( роман формата " для соцсетей")
Роман "Сто лет одиночества" библиотекарша мне выдала словно вручила медаль за ослиное упрямство. Спрашивал я книгу каждый приход в библиотеку. Книга была у кого- то на руках. Приходил пять дней в неделю в течении двух недель . Поклонником творчества Маркеса я не был. Слышал о таком писателе и всë. Ну и решил прочесть ставшую очень модной после смерти автора ( всë как обычно) литературную вещь.
Первые страницы очаровали , а дальше.. произошло отторжение; как бывает отторгается вначале вроде бы сразу прижившаяся донорская ткань. Я помучился немного и оставил попытки неравной борьбы с книгой. Вернул еë в библиотеку.
Самое паршивое, обвинить в неудаче некого; мне ж не настойчиво порекомендавали, а я сам решил прочесть. Одно дело когда подкидывают под дверь ненужного котëнка , и как бы не поступил - ты прав . Другое дело когда берешь собаку определенной, нравящейся породы и затем понимаешь , что справляешься ты худо.
В- общем, трудно быть человеком : то тело жмëт , то идеалы мешают.
Взял я , заместо Маркеса, в библиотеке книгу Германа Гессе "Степной Волк". Эту книгу я читал раньше, она мне когда- то понравилась и посему от неприятных сюрпризов я был вроде защищен.
Вообще же, несмотря на то, что здание библиотеки располагалось всего в нескольких десятках шагов от ревизорского участка , времени записаться у меня не было : остаток апреля ,май и июнь у меня пролетели как один день. Рабочий день.
Время не просто записаться в библиотеку , а и читать книги в электричке, у меня появились благодаря моему невезению и умственным способностям со знаком минус. И это в первые месяцы начала серьëзного трудового стажа. Рекорд..
.. Рейды я недолюбливал ни в свою бытность неплатëжеспособного безбилетника, ни в качестве контролëра. И если раньше нен🤫видел только ревизоров ( до сих пор считаю , что хороший человек на подобную должность не пойдëт) , то сейчас был не лучшего мнения и о коллегах и о пассажирах. Почему- то многие заключившие с ж/д договор перевозки себя, то бишь купивших билет, пребывали в уверенности , что мне следовало о нëм знать как Мессингу и не требовать с честных граждан.
Понятно , что и по мнению руководства верить , что пассажир всегда прав , я обязан был с истовостью христианина идущего к причастию. " Нашу веру " проверяли часто. Иногда возникало ощущение что на одного работника десяток руководителей. Впрочем так и было походу.
В рейдовой бригаде я не состоял , тк проживал не в городе, но сразу стал привлекаться как тряпка для затыкания дыр. В обычную смену я заступал на первую электричку, а возвращался на последней. Опытные коллеги ( и ушлые) сваливали пораньше ( если имелись точные сведения об отсутствии техконтроля проверяющего нашу работу). Не столь и давно , в каждую бригаду ( не рейдовую - состоящую из 8и , а то и 10и человек) выдали по камере видеонаблюдения. Так что моя напарница ходила с камерой ; один раз даже в туалет, после чего сразу научилась стирать ненужную запись, хоть и за отсутствие записи резали премию.
Тем кого назначали в рейд приходилось быть готовыми ко всему. Например к необходимости явиться на участок в 3часа ночи дабы успеть добраться на служебной газели на самую первую электричку отправляющуюся с самой конечной, но пока ещë действующей станции , где проживало пять бабок не собиравшихся в этой жизни куда- либо ехать и тем паче без билета.
Привыкнуть к такому здоровому, в плане какое там набухаться, если с утра одна задача - выйти из дома не промахнувшись мимо двери, а вечером невменяемый от усталости , образу жизни , оказалось довольно просто если нет выбора, и я даже вроде привык. Так часто посещающие меня : чувство неясной тревоги, потерянности во времени когда не понимаешь его течения, обжигающие приступы паники.. , всë притупилось по ощущениям как боль под действием нелучшего лек🤫рства. Все стремления "в небо", сомнения и мечты " о космосе" уступили место постоянному желанию хоть выспаться что- ли.
Впрочем потерянность во времени осталась, но не столь глобальная, я уже не думал о времени в котором потерялся, а просто интересовался по календарю какой сегодня день недели , а число узнавал при открытии смены на сенсорном экране КонтрольноКассовойМашины. Я и себя ощущал как машину, легко управляемую при помощи зарплаты и контроля, с гарантией, неспособную выполнять что- либо помимо рабочей программы заложенной в настройки. Но машину не идеальную поскольку я ещë умел думать ( непонятно только зачем , поскольку практической пользы от мыслительного процесса не наблюдалось).
А ведь на таких работах люди годами работали и как - то умудрялись не выматываться до предела. Впрочем , я ведь не интересовался у них : выматывались они или нет. Да, мне потребовалось чуть больше чем другим времени что бы обрасти бронëй безразличия ко всему , что меня не касается, но по закону подлости броня оказалась мне великовата.
. . Рейды Васька назначал чаще чем зайцы и в природе- то плодились. Наступившая неделя не была исключением. Вечером я вымылся в бане и настроившись на выходной глянул в местной районной газете новости. Новости не радовали. Не обрадовал и телефонный звонок. То, что Васька доброжелательным тоном попросил выйти на работу , а не просто поставил в известность , привести в заблуждение насчëт отказаться не могло. Я один раз просто отключил телефон и уже через день понял почему на этой работе нельзя говорить "нет" начальству. Если встать в 4 утра , отмотать смену в электричках где из- за стопятидесяти процентов пассажиропотока негде даже прислониться к стеночке, при том заработать какие - то копейки так-как зарплата ревизора , пардон контролëра- кассира, зависит от количества выдранных штрафов за безбилетный проезд , по правильному "сбора за оформление билета в э/п " и обилеченных тобою пассажиров совершивших посадку в э/п на остановочной площадке где билетная касса отсутствует, попастся у техконтроя на лишних 50коп, неизвестно как оказавшихся в выручке.. и так две смены подряд , многое начинаешь понимать недоступное пониманию.
Я , к наглядному примеру , на третью смену поднялся после трëх часов сна за 30 минут до выхода, почистил зубы, облился ледяной водой из колодца , хоть и по заведëнной привычке , но в то "утро" скорее что бы ноги и язык не заплетались от недосыпа , и в перерыв между утренними электричками пошел к Ваське высказывать возникшие у меня к нему чувства. Васька выслушал не перебивая. Затем разъяснил : дескать каждый выбирает свой путь , имеет право жить как считает нужным , и , безусловно, руководителю не следует навязывать свою волю подчинëнному ибо человек должен придти к правильному решению самостоятельно, но заблуждающемуся всегда надо помочь.
На вопрос зачем он мне поставил подряд четыре смены, которые и две отработать нереально, дал исчерпывающий ответ :
- Я раньше изучал айкидо, это боевое искусство основано не на использовании грубой и примитивной физической силы как , к примеру, бокс, которым я тоже занимался. Так вот, в жизни часто возникают ситуации когда человек отказывается подчиняться, а бить его нельзя. Айкидо ещë называют "изящное насилие" и скажи спасибо , что я никогда не стремился быть по нему чемпионом и вот уже десять лет занимаюсь каратэ в котором побольше благородства в приëмах.
График Васька поменял, а я оставил при себе мнение о его де🤫ильных методах.
В- общем, понятно почему телефонному звонку я не обрадовался. Слабым утешением послужила информация , что рейд назначен на Западном направлении , где я живу, и мне надлежало лишь подойти к первой электричке отходящей с моей станции , тогда как коллегам предстояло вылезать из постелей гораздо раньше.
Утром подниматься не хотелось. Дотянув с подъемом до последнего я шел на станцию довольно резво. По извечному закону подлости на жд пути , обычно свободном, стоял грузовой состав, а через мост я не успевал.
В кармане надсадно завыл сотовый, старшая рейдовой бригады:
- Женька, ты где?!!!, -завопила она не хуже сотового. - Уже отправление!!
Еë слова подтвердил механический голос из электрички хорошо слышный в утренней тишине станции. Старшая по рейду продолжала вопить.
- Да иду уже. -огызнулся я , подлезая под состав.
- Куда идëшь?!
Отвечать на еë отвлекающее кудахтанье я не стал, тк зацепился ремнëм сумки за неизвестную мне по названию деталь под грузовым вагоном. Освободив сумку , я выбрался на платформу. В ту же секунду поезд тронулся. Я даже не успел испугаться глядя как тяжелое колесо провернулось там где только что была моя нога. На клавишу "отбой " на телефоне я нажал видимо машинально. В мгновение преодолев расстояние я с ловкостью горного барана заскочил в тамбур электрички и двери с шипением закрылись.
Особенностью рейда является наличие контролëра в каждом вагоне , а не двух человек на 10 вагонов. В тамбуре уже стояла недавно ещë стажерка Настя, по молчанию и взгляду которой на мой приветственный кивок , я понял - моë эффектное появление оценено.
Поинтересоваться в который вагон мне идти я не успел, поскольку из соседнего вогона в тамбур в котором мы стояли влетел Васька. Предположить, что он лично поедет с ревизорской бригадой можно было , он часто так делал никого не ставя в известность. Дело принимало неприятный оборот. Предстоящий эмоциональный разговор со старшей рейдовой бригады меня не беспокоил, проорëтся и отстанет. Стучать ей невыгодно, не задавило ведь и ладно, проблем с разборами ей тем паче не надо было. Но если Васька видел нарушение своими глазами.. как минимум прощай премия , он придирался к несоблюдению техники безопасности с упрямством м🤫ньяка. А то что видел - сомневаться не приходилось судя по его аж побледневшему от злости лицу.
С его стороны я его понимал, никому не хочется за чужую глупость неприятностей на работе, но от себя бы посоветовал (если бы рискнул сейчас рот раскрыть) всë- таки поспокойнее отнестись ко всë- таки ведь не произошедшему несчастному случаю.
Обстановку несколько разрядил вызов на телефоне в кармане Васьки. Васька ,впрочем , сообразил , что звонят именно ему ,не сразу. Лишь когда Настя осторожно подсказала начальнику , тот достал телефон. К тому времени телефон смолк. Трудно было не заметить, что у Васьки дрожат руки. Ну понятно теперь почему врачом не смог работать. Перехватив наши с Настей взгляды начальник психанул.
Нарушив таким образом несколько раз закон о запрете использования сниженной лексики в общественном месте , Васька велел нам идти работать.
Билеты я "щëлкал" почти не глядя, слишком напрягало присутствие Васьки который попëр проверять мою работу . Спокойствие вернулось к нему быстро. Сперва он просто стоял вначале вагона и наблюдал, затем принялся ходить чуть ли не дыша в спину. Безотказный способ действовать на нервы, который ему удался и руки начали трястись уже у меня. Я ,нервничая , не видел ни цифр, ни названий станций и через некоторое время опять влип : Васька, довольно хмыкнув ,забрал у меня билет который я собрался вернуть пассажиру и поднëс к моим глазам . Билет оказался за позапрошлое число. Внимание у Васьки были получше характера. Отдав пассажиру недействительную бумажку , Васька , к великому моему счастью , из вагона ушëл дальше искать ещë жертву.
Щëки у меня горели , словно я пробирался сквозь заросли крапивы, а не через любопытные взгляды людей которых произошедшая сценка немало позабавила.