Найти в Дзене
Кинолюбитель

Зеленый сойлент (1973)

Оглавление

Рецензия также размещена на моей странице на Кинопоиске:

Ссылка на профиль Кинопоиска - https://www.kinopoisk.ru/user/14240401/comments/

Рейтинг:

  • Кинопоиск - 6,6
  • IMDb - 7

Жанр: фантастика, триллер, криминал, детектив

Экранизация романа Гарри Гаррисона вышла ужасающе прекрасной и доходчивой. Мир будущего, где проблема перенаселения никак не может найти решения, погряз в стоге зелёного дыма. Лента изначально передаёт уныние и печаль, показывая разделение на богатые и бедные районы. При этом ярый монополист – компания «Зелёный сойлент» – пытается справиться с проблемой голода и перенаселения. Запасы питательных веществ исчезают. Загрязненная атмосфера уничтожила почти всю природную фауну, оставив людей на произвол судьбы. Весьма яркая демонстрация того, что может возникнуть в будущем.

-2

В этом опасном месте главенствующая, упомянутая выше компания, вселяет надежду на спасение. Режиссёр передаёт кадры огромных масс людей, которые дерутся за синтетические батончики. Ночлежки для бездомных? Что тут говорит, если люди спят прямо на улицах, а укрываются от непогоды в обветшалых подъездах. Это картина одновременно ужасает и восхищает своей проблемой, которую Ричард Флейшер буквально преподносит зрителю на блюдечке.

-3

Убийство, которое изначально затронуло первый акт повествования, начинает расследовать обычный государственный полицейский, также ютившейся в скромной комнате на пару со старым архивариусом компании. Нас погружают в скрытые мотивы убийства и наглядно передают разницу между бедняками и богачами. Острая социальная драма показывает нам через детектива Торна, сыгранного Чарлтоном Хестоном, всю разницу выживания в этом загнивающем в отходах мире.

-4

Детектива нельзя назвать «белым рыцарем», так как он приспособился к выживанию и старается из всех возможных случаев не упустить своё. Так нас подводят к одной из самых грустных и проницательных сцен – приёму пищи. Зрителю сразу дают акцент, что детектив и архивариус не едят продукцию корпорации, они добывают себе более-менее съестные припасы. Сцена с открытием давно утерянных продуктов будоражит, потому что старик то ещё знает вкус ягод, овощей, фруктов, а вот детектив уже не застал это время.

-5

Картина постепенно подводит нас к разгадке убийства, но, к сожалению, повествование само себе создаёт препятствия. Только мы что-то узнали о том, какую тайну раскрыла жертва, как сюжет меняет свой тон. Вроде бы и допросы, и сбор улик, и опрос богатых знакомых жертвы, но мы не продвигаемся. Фильм в процессе расследования подготавливает зрителей не к самому мотиву убийства, а к раскрытию главного секрета компании. Понятное дело, что одно вытекает из другого, но когда правительственная верхушка обеспокоена тем, что какой-то жалкий, бедный детектив копается в их в делах, то ты ожидаешь от кульминации большего.

-6

Безусловно, лента демонстрирует, как местное самоуправление борется с перенаселением, как толпы голодных людей готовы убить друг друга за еду, при этом не замечая явного истребления. Жестокие кадры наведения порядков ужасают. Но это не одна мера воздействия. Что делать с теми людьми, которые уже не могут жить такой жизнью? Гуманные способы релаксации и комфорта передают нам ужасающие последствия.

-7

Самым шокирующим является кульминация, которая и раскрывает главный секрет, завязанный в экспозиции. Признаюсь, что подобный приём был ожидаем, но роман экранизировали в 1973 году, когда зритель был ещё не таким искушённым. Определённый всплеск эмоций лента смогла передать всего за пару минут, повергнув в шок и детектива, и зрителей.

-8

В процессе просмотра возникали вопросы к действиям главного героя, который не сколько расследует дело, сколько старается наслаждаться возможностью приобрести различные блага. Сначала это путает, но после того, как нам показывают, в каких условиях живёт Торн, то тут ты понимаешь – если есть возможность получить где-то как-то выгоду, её надо использовать.

-9

Повествование завершается на открытой ноте. Кажется, что вот мы раскрыли основной секрет, но где же развязка этой проблемы, где же действия на устранение опасности. Этому не бывать, потому что мир в «Зелёном сойленте» уже не исправить. Спасителя и открывателя тут быть не может, потому что, рассудите сами, ну расскажете вы людям правду, что от этого измениться? Проблемы жителей в перенаселённом городе меньше не станет. Жестокая правда, которая из фантастики постепенно переходит в реальность.

Ричард Флейшер "Зеленый сойлент" (1973)

"Soylent Green"