Найти в Дзене

В. Ленин о сонате Л. Бетховена. В поисках правды.

С раннего детства Владимир Ульянов был окружен музыкой. По имеющейся информации, его мать пела, играла на фортепиано и в общем очень любила музыку. Владимир тоже учился играть на рояле, но он бросил инструмент, как только он поступил в гимназию. С этих пор он преимущественно сосредотачивал свое внимание сначала на учебе, затем на революционной теории и деятельности. Все меньше времени осталось для музыки. Однако по утверждениям его современников, музыка продолжала играть немаловажную роль в жизни Ленина. В 1924 году Максим Горький писал в одном из своих очерков: Как-то вечером, в Москве, на квартире Е. П. Пешковой, Ленин, слушая сонаты Бетховена в исполнении Исая Добровейна, сказал:
— Ничего не знаю лучше «Appassionata»*, готов слушать её каждый день. Изумительная, нечеловеческая музыка. Я всегда с гордостью, может быть, наивной, детской, думаю: вот какие чудеса могут делать люди,
И, прищурясь, усмехаясь, он прибавил невесело:
— Но часто слушать музыку не могу, действует на нервы, х

С раннего детства Владимир Ульянов был окружен музыкой. По имеющейся информации, его мать пела, играла на фортепиано и в общем очень любила музыку. Владимир тоже учился играть на рояле, но он бросил инструмент, как только он поступил в гимназию. С этих пор он преимущественно сосредотачивал свое внимание сначала на учебе, затем на революционной теории и деятельности. Все меньше времени осталось для музыки. Однако по утверждениям его современников, музыка продолжала играть немаловажную роль в жизни Ленина.

В 1924 году Максим Горький писал в одном из своих очерков:

Как-то вечером, в Москве, на квартире Е. П. Пешковой, Ленин, слушая сонаты Бетховена в исполнении Исая Добровейна, сказал:

— Ничего не знаю лучше «Appassionata»*, готов слушать её каждый день. Изумительная, нечеловеческая музыка. Я всегда с гордостью, может быть, наивной, детской, думаю: вот какие чудеса могут делать люди,

И, прищурясь, усмехаясь, он прибавил невесело:

— Но часто слушать музыку не могу, действует на нервы, хочется милые глупости говорить и гладить по головкам людей, которые, живя в грязном аду, могут создавать такую красоту. А сегодня гладить по головке никого нельзя — руку откусят, и надобно бить по головкам, бить безжалостно, хотя мы, в идеале, против всякого насилия над людьми. Гм-м, — должность адски трудная.

*соната для фортепиано №23 Людвига ван Бетховена.

Многие исследователи ставят под сомнение данное высказывание В.И.Ленина, есть версии, что В.И.Ленин либо слушал совсем другие сонаты Бетховена, либо даже не слушал их вовсе.

Так как никаких мемуаров личного авторства Добровейна не найдено, ссылаться на его "воспоминания" невозможно. В книге "Страницы жизни Исая Добровейна" (1972), где его супруга Добровейн М.А выступала в качестве мемуаристки, говорится следующее:

отрывок из книги "Страницы жизни Исая Добровейна". Добровейн М.А (1972)
отрывок из книги "Страницы жизни Исая Добровейна". Добровейн М.А (1972)

Прилагаю также ссылку на Фильм 1963 года, снятый на эту тему.

Кадр из фильма "Аппассионата" 1963 года. Мосфильм.
Кадр из фильма "Аппассионата" 1963 года. Мосфильм.

А вот кандидат искусствоведения Якобидзе-Гитман вовсе не верит в правдивость этой истории, по причине отсутствия каких-либо документальных доказательств. Он даже включил ее в свою статью разного рода музыкальных анектодов!

Уж не получается ли, что люди сами в попытке развеять "мифы" сами же их создают? Пишите Ваше мнение в комментариях!

А если дочитали до конца, подписывайтесь на меня в соц.сетях:

ВК -
https://vk.com/innazb
Телеграм -
https://t.me/inna_zabruskova
Дзен - @
innazb
Инстаграм - @inna.zb