На одной из встреч с молодыми журналистами, проходившей в Северной столице, Андрей Константинов посетовал, что после второй части «Бандитского Петербурга» Владимир Бортко неожиданно оставил пост режиссёра и ушёл ставить «Мастера и Маргариту». По мнению уже покойного автора криминальной саги, продолжения циклов «Барон» и «Адвокат» могли выйти ничуть не хуже по качеству, однако другие постановщики не понимали и не чувствовали материал так, как это получалось у Бортко. Поэтому начиная с третьего сезона «Крах Антибиотика» уровень резко пополз вниз. Причин этому немало, но чуть ли не главная – низведение антагониста сериала, того самого вора в законе по кличке Антибиотик, сначала до неудачника, а затем и до престарелого клоуна. Смотреть на то, как умнейший «крёстный отец», хитрый стратег и проницательный тактик превращается в уродливую карикатуру на самого себя – невыносимо. Фильм начал стремительно скучнеть и совершенно утратил свою неповторимую атмосферу, того эпохального «Города, которого нет». Однако, несмотря на все проблемы сезонов с четвёртого по шестой (ибо дальше не по книгам Константинова), в сериале ещё оставался персонаж, ради которого хотелось терпеть и смотреть дальше.
Во второй серии четвёртой части «Арестант» внезапно оказалось, что за спиной всесильного Антибиотика всё это время находилась ещё более могущественная фигура. И в духе преобразившейся эпохи, когда на смену диким бандитам пришли цивилизованные гангстеры, тайным кукловодом предстал не коренной обитатель «зоны» и хранитель воровских традиций, а «всего лишь» заурядный банкир с весьма неказистой внешностью. Николай Иванович Наумов в исполнении прекрасного и тоже, увы, отошедшего в лучший мир Александра Романцова, если и не в полной мере выдержал стандарты актёрской игры, заложенные Львом Борисовым в роли Антибиотика, то чести точно не посрамил. Против нового антагониста сработало болезненное восприятие новой реальности сериала: некогда главный злодей – отныне пешка в руках настоящего хозяина теневой части города. И не одной теневой, о чём сам Наумов не без удовольствия напоминает в шестом сезоне. Мол, ему по силам сделать практически всё в городе Петербурге, и не только в нём – просто одним звонком. Принять изменившееся положение вещей было особенно тяжело ещё из-за катастрофического сценария «Арестанта» – безусловно, худшего сезона из тех, что снимались по романам. Но многие годы спустя, уже с холодной головой нельзя не отдать должное тому следу, что оставил хладнокровный и циничный Николай Иванович Наумов в летописи криминальных сериалов.
«Коля-Ваня», как с ядовитым сарказмом звали за глаза этого человека, обозначил новый курс, по которому пошли события не сериала «Бандитский Петербург». По этой дороге пошла вся наша Матушка-Россия. В начале «нулевых» в определённых кругах бытовала легенда, будто, обжившись на своём высоком посту, Путин через доверенных лиц передал преступным авторитетам буквально следующее: «Или вы теперь под Кремлём, или вам не сносить головы». Возможно, это действительно легенда, поскольку даже в родном для президента Питере не все главари вняли грозному призыву. В частности, небезызвестный Владимир Кумарин. Ну а в самом сериале «братву» никто особо не спрашивал. Наумов обладал настолько широкой властью, что проворачивал дела международного масштаба. Вокруг них, собственно, и вращался сюжет, уходивший скорее в сферу большого бизнеса и экономических преступлений, а это всегда гораздо скучнее, чем драмы отдельных судеб. Тем не менее, в своём амплуа философа системы, толкавшего проникновенные монологи о власти как о единственной настоящей ценности, Александр Романцов лицедействовал с нескрываемым наслаждением. Для самого актёра ведь это был прекрасно знакомый образ: за два года до того, как перевоплотиться в Наумова, Александр Иванович сыграл такую же роль подпольного советского дельца в мелодраматическом сериале «Чёрный ворон». И артисту не требовалось ничего особо менять в привычном наборе художественных средств.
Выразительная жестикуляция и характерная мимика, продирающий взгляд ледяных серых глаз, резкая перемена интонации и при этом почти полное отсутствие блатной лексики – такова специфика поведения истинного короля Санкт-Петербурга. Чья тщедушная фигура вызывала настоящий ужас, особенно в сцене расправы с взбунтовавшимся Антибиотиком. Наумов по праву отвоевал себе место в списке достоинств сериала, а суть его красноречивых выступлений и внешность с привычкой носить дорогие часы на правой руке вызывала ассоциации с самим Владимиром Владимировичем. Вероятно, продюсеры проекта оглядывались именно на президента, давая добро на такое воплощение Наумова, но кто бы ни выступил прототипом на самом деле, а этот злодей практически в одиночку тянул лямку загибавшегося сериала. Нам показывают, как по-хозяйски невзрачный банкир отдаёт распоряжения полковнику ГУВД, как запросто поднимается на уровень выше и подключает к розыскам генерала МВД, как его побаивается бывший комитетчик из самой секретной службы СССР. О каком-то Антибиотике, понятно, тут и речи нет. Николай Иванович глумится над стареющим и выживающим из ума авторитетом, сравнивая его нерасчётливые действия с нагадившим в детском саду ребёнком. Наконец, Наумов издевательски легко «ставит на бабки» проворовавшегося вице-губернатора, единожды за сериал рявкнув на него в голос, когда тот попытался что-то возразить. Впрочем, он тоже человек, и получив удар в спину от послушного Антибиотика, Коле-Ване пришлось аж закурить...
В разборе тонкостей перевоплощения нельзя оставить без внимания самую первую яркую роль Александра Романцова – печально известного князя Феликса Юсупова, организатора убийства Распутина. В замечательном фильме Элема Климова «Агония» этот персонаж вышел выразительным, уверенным и по-настоящему опасным. И вот тридцать лет спустя питерский актёр вернется, по сути, к той же роли властного аристократа, а он, не занимая никакой высокой должности официально, управляет если не целой страной, то, по крайней мере, во многом определяет её политику. То, что и за самим Наумовым стоят другие тайные кукловоды, более влиятельные – тема для отдельного разговора, который точно не имеет отношения непосредственно к криминалу. В отрезке «Бандитского Петербурга» вплоть по концовку шестого сезона именно Коля-Ваня – главная козырная карта в колоде невского истеблишмента. В этой связи глубоко символично, что Наумов любимым средством – то есть телефонным звонком – элементарно устраняет мошенницу, посмевшую считать, будто она тут умнее и хитрее всех, включая его, Николая Ивановича. Столкнуться с таким человеком в реальной жизни означало бы, что вы явно не напрасно топчите землю, но возможно, вам осталось совсем недолго это делать…
К великому сожалению, роль Наумова стала последней в карьере Александра Романцова. Этот актёр, больше известный театральными работами, прожил всего 57 лет и последние годы мучился больным сердцем. К знакомому образу Александр Иванович вернулся в 2005 году, находясь на краю гибели – видимо, очень хотелось ему поставить эффектную точку. Жаль, что седьмой сезон сериала «Передел» оказался недостоин трудов артиста, но Романцов появился лишь в первой серии. К тому времени, по сюжету криминальные бои в Питере давно отгремели, а Николай Иванович превратился в ходячий памятник дремучей эпохи, вынужденный скрываться в загородном доме от неминуемой расправы. Спрятаться не вышло: до Наумова добрались и отравили какой-то несчастной дыней, так что убийство тайного властителя Петербурга – ещё и смерть самого актёра, которому оставались на этом свете считанные дни. Глубокую память оставили о себе в итоге оба Ивановича, только совсем, конечно, разную…