Найти тему

Виды автоматических КПП. Приципы их работы. Плюсы и минусы.

Существует несколько различных видов автоматических коробок передач, каждая из которых имеет свои особенности и принципы работы. Рассмотрим некоторые из них:
1. Гидромеханическая коробка передач – в этом типе коробки передач используется гидравлическая система для изменения передач.
Гидромеханическая коробка передач работает следующим образом:
1. Водитель нажимает на педаль акселератора, и крутящий момент от двигателя передаётся на насосное колесо гидротрансформатора.
2. Насосное колесо начинает вращаться, создавая поток трансмиссионной жидкости.
3. Жидкость попадает на лопатки турбинного колеса, которое начинает вращаться, передавая крутящий момент на планетарные редукторы.
4. Планетарные редукторы приводят в движение ведущие колёса автомобиля через систему механических и гидравлических элементов.
5. Если требуется изменить передаточное число, то происходит блокировка одних элементов планетарного ряда и разблокировка других, что приводит к изменению передаточного числа.
6. Управление блокировкой и разблокировкой элементов планетарного ряда осуществляется с помощью гидравлического блока, который регулирует давление трансмиссионной жидкости на соответствующие клапаны и фрикционы.

Плюсы гидромеханической коробки передач:
- удобство использования;
- низкие ударные нагрузки на двигатель и коробку передач;
- компактные размеры;
- низкая шумность;
- большой срок службы.
Минусы гидромеханической коробки передач:
- сложность конструкции, которая усложняет ремонт;
- высокие требования к обслуживающему персоналу и оборудованию;
- чувствительность к качеству масла.

2. Роботизированная коробка передач – это тип коробки передач, в которой переключение передач осуществляется автоматически, но с помощью роботизированной системы. Преимущества данного типа коробки передач включают в себя более быстрое и эффективное переключение передач, а также экономию топлива. Однако, некоторые автолюбители отмечают некоторую грубость и тормозности в работе таких коробок передач.

Роботизированная коробка передач работает на основе принципа механической коробки передач. В ней есть два вала (первичный и вторичный), на которые насажены шестерни, попарно сцеплённые между собой. Переключение передач и управление сцеплением осуществляется с помощью электрических моторов (актуаторов) и электронного блока управления. В автоматическом режиме запрос на переключение передач формируется от бортового компьютера на основе данных от различных систем автомобиля, а в ручном режиме — непосредственно водителем.

Плюсы роботизированной коробки передач:
- Удобство использования.
- Повышенная эффективность расходования топлива.
- Возможность быстрого переключения передач.
- Более быстрый переход между передачами по сравнению с классическими АКПП.
- Меньший расход топлива по сравнению с обычной механикой.
Минусы роботизированной коробки передач:
- Высокая стоимость обслуживания и ремонта по сравнению с традиционной механикой и некоторыми АКПП.
- Со временем могут возникать проблемы с различными узлами трансмиссии, включая сцепление, механизмы переключения и электронные блоки.
- Стоимость обслуживания может составлять от 40 тысяч рублей при замене сцепления до 100–200 тысяч при капитальном ремонте коробки.

3. Вариатор – это тип коробки передач, в которой используется механизм изменения передач без фиксированных ступеней. Принцип работы вариатора заключается в изменении передаточного отношения непрерывно. Главными преимуществами данного типа коробки передач являются плавность и комфорт вождения, а также экономия топлива. Однако, вариаторы могут быть менее надежными и требовать более дорогостоящего обслуживания.
Вариатор автомобиля работает на основе двух шкивов, которые представляют собой конусы с острыми краями, направленными в сторону друг друга. Между ними находится клиновый ремень или цепь, состоящая из пластин. При изменении положения конусов относительно друг друга меняется передаточное число и обороты двигателя.
Вариатор обеспечивает плавное изменение передаточного отношения благодаря гидротрансформатору, который установлен в системе для передачи крутящего момента на шкивы. Гидроблок сжимает части шкивов, чтобы исключить проскальзывание ремня, и управляет работой всей системы с помощью электронного блока управления и масляного насоса.

Плюсы вариатора:
- более плавный ход по сравнению с другими видами АКПП;
- динамичное ускорение из-за непрерывного силового потока;
- высокий КПД двигательного агрегата (на 5–10 % выше, чем у других видов АКПП);
- экономичность: благодаря высокому КПД, вариатор позволяет снизить расход топлива и улучшить экономичность автомобиля.
Минусы вариатора:
- однообразные ускорения;
- сложности в контроле тяги двигателя при обгоне;
- сложная электронная система управления, подверженная сбоям;
- дорогое техническое обслуживание, требующее использования специфических смазочных материалов.

Каждый из перечисленных выше типов автоматических коробок передач имеет свои плюсы и минусы, и выбор конкретного типа зависит от индивидуальных предпочтений автовладельца, а также особенностей эксплуатации транспортного средства.

Подписывайтесь на ТГ канал AutoMix - история автомобилестроения, авто юмор, резонансные ДТП, лайфхаки и многое другое.