Разбираться в усталости будем с помощью беснующихся неформалов, трэвел-блогеров и онлайн-школ. А помогать нам будет супер-звезда современной философии Хан Бён-Чхоль.
Хан Бён-Чхоль – кореец, живущий в Германии. Мыслитель вкусил сначала восточной философии и культуры, а потом отведал того же самого на западе. По итогу получился коктейль из первого со вторым: микс из размышлений о продуктивности и умиротворённом созерцании. По мнению Бён-Чхоль Хана, нынешнее общество = «общество достижений». Закажи доставку за 15 минут, выучись работать с нейросетями, делай больше дел, активно отдохни и т.д.
Человек в один день может поработать, поучиться, сходить на свиданку, заняться спортом и сделать растяжку, погулять (с выключенным телефоном), почитать книгу, пробежать полумарафон, помолиться Богу, приготовить блинчики без глютена, убраться в квартире, отремонтировать дверцу шкафа, сходить на психотерапию и закинуться грибами. Хорошо бы всё это выложить в сторис и смонтировать клип, чтобы получить одобрение в виде лайков. Хан Бён-Чхоль считает, что такая многозадачность ведёт в бездну. Участники общества достижений от чрезмерной позитивности могут впасть в депрессию. Под позитивностью философ имеет в виду огромный выбор из того, чем можно себя занять и как себя проявить. Если интенсивную жизнь сравнить с горением, то её итог = выгорание. Переизбыток однообразия и ориентация на всё положительное может давить на человека. Философ называет такое давление «нейрональным насилием». Сложно с уверенностью сказать, сами ли мы себя насилуем, или общество насилует нас. Сейчас объясню эту путаницу с помощью трёх личных коротеньких примеров. Первый: Часто смотрю новостные видеоблоги, а ещё ролики о музыке и философии. В каждом втором ролике таится реклама и чаще всего это онлайн-школы. Ну ладно, переключу один раз, ну второй, ну третий. Но на сотый раз меня это будет подбешивать + может возникнуть мысль: «Может и правда стоит выучиться? Вдруг, если я не прохожу никакие курсы, со мной что-то не так?. Мысль вроде как моя, но я её не заказывал. Приходится с самим собой договариваться. В этой конструкции кто кого нейронасилует? Второй пример: Много лет не выезжаю из Твери никуда дальше Москвы. Как-то привык, что путешествия – это не про меня, но летом начинается мой личный ад. Новостная лента искрится обилием фоток и роликов из дальних стран и необычных мест. Тут вам и Китай, и Вьетнам, и Абхазия, и Карелия, и загородные усадьбы. Люди делятся своим позитивом, а я неустанно скрываю их новости. Тут опять переживания мои и я сам себя ими загоняю, но основания у этих переживаний – чужой опыт. Последний пример: Сходил на концерт. Там рубили экстремальный метал, а на танцполе сходили с ума молодые ребята. Метал люблю, молодость и буйство тоже, но в слэм не полез, потому что поясница была против. В итоге мне прилетело: «А ты чего стоишь грустный? Давай веселиться! Так и жизнь пройдёт…» – сказал знакомый неформал. Он захотел угостить меня пивом и втянуть в слэм, но я отказался и ушёл. *** Бён-Чхоль Хан считает, что весь подобный позитивный опыт в виде возможности учиться, путешествовать или угарать на концерте – всё это развивает в людях ощущение бесконечной свободы. Типа, можно занимать себя так, и эдак, и ещё как-то. Эта свобода приводит к той самой многозадачности и человек начинает эксплуатировать сам себя: «Измученный, депрессивный субъект-достижения перемалывает себя. Он устал, изнурен собой и воюет с собой». Привет, выгорание. Что с этим делать? А ничего. Если современные люди – размышляет Хан Бён-Чхоль – хотят избавиться от своего недуга, им нужно стремиться к глубокой скуке. Скука может рано или поздно включить режим созерцания. А вот это уже что-то на восточном – напомню, что Хан Бён-Чхоль – кореец, живущий в Германии. По мысли философа, созерцание – это когда ты можешь себе позволить не делать ничего и просто наблюдать за миром. Режим ленивого Бога. «Человеку необходима сама возможность созерцания, которое позволяет развиваться, в том числе новым формам культуры» – так считает Хан Бён-Чхоль. По его мнению, на смену «общества достижений» неминуемо придёт «общество усталости».