Летом 1980 года в кинотеатрах нашей страны был поставлен рекорд, который уже вряд ли когда-нибудь будет побит. После премьеры остросюжетного приключенческого фильма «Пираты ХХ века», только за первые 5 месяцев его посмотрели около 90 миллионов человек. А всего в СССР этот фильм посмотрели более 120-ти миллионов человек! Это почти половина всех граждан Советского Союза тех лет.
Сегодня этот фильм считается самым кассовым за всю историю нашего кинематографа. И, похоже, останется уже таким навсегда. А ведь затраты на его съёмки даже не превысили средние показатели полнометражных художественных фильмов тех лет.
Сценарий к приключенческому фильму написали Борис Дуров и Станислав Говорухин. Причем идея создания картины принадлежала именно Говорухину, и он сам собирался его снимать. Но в 1978 году, когда сценарий уже был готов, он всё же выбрал съёмку фильма «Место встречи…», а этот оставил до лучших времён. Но второй сценарист картины, Борис Валентинович Дуров, решил не ждать и снял картину сам.
Все натурные съёмки проводили в Крыму на базе Ялтинской киностудии. Фильм изобилует эффектными трюками и комбинированными монтажными съёмками, которые, впрочем, и принесли картине львиную долю успеха.
Самые зрелищные съёмки с затоплением теплохода «Нежин» снимали в бассейне гостиницы «Ялта». Бассейн смогли арендовать всего на месяц, так как позже ожидались высокопоставленные постояльцы. Поэтому торопились и съёмки вели почти круглосуточно.
Были изготовлены декорации, копирующие внутренние интерьеры теплохода, которые затопили в бассейне, имитируя постепенное погружение судна в море.
Когда съёмки уже начались, выяснилось, что актрисы Наталья Хорохорина и Майя Элите, которые по сюжету должны проныривать под водой чуть ли пол теплохода, на самом деле вообще не умеют плавать.
Понятно, что вместо них под водой снималась дублёрша – профессиональная пловчиха, которая поочерёдно надевала их платья. Но даже крупные планы на воде с лицами актрис снять было проблематично.
Так как они совсем не могли держаться на воде, в бассейне их ставили на подставки, на которых они стояли во время съёмок всех дублей фильма.
Тем не менее актрисы всё равно испытывали сильный стресс, что в целом пошло на пользу картине. Ведь их героини на самом деле были сильно напуганы, поэтому крупные планы получились очень реалистичными!
Зато исполнитель главной роли Николай Ерёменко с юности увлекался плаванием с аквалангом, поэтому все трюки под водой прекрасно выполнил сам. Хотя и ему пришлось несладко.
Вот как он позже вспоминал об этом:
«Снимали сцену спасения женщин в бассейне целую неделю. По семь часов я сидел в воде, и не просто сидел, а все время надо было нырять, нырять, нырять… И когда уже из носа кровь шла не искусственная, а моя личная, и часто прекращали съёмку, чтобы остановить мне кровь. А мои друзья, коллеги издевательски шутили: «Ну ты, Коля, как закончишь, подходи к нам, отдохни. Мы тебя будем ждать в соседнем бассейне, вместе поныряем».
В съёмках были задействованы более десятка профессиональных аквалангистов из числа местных ялтинский спасателей, а также каскадёры из Москвы.
Натурные съёмки береговой линии выполнили в бухте рядом с Новым Светом. В фильме участвовали черноморские теплоходы «Адмирал Лунин» и «Фатеж».
Фильм хорошо приняли не только в нашей стране. Более двадцати стран купили лицензию на картину ещё в 80-х годах.
Позже картина была выпущена на DVD носителях в десятках странах мира. Официально статистки на этот счёт нет, но специалисты полагают, что по всему миру это фильм посмотрели только в двадцатом веке не менее миллиарда зрителей.
Михаил Лешков.
_______________________
_______________________
Если статья была интересной кликните 👍