«Смешное и трагическое — две сестры, сопровождающие нас по жизни». Так говорил самый уважаемый клоун и уникальный актер Юрий Никулин. Фронтовик, прошедший всю войну, видевший немало страданий, в мирной жизни выбравший смешить людей.
Комедийные и драматические роли сменяли друг друга - легкомысленный Балбес из «Операции Ы», трогательный дедушка главной героини в фильме "Чучело", нескладный, ссутулившийся клоун в укороченных полосатых брючках, с тонким галстуком на шее и в больших ботинках.
А почему именно клоун?
Первый раз в этом амплуа он проявил себя еще в начальной школе. Маленький Юра участвовал в сценке «Огород». Исполняя роль Горошка, он должен был рассказать соответствующий стишок. Но когда до мальчика дошла очередь, он так переволновался, что, сделав шаг вперед, произнес:
— А вот и репка!
Зал рухнул от смеха. А за кулисами учительница сказала: «А ты, Никулин, у нас, оказывается, комик!»
Эта первая веселая сценка получилась от волнения, но потом в жизни Никулина происходило очень много ситуаций, когда он шутил уже осознанно и радовался реакции окружающих.
Постепенно оттачивалось мастерство, все произносилось и делалось с самым серьезным видом, от чего комичность приобретала более сильный оттенок.
Еще один случай произошел в драматическом кружке, который посещал в школьные годы Юрий.
Руководитель попросил разыграть сценку. Он будет смотреть на небо, а каждый учащийся должен подойти к нему и произнести какую-нибудь подходящую реплику. Начались самые обычные вопросы:
— Что там наверху? — Батюшки, неужели дирижабль? — Что там такое на небе?
Когда подошел Юрий Никулин, то заинтересованно посмотрев наверх, он произнес:
— Уж, не медведь ли?
— Чтооо?
— Уж не медведь ли?
— Почему медведь???
— Ну… чтобы… смешно…
И ведь действительно было смешно.
Отец - лучший друг
Многим известна знаменитая записная книжка Никулина, где было собрано огромное количество анекдотов. А начало этому положил отец Владимир Андреевич. Он не только записывал анекдоты, но еще собирал и песни.
В его толстой конторской тетради было около 400 народных песен. Юра все их знал наизусть. Мотивы некоторых были незнакомы, и сын с отцом придумывали мелодию сами, а потом очень удивлялись, если слышали по радио, что песня, оказывается, звучит по-другому.
Позже Никулин освоил гитару и всю жизнь очень любил петь.
У Никулиных была удивительная семья. Образцовая. В наше время психологи описывают именно такую модель семьи, как идеальную, основанную на доверии, взаимоуважении и взаимопонимании.
Но тогда советов психологов никто не спрашивал, и в семье Никулиных сами собой установились такие традиции.
Никулин вспоминал, что в семье все были «подробниками». Когда происходило какое-то событие или нужно было поделиться новостью, то все рассказывалось очень обстоятельно, со всеми деталями.
А находясь в разлуке, главным общением становились письма, в которых подробнейшим образом описывалось все происходящее в жизни.
У Никулина была очень тесная связь с отцом. Владимир Андреевич оказал огромное влияние на сына. Он зарабатывал в основном литературной деятельностью: писал тексты для эстрады, цирка, был репортером, организовал театр «Теревьюм».
Он очень много занимался с Юрой. Всегда верил в него, но редко хвалил. Слова «это ты сделал неплохо» были высшей формой одобрения.
Владимир Андреевич всегда вникал во все дела сына, поэтому с любой проблемой или радостью — будь то ссора с другом или впечатления от прочитанной книжки — Юра бежал к отцу, потому что важно было услышать его мнение или совет.
Именно отец обратил внимание Никулина на студию клоунады при Московском цирке на Цветном бульваре. Это обсуждалось на семейном совете. Никулин был подавлен после того, как, вернувшись с фронта, не смог поступить ни во ВГИК, ни в ГИТИС.
И именно отец поддержал идею попробоваться в цирк. И не прогадал. Режиссер Юрий Заводский потом как-то сказал Никулину, который переживал, что не поступил в вузы: «И хорошо, что не взяли, а то испортили бы человека. И он не нашел бы себя».
Отец всегда помогал и поддерживал Юрия. Писал для него сценарии клоунад, реприз. Всегда находил время все отрепетировать, он был главный друг и советчик. В одном только расходились отец и сын. Оба страстные любители футбола, они болели за разные команды: отец — за «Динамо», а Юрий — за «Спартак».
Душа в душу
Став взрослым, Никулин особо ценил поразительную верность отца и матери друг другу, их любовь и заботу. Наверное, такой пример стал основой и для его взаимоотношений в своей семье.
С женой Татьяной они прожили душа в душу 47 лет, вместе работали на манеже, растили сына Максима. В какой-то степени повторилась семья самого Никулина: папа, мама, сын, и такие же чудесные взаимоотношения.
С Татьяной Никулин познакомился благодаря цирку и животным. Таня занималась конным спортом, и стала сопровождающей одной из лошадей, которую задействовали в представлении. В цирке и произошла судьбоносная встреча Юрия Владимировича и Татьяны Николаевны, а вскоре и свадьба.
В цирке было сделано много номеров с участием Татьяны. Никулины стали не только партнерами в жизни, но и на работе.
Так сложилось, что в фильме «Бриллиантовая рука» снялась вся семья Никулиных. Сам Юрий Владимирович — Горбунков, Татьяна — гид в Италии, а сын Максим — мальчик-рыбак, которого так испугался герой Андрея Миронова.
Успешная карьера, счастливая семья, но Юрий Никулин не позволял себе расслабиться, даже когда получил народное признание. Главным своим критиком всегда был он сам.
Для того чтобы смешить, нужен особый талант. Считается, что клоун — это король цирка. И Юрий Никулин во всех смыслах был на вершинах: сначала как клоун, а потом как художественный руководитель и директор.
«В цирк я стал влюбляться постепенно. Год за годом вживался в этот пестрый мир. Больше всего я полюбил в цирке людей».
В итоге Юрий Никулин посвятил цирку около 50 лет. Его обожали и взрослые, и дети. И не только как талантливого клоуна и актера, но и как добрейшего, чуткого, понимающего человека.
О чутком сердце самого доброго клоуна мы расскажем вам в следующей статей.
Благодарим Вас за внимание! Подписывайтесь на наш канал! Здесь интересно!