22 июня 1941 года началось вторжение Германии на территорию своего союзника в борьбе с Польшей, Советского Союза. Нападение было внезапным и первое время Сталин был уверен, что ничем серьезным оно не обернется. Для такого мнения существовало несколько причин.
Во-первых, между государствами был подписан пакт о ненападении, да и Гитлер уверял Иосифа Виссарионовича в дружеском отношении по отношению к СССР.
Советский союз, в свою очередь, не стал наносить удар по Германии в то время, как ею завоевывалась Европа.
Во-вторых, Сталин считал, что немцы еще не оправились после разгрома Франции, так как прошел всего 1 год.
Противник был силен и серьезно подготовлен. Германия имела хорошую материальную базу, а именно 11 союзников в лице стран Европы.
В принципе экономика страны была переведена на военный лад: расходы на эту сферу составляли немного больше 67% всего бюджета, при этом вся техника порабощенных стран была присвоена немцами.
Да и сама армия имела двухлетний опыт в сражениях. Все это объясняет, почему в первый период Великой отечественной Войны Россия проигрывала.
Тем не менее существовал еще один фактор, позволяющий нацистской Германии выходить вперед. Пропаганда.
К началу вторжения было напечатано свыше 30 миллионов брошюр, листовок и плакатов. Каждый из них был адаптирован под все языки народов, проживающих на СССР. Но чего же пытались добиться немцы?
Сломить морально – вот основная задача нациста. Как говорили, одна пуля убьет лишь одного солдата, но один паникующий способен обратить в бегство толпу.
Пропаганда в бумажном виде могла оказаться самым дешевым и быстро выполнимым оружием. Были свои правила: никаких антисоциалистических тезисов и обещаний вернуться к дореволюционным порядкам.
Гитлер точно понимал, что он делает. Одной из его любимых книг была «Психология толпы» Густава Лебон.
Над “рекламой” работали 19 рот: 12 - сухопутные, 4 - воздушные и 3 - морские. Также создавались специальные дополнительные батальоны пропаганды. Они состояли из писателей, художников, фотографов. Всего насчитывалось 15 000 человек.
Также существовали специальные станции: 10 длинноволновых и 6 средневолновых. Собрать и разобрать такие можно было всего за пару часов.
Несмотря на приказы уничтожать в первую очередь радиостанции, противнику удалось захватить некоторые из них.
Пропаганда велась на 4 языках и имела различные тематические содержания. Например, для львовского округа вещали полностью украинизированную программу (не только язык, но и ценности)
Во время первого периода германцы заявили, что пришли для того, чтобы освободить людей из тюрьмы народа и вывести из-под гнета советской власти. Фашисты понимали, что одним из самых действенных способов победить – добиться расположения народа.
Лояльность - это простое, но очень мощное оружие. Добиться ее помогали тонны узконаправленного материала, основная задача которого убедить людей, что германцы освобождают территорию от большевизма.
Мол после окончания войны простой человек заживет хорошей жизнью со множеством привилегий. Данный этап увенчался успехом.
Продолжалась изготовка листовок в огромном количестве. Печатались они, как правило, на обычной газетной бумаге. С одной стороны был текст, с другой – фотография или рисунок.
Редко использовался яркий красный цвет, чтобы подчеркнуть важность конкретного фрагмента или заголовка. Изначально изготавливались буклеты на территории противника, но по мере возрастания их популярности в ход шли советские типографы.
Содержание, конструкции предложений и подача материала обычно указывали на то, что создавались они человеком, для которого русский язык родной.
В отличие от плакатов листовки было легко распространять.
Их размер соответствовал размеру почтовой открытки. Маленькие карточки сбрасывали с самолетов в зону противника, а диверсанты проносили их в тыл советского союза. Солдат легко мог поднять одну из листовок и незаметно сунуть себе в карман.
Военные пропагандисты даже придумали персонажа, которого изображали на некоторых буклетах – Фома.
Он был этаким жидом, который «засел в Кремле». Мол, до его появления в Руси было все хорошо, а он пришел и рассорил немцев с русскими, а сам затаился.
Были и плакаты на них рисовали улыбающихся немецких солдат, а рядом красноармеец, «сделавший правильный выбор». Он говорит, что «идет работать!».
В общем, основной лозунг всей этой деятельности звучал примерно так: «Германия воюет не с русскими, но с большевизмом».
Однако наполнение бумажек было разным.
Кто-то из ветеранов вспоминает, что призывы перейти на сторону противника и начать уничтожать коммунистов выглядели глупо. Текст был написан с ошибками. Кстати, текст обычно писали и на языках народов СССР, и на немецком.
Такие буклеты служили пропуском для перехода из Красной Армии в фашистскую Германию. В начале войны на них так и было написано «Пропуск».
По одному могло пройти неограниченное количество человек. Тем кто соглашался сулили большой по тем временам доход, питание, а также возможность оказывать политическое влияние.
Массовый уход в полицаи был отмечен в Прибалтийских республиках, Польше и Белоруссии. Многие из завербованных людей всего несколько недель назад обещались в преданности советской власти.
Массовая пропаганда, плакаты и кинопоказы делали свое дело, однако солдаты советской армии стали быстро понимать подлинную фашистскую натуру.
По словам очевидцев, во время Сталинградской битвы листовки в больших количествах валялись на земле. Их уже не подбирали.
Конечно, оставались те, кто искренне верил в новую власть и лучшую жизнь. Тем не менее, народ не был сломлен и фашисты ни одним из способов не смогли «поставить его на колени».