Всякий входящий в костел Божьего Тела в Несвиже невольно замирает и замолкает!
Не избежали этой участи и мы. Причем, дважды. Мы зашли в костел впервые вечером, в день приезда, тогда шла служба. И во второй раз, назавтра, после посещения замка и прогулки по Старому парку. Захотелось вновь полюбоваться прекрасной монументальной живописью Ксаверия Доминика Геского и его сына Юзефа.
Перед входом на фасаде можно увидеть надпись: «Поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем».
Со дня основания костел не закрывался ни разу.
Живопись полностью покрывает все внутреннее пространство стен и купол храма и вызывает полнейший восторг!
На колоннах и стенах роспись монохромная (серо-розовая), а купол полноцветный. Фрески костела написаны так, что делает здание изнутри значительно просторнее. На видео это нагляднее, чем на фотографиях.
Центральный алтарный образ в храме - икона «Последняя вечеря» написана, как и фрески, в 1752 году. Размер иконы, возможно, самый большой в Беларуси, четыре на восемь метров.
Если присмотреться, то можно обратить внимание, что все апостолы между собой в общении, только один — Иуда отвернулся. И от него одного и падает тень, тень предательства.
В далеком 1510 году, по фундации (это пожертвование деньгами или драгоценностями) владельца Несвижа Петра Кишки, был построен вначале деревянный костел.
В 1513 году Ян Радзивилл по прозвищу "Бородатый" женился на Анне из рода Кишек. И Несвиж "по кудели" (по женской линии) переходит к Радзивиллам, как приданое княжны Анны.
Сын их, Николай Радзивилл Черный (прозвище получил по цвету бороды), с 1555 года ставший владельцем Несвижа, передает Храм кальвинистам*.
А вот сын Николая Радзивилла Чёрного Николай Христофор Радзивилл Сиротка ( помним историю про всеми покинутого мальчика) был приверженцем католичества.
При Сиротке наступает истинный расцвет города.
Здесь самое время упомянуть один важный момент.
В 1586 году появилась Несвижская ординация Радзивиллов- неделимое владение, от отца к старшему сыну. Иные способы передачи земли (разделение, продажа и т.д.) были запрещены.
Ординация принадлежала Радзивиллам до 1939 г.
Город получает Магдебургское право, Сиротка сам его составил и подписал у короля Стефана Батория.
Старый костел разбирают и строят новый, кирпичный, вместе с иезуитским коллегиумом.
Известный факт, что Николай Криштоф Радзивилл Сиротка любил путешествовать, бывал на Востоке и конечно же, в Италии. Написал книгу о своих наблюдениях во время путешествий. Возможно, именно тогда он и задумался о том, как сделать Несвиж красивым европейским городом. А чтобы думы стали реальностью, пригласил молодого архитектора –иезуита Бернардони.
Тот согласился. Но дорога для архитектора от Рима до Несвижа оказалась долгой, в несколько лет. Почему так?
Есть интересное предположение, высказанное исследователем Тамарой Габрусь:
По дороге архитектор останавливался в монастырях на отдых и везде с ним случалась одно и тоже. Отцы –иезуиты говорили:
"Построишь нам костел, поедешь дальше!" Последнюю остановку Бернардони сделал в Гродно. Король Стефан Баторий уговорил архитектора построить костел – который известен как каменная Фара Витовта (разрушена в 1961г).
Сейчас на этом месте разбит сквер и стоит памятник в виде полуразрушенной арки с памятной надписью.
Когда Джованни наконец доехал до Несвижа, ему предоставили полную свободу творчества. Он построил прекраснейший храм (1589-1593 г), первый за пределами Рима в стиле барокко и второй после римского собора Иль Джезу.
В Несвиже архитектор задержался на долгие и плодотворные 13 лет, а после отправился в Краков, где участвовал в строительстве иезуитского костела святых Петра и Павла, очень похожего на римский и несвижский костелы. Сам проект был подготовлен главным архитектором Джованни де Росси. Над его осуществлением работал Джузеппе Брицио, после него – Бернардони. Он укрепил стены и увеличил их высоту, что добавило храму готической легкости и изящества. А завершилось строительство уже после его смерти, с помощью Джованни Тревано, создателя купола храма.
Я была в Кракове несколько лет назад. Нашла дома альбом Яна Островского с фотографиями, но в тексте по описанию костела нет прямых ссылок на Бернардони. Упоминается группа архитекторов. В семейном альбоме также сохранилось фото костела с кратким описанием.
В середине XVII века фрески пострадали, стены какое-то время были просто побеленными, а уже в середине XVlll века были созданы те фрески, что мы можем видеть сегодня. Ксаверий Доминик Геский и его сына Юзеф были придворными художниками Радзивиллов.
Юзеф Геский, сын Ксаверия Доминика на склоне лет неотступно находился при костеле, который сам когда-то украсил живописью. Писатель Владислав Сырокомля, надгробие которого мне удалось разглядеть в костеле, увидел в этом желание не расставаться со своим детищем, "вдохновленным святой энергией и силой". Лучше и не скажешь!
Ещё интересно то, что в храме два алтаря. Слева от главного находится алтарь Святого Креста, выполненный из белого, розового и черного мрамора. Его создавали скульптор Джироламо Компани и архитектор Чезаре Франко. Алтарь находится над входом в усыпальницу Радзивиллов. Именно этот алтарь должен был быть главным в костеле, который раннее был на этом месте до возведения последнего.
В 1773 году Папа Римский Климент 14 издал буллу об упразднении ордена иезуитов. Коллегиум стал светской школой, костел фарным, приходским.
В костеле и орган звучит уникальный. А как? Можно послушать здесь. Орган может использоваться как концертный, сделан на известной фабрике Waclaw Biernacki. Во время войны этот инструмент хотели переплавить, но удалось составить бумагу, согласно которой, его якобы изъяли еще в 1939 году, а трубки были закопали на огороде. После войны их откопали и установили.
Ещё одно надгробие -памятник сыну Христофору Николаю, который умер в 1607 году в Болонье. «Умер от боли в животе в возрасте 16 лет, 10 месяцев, 3 дней и 13 часов», — написано в эпитафии. Христофор Николай должен был стать священником. На венке сбиты листья, как напоминание о хрупкости нашей жизни...
На видео, если будите вновь просматривать, обратите внимание на интересный барельеф Сиротки, справа от алтаря. Он изображен в одежде пилигрима с посохом. Рыцарское вооружение лежит отброшенное, сзади. Под барельефом длинная латинская эпитафия, которая гласит: «Пришелец я и странник перед тобой, как и все мои предки». Жаль, что не осталось фотографии.
Подходит экскурсионная группа, сейчас им откроют крипту и мы спустимся вместе с ними.
И помните, всякий входящий замолкает.
Продолжение следует...
Начало прогулки здесь.
Кальвинизм*- направление протестантизма, созданное французским проповедником Жаном Кальвином.
Подписывайтесь, чтобы узнать, что было дальше. Все в деталях и подробностях о большом путешествии по Беларуси!
Спасибо за прочтение, за лайки и комментарии. Они очень важны для автора, как обратная связь!