разговоре двух приятелей о пользе науки и училищах» Татищев: «Оных наук есть число немалое, но я Вам токмо некоторые упомяну, яко: 1) стихотворство, или поезия, 2) музыка, рускискоморошество, 3) танцование, или плясание, 4) вольтежирование, или на лошадь садиться, 5) знаменование и живопись. Которые по случаю могутполезны и нуждны быть, яко танцование не токмо плясанию, но более пристойности, как стоять, итти, поклониться, поворотиться учит и наставляет. Знаменование же во всех ремеслах есть нуждно» [Татищев, 1979, 92].

-3

Такой прикладной подход к искусству соответствовал духу сурового промышленного Урала, характерным примером художественной культуры которого стала заводская графика, в частности иллюстрации Михаила Кутузова и Ивана Ушакова к рукописи   В.И. де Геннина «Описание Уральских и Сибирских заводов». Введение в школах при горнодобывающих и горноперерабатывающихпредприятиях в качестве обязательных предметов рисования и лепки способствовало развитию на Урале как промышленного, так и художественного образования, что ярко проявилось в деятельности Екатеринбургской гранильной фабрики, направлявшей своих мастеров для совершенствования в Петербург — в Академию наук и на Петергофскую гранильную фабрику.

-4

Учеба в школах рассматривалась в те времена как обязанность. По приказу начальства проводили перепись детей, годных по возрасту, и отправляли в школу. Обучение было бесплатным. Инструкция, разработанная Татищевым в 1736 году для учителей уральских школ, признана лучшим в России уставом начальных учебных заведений. В ней были развиты положения о профессиональном обучении школьников. Это была первая в стране программа соединения общего образования с обучением ремеслам на школьной скамье. Для иноязычных школ заказывались учебные книги из Академии наук, изданные в ее типографии и закупленные в странах Западной Европы. Эти издания выдавались в пользование ученикам бесплатно.

 

-5

Открытие Академии художеств, созданной в 1757 году, и получившей название Академии трех знатнейших художеств, укрепило и художественные контакты между столицей и Уралом, наиболее ярко проявившиеся в архитектуре и декоративно-прикладных искусствах, основанных на обработке камня и металла.                                       

-6

Так на стыке промышленных технологий и искусствсформировались образовательные тенденции на Урале, заложив фундамент Уральской школы дизайна.