«Посмотри, какой мальчик чистенький, а ты что?» — говорим мы из лучших побуждений испачкавшемуся на детской площадке ребенку. «Саша может, а ты нет, ну как так?» — вздыхаем мы над результатами контрольной отпрыска. Мы регулярно сравниваем своих детей с другими, даже особо не задумываясь, правильно мы это делаем или нет.
Может ли сравнение своего ребенка с чужим принести пользу? Мы ведь много раз слышали, что такие сравнения — порочная практика и лучше их избегать. Но ведь не сравнивать — невозможно, это естественная реакция человеческого мозга, и мы делаем это постоянно, осознанно или не очень. Даже если мы скажем «Мой ребенок лучший, и никто и ни в чем с ним не сравнится» — это поможет лишь отчасти. Окружающие его люди сами все сравнят, хотим мы этого или нет. Сравнит одного ребенка с другим кто-нибудь из воспитателей или учителей, соседские дети, бабушка или просто случайная чужая няня на детской площадке.
Поэтому в наших силах лишь различать, какое сравнение может быть полезно, а какое — нанести вред, и использовать эти знания.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ СРАВНЕНИЯ
Для начала стоит ответить себе на вопрос: если я поставлю в пример своему ребенку его друга или одноклассника, то пойдет ли это на пользу, сможет ли он что-то изменить в своем поведении, что-то сделать с поводом для сравнения? Если разобраться с типами сравнений, то можно понять, стоит ли игра свеч.
ТИПЫ СРАВНЕНИЙ
- Успеваемость. Подтянуть, к примеру, математику с тройки на четверку возможно, а вот провернуть то же самое, скажем, с кроссом по физкультуре, если ваш ребенок неспортивный, — вряд ли.
- Поведение. Кажется, что это исправить проще всего: это же самоконтроль, подвластный человеку. Но ведь нам тоже неприятно, когда говорят «Почему ты плачешь, это же ерунда» или требуют улыбнуться, хотя, на наш взгляд, нечему и незачем. Требование привести свои чувства и их проявление в соответствие с желаниями окружающих зачастую приводит к тому, что человек перестает понимать сам себя и проявлять эмоции. Конечно, мы не призываем ко вседозволенности и попустительству. Однако прежде чем сказать «Посмотри, как Маша себя ведет, а ты что?», стоит на секунду задуматься: а это ребенок ведет себя плохо или просто нам «неудобно» от того, что он эмоциональный или громкий?
- Таланты и увлечения. Одна из самых неподвластных областей для сравнений, если у ребенка нет интереса и предрасположенности к тому или иному занятию. Да, положим, соседский сын выиграл конкурс по программированию, а ваш, как вам кажется, сидит и без толку сочиняет, исписывая тетрадки «в стол». Однако вряд ли от ваших сравнений он резко заинтересуется программированием, даже если отправить его на соответствующие занятия. А вот бросить писать рассказы от стыда и неловкости за свое увлечение — может. Гораздо лучше для ребенка будет ненавязчиво обсудить перспективы его хобби, поддержать развитие, если он, например, хочет попасть в литературный кружок, подумать, как его можно при желании применить.
- Внешний вид. Очень чувствительная для ребенка тема. Разумеется, можно и нужно научить его быть более опрятным. Можно аккуратно подсказать, что будет лучше на нем сидеть, предложить вместе составить гардероб сообразно его вкусам. Однако все соображения, связанные с фигурой и внешностью ребенка, родителям лучше оставить при себе. В юном возрасте, пока еще не сформировано умение критически относиться к комментариям окружающих, подобные замечания, особенно от значимых взрослых, могут связать человека комплексами на долгие годы. Даже если вы абсолютно уверены в своей правоте, поверьте, ребенку это еще успеют сказать другие.
КОМУ НУЖНО СРАВНИВАТЬ
Предположим, вы разложили все по полочкам и пришли к выводу, что ваш ребенок может изменить свое поведение, и тогда необходимость в сравнении отпадет сама собой. Казалось бы, в таком случае надо только ему сказать: иди и делай! Причешись, прочитай дополнительную программу по литературе, пойди в секцию, у тебя же есть способности к спорту и свободное время. Посмотри на своих одноклассников, разве тебе не неловко на их фоне? Но прежде чем так поступить, стоит разобраться, зачем именно вам нужно такое сравнение. Ради ребенка или ради себя и окружающих? Кому действительно это нужно? И нужно ли вообще кому-то или просто «так принято»?