На прошлой неделе я делал сразу две программы по вопросу развития нашего авиапрома "Без цензуры" и "Царьград. Главное". Мы записывали эфир с компетентным собеседником Олегом Пантелеевым. И тогда в качестве основного информационного повода было возможное сокращение плана по производству самолетов 2030 года.
Некие консультанты из банковской сферы начали проводить аудит в Объединенной авиастроительной корпорации еще весной и пришли к выводу, что нам нет необходимости выпускать ну хотя бы 150-200 самолетов в год – якобы это не сможет переварить наш рынок – и предложили сократить значение до 50-60 самолетов. Потом глава Объединенной авиастроительной корпорации Слюсарь подтвердил, что будет определенная корректировка, но сказал, что не стоит воспринимать это как сокращение – что, с одной стороны, вселило некоторый оптимизм. Однако ситуация до сих пор оставалась непонятной.
И вот на днях Михаил Мишустин провел совещание по развитию транспортного машиностроения. Понятное дело, авиация была одним из главных моментов на обсуждении. И что мы видим? Мишустин отверг эти предложения непонятных консультантов-банкиров о значительном сокращении выпуска. Глава Правительства сказал, что к 2030 году порядка 50% парка российских авиакомпаний должны составлять отечественные воздушные суда.
Путем несложных подсчетов можно сделать следующий вывод. К 2030 году наш парк гражданских пассажирских самолетов будет составлять примерно 1100-1200 единиц. Половина, соответственно, это 550-600 единиц. То есть в среднем за 5 лет производство должно составить 110-120 единиц в год. Но здесь необходимо понимать, что в 2025-2026 гг. серийный выпуск будет только начинаться. Там речь идет о нескольких единицах, в лучшем случае нескольких десятках. А вот к 2028, 2029 и 2030 годам темпы производства уже должны выйти на те самые 150-170 единиц в год, которые изначально и предполагались программой.
Да, произошел определенный сдвиг вправо, как это любят говорить чиновники, но абсолютно ничего страшного здесь не вижу. Самолетостроение – одна из наиболее высокотехнологичных отраслей. В особенности по двигателям: ни одна страна в мире и ни один производитель не выпускает самолеты полностью из отечественных комплектующих. И в этом смысле Россия готовится стать первой в мире.
Поэтому можно сказать, что Мишустин отстоял планы по развитию нашего самолетостроения. Эти планы скорректированы, но не в сторону уменьшения или увеличения – просто пересмотрели структуру выпуска. Каких-то самолетов будут выпускать больше, каких-то меньше – что в целом не страшно, потому что необходимо: безусловно, структура важна, но необходимо все-таки смотреть и общее количество. Самое главное сейчас – начать серийный выпуск. То, что мы рано или поздно его начнем, не вызывает никаких сомнений. Но, конечно, вопрос в сроках, и хотелось бы, чтобы этот последний сдвиг на 2025-2026 годы был уже последним. Поэтому внимательно следим за самолетостроением. Повторю: отрасль – важнейшая. Это не только вопрос экономики или нашего технологического развития, но и напрямую вопрос безопасности.