В 1927 году на вооружение Красной армии был принят первый танк советской разработки МС-1 (Т-18). О создании и боевом применении этой машины было подробно мной рассказано в статье «Первый танк советской разработки…». Здесь же пойдет речь о модернизации танка и интересных машинах, изготовленных на его базе.
МС-1 образца 1930 года
В 1929 году отношение военных к МС-1 несколько изменилось. Характеристики танка уже не вполне их устраивали. Поэтому данные машины подверглись довольно существенным изменениям.
Мощность двигателя довели до 40 л.с., вместо 35 л.с. Претерпели изменения агрегаты и узлы трансмиссии и ходовой части. Удлинитель (хвост) в кормовой части, служивший для преодоления рвов и окопов, был изъят для облегчения танка.
За четыре года выпуска было изготовлено 959 танков МС-1.
Было пересмотрено вооружение машины. Теперь оно должно было состоять из 37-мм пушки большой мощности Б-3, изготовленной на заводе «Большевик» на основе пушки немецкой фирмы «Рейнметалл».
Новое орудие имело большую дальность стрельбы. Также у него были клиновой затвор и полуавтоматика, что существенно повышало скорострельность.
Для установки нового вооружения была расширена башня, к которой добавилась кормовая ниша. В ней планировалось разместить радиостанцию.
Однако план по усилению вооружения МС-1 осуществить не удалось. Это было связано с трудностями при введении улучшений в серийное производство. Поэтому новые пушки Б-3 на танках не появились. Боекомплект с 96 снарядов довели до 109.
Модернизированный таким образом танк получил обозначение МС-1 (Т-18) образца 1930 года. Эти машины составили большую часть выпущенных МС-1.
Производство МС-1 продолжалось до конца 1931 года. Вплоть до начала серийного выпуска нового танка сопровождения пехоты — Т-26.
Т-20
Одновременно с признанием МС-1 (Т-18) устаревшим, было выдвинуто требование создать новый танк поддержки пехоты для его замены. Но пока новый танк разрабатывался, решили не только продолжать выпуск Т-18, но и капитально модернизировать его. Проект получил название «Т-18 улучшенный» или Т-20.
Его разрабатывали зимой и весной 1930 года. Основные изменения коснулись корпуса, который стал более рациональным, что позволило упростить и облегчить его, а также увеличить объем топливных баков с 110 до 160 литров.
Была переработана ходовая часть. Для управления движением танка вместо рычагов установили рулевую колонку авиационного типа. В крышке люка механика-водителя заменили перископ на триплекс с пуленепробиваемым стеклом.
Первый броневой корпус Т-20 был изготовлен в мае 1930 года. На танке рассчитывали установить новый двигатель мощностью 60 л.с., но он был готов только к октябрю и на испытаниях развил мощность лишь 57 л.с.
Работы по Т-20 затягивались. По планам, первые 15 танков должны были изготовить до 7 ноября 1930 года, но первый прототип не закончили и в 1931 году. Сравнительные испытания прототипов Т-20 и Т-26 показали преимущество последнего, что привело к прекращению дальнейших работ над Т-20.
Дальнейшая модернизация
Попытки усовершенствования Т-18 продолжались и после прекращения их серийного производства и фактического изъятия из войск. Один из таких проектов получил название МС-1а.
По этому проекту, танку попробовали установить ходовую часть от Т-26. Но испытания показали, что подвижность машины даже ухудшилась. Дальнейшие работы по МС-1а свернули.
Однако, попытки адекватно улучшить Т-18 не оставлялись. На хранении было много этих танков, и было бы выгодно с практической точки зрения усилить эти машины, чтобы их можно было использовать в бою с более современными танками.
Новый и последний проект модернизации получил обозначение Т-18М. Работу над ним начали в 1938 году.
Снова большая часть внимания была уделена ходовым свойствам танка, потому как он оставался крайне медленным. На машину установили двигатель ГАЗ М-1 мощностью 50 л.с. Коробку передач, ведущие колеса и радиаторы системы охлаждения заменили на более современные.
Также убрали кормовой хвост, кормовую нишу башни и изменили командирскую башенку, чтобы облегчить машину. На удивление вооружение не претерпело изменений, хотя 37-мм пушка на тот момент уже устарела. Но с другой стороны в маленькой башне Т-18 было сложно разместить более мощное орудие.
Испытания Т-18М прошел в 1938 году. Несмотря на явное повышение характеристик танка, модернизация создала и некоторые новые проблемы. В итоге был сделан вывод, что боевая ценность Т-18М не оправдывает затрат на модернизацию всего парка Т-18, и проект свернули.
Машины на базе Т-18
Т-18 послужил базой для создания нескольких образцов специальных машин. В 1930 году один танк был оснащен комплексом для химической войны и постановки дымовых завес. Опыты с этим танком велись до 1934 года. Далее проект не получил развития.
Также в 1930 году испытывали Т-18, оборудованный аппаратурой трехкомандного радиоуправления. Теперь машиной можно было управлять на расстоянии без экипажа. В 1933 году был изготовлен телетанк ТТ-18, оснащенный уже 16-командной аппаратурой. За ним изготовили еще несколько машин (не менее семи). Далее испытаний эти танки не пошли.
Несколько боевых машин не вышли из стадии проектирования. В их числе самоходная пушка (76-мм или 45-мм), транспортер боеприпасов, огнеметный танк, радиотанк управления механизированными соединениями и штурмовой саперный танк.
Служба МС-1 (Т-18) была относительно недолгой. Бронетанковая техника быстро развивалась, поэтому к своему появлению на свет МС-1 почти сразу устарел. Однако, опыт, полученный советскими конструкторами при создании этого танка и машин на его базе, лег в основу последующей, более современной и совершенной боевой техники.