Найти тему
Огненный мяч

Философ системы. Наумов из т/с «Бандитский Петербург»

На одной из встреч с молодыми журналистами, проходившей в Северной столице, Андрей Константинов посетовал, что после второй части «Бандитского Петербурга» Владимир Бортко неожиданно оставил пост режиссёра и ушёл ставить «Мастера и Маргариту». По мнению уже покойного автора криминальной саги, продолжения циклов «Барон» и «Адвокат» могли выйти ничуть не хуже по качеству, однако другие постановщики не понимали и не чувствовали материал так, как это получалось у Бортко. Поэтому начиная с третьего сезона «Крах Антибиотика» уровень резко пополз вниз. Причин этому немало, но чуть ли не главная – низведение антагониста сериала, того самого вора в законе по кличке Антибиотик, сначала до неудачника, а затем и до престарелого клоуна. Смотреть на то, как умнейший «крёстный отец», хитрый стратег и проницательный тактик превращается в уродливую карикатуру на самого себя – невыносимо. Фильм начал стремительно скучнеть и совершенно утратил свою неповторимую атмосферу, того эпохального «Города, которого нет». Однако, несмотря на все проблемы сезонов с четвёртого по шестой (ибо дальше не по книгам Константинова), в сериале ещё оставался персонаж, ради которого хотелось терпеть и смотреть дальше.

Выдержать взгляд этого старого удава по силам не каждому
Выдержать взгляд этого старого удава по силам не каждому

Во второй серии четвёртой части «Арестант» внезапно оказалось, что за спиной всесильного Антибиотика всё это время находилась ещё более могущественная фигура. И в духе преобразившейся эпохи, когда на смену диким бандитам пришли цивилизованные гангстеры, тайным кукловодом предстал не коренной обитатель «зоны» и хранитель воровских традиций, а «всего лишь» заурядный банкир с весьма неказистой внешностью. Николай Иванович Наумов в исполнении прекрасного и тоже, увы, отошедшего в лучший мир Александра Романцова, если и не в полной мере выдержал стандарты актёрской игры, заложенные Львом Борисовым в роли Антибиотика, то чести точно не посрамил. Против нового антагониста сработало болезненное восприятие новой реальности сериала: некогда главный злодей – отныне пешка в руках настоящего хозяина теневой части города. И не одной теневой, о чём сам Наумов не без удовольствия напоминает в шестом сезоне. Мол, ему по силам сделать практически всё в городе Петербурге, и не только в нём – просто одним звонком. Принять изменившееся положение вещей было особенно тяжело ещё из-за катастрофического сценария «Арестанта» – безусловно, худшего сезона из тех, что снимались по романам. Но многие годы спустя, уже с холодной головой нельзя не отдать должное тому следу, что оставил хладнокровный и циничный Николай Иванович Наумов в летописи криминальных сериалов.

Банкир недоумевает, как можно не предать ради больших денег?!
Банкир недоумевает, как можно не предать ради больших денег?!

«Коля-Ваня», как с ядовитым сарказмом звали за глаза этого человека, обозначил новый курс, по которому пошли события не сериала «Бандитский Петербург». По этой дороге пошла вся наша Матушка-Россия. В начале «нулевых» в определённых кругах бытовала легенда, будто, обжившись на своём высоком посту, Путин через доверенных лиц передал преступным авторитетам буквально следующее: «Или вы теперь под Кремлём, или вам не сносить головы». Возможно, это действительно легенда, поскольку даже в родном для президента Питере не все главари вняли грозному призыву. В частности, небезызвестный Владимир Кумарин. Ну а в самом сериале «братву» никто особо не спрашивал. Наумов обладал настолько широкой властью, что проворачивал дела международного масштаба. Вокруг них, собственно, и вращался сюжет, уходивший скорее в сферу большого бизнеса и экономических преступлений, а это всегда гораздо скучнее, чем драмы отдельных судеб. Тем не менее, в своём амплуа философа системы, толкавшего проникновенные монологи о власти как о единственной настоящей ценности, Александр Романцов лицедействовал с нескрываемым наслаждением. Для самого актёра ведь это был прекрасно знакомый образ: за два года до того, как перевоплотиться в Наумова, Александр Иванович сыграл такую же роль подпольного советского дельца в мелодраматическом сериале «Чёрный ворон». И артисту не требовалось ничего особо менять в привычном наборе художественных средств.

Улыбка делает этого человека ещё более страшным, а тут он задумал настоящую каверзу
Улыбка делает этого человека ещё более страшным, а тут он задумал настоящую каверзу

Выразительная жестикуляция и характерная мимика, продирающий взгляд ледяных серых глаз, резкая перемена интонации и при этом почти полное отсутствие блатной лексики – такова специфика поведения истинного короля Санкт-Петербурга. Чья тщедушная фигура вызывала настоящий ужас, особенно в сцене расправы с взбунтовавшимся Антибиотиком. Наумов по праву отвоевал себе место в списке достоинств сериала, а суть его красноречивых выступлений и внешность с привычкой носить дорогие часы на правой руке вызывала ассоциации с самим Владимиром Владимировичем. Вероятно, продюсеры проекта оглядывались именно на президента, давая добро на такое воплощение Наумова, но кто бы ни выступил прототипом на самом деле, а этот злодей практически в одиночку тянул лямку загибавшегося сериала. Нам показывают, как по-хозяйски невзрачный банкир отдаёт распоряжения полковнику ГУВД, как запросто поднимается на уровень выше и подключает к розыскам генерала МВД, как его побаивается бывший комитетчик из самой секретной службы СССР. О каком-то Антибиотике, понятно, тут и речи нет. Николай Иванович глумится над стареющим и выживающим из ума авторитетом, сравнивая его нерасчётливые действия с нагадившим в детском саду ребёнком. Наконец, Наумов издевательски легко «ставит на бабки» проворовавшегося вице-губернатора, единожды за сериал рявкнув на него в голос, когда тот попытался что-то возразить. Впрочем, он тоже человек, и получив удар в спину от послушного Антибиотика, Коле-Ване пришлось аж закурить...

Пожалуй, самая жуткая сцена с участием героя - тут он не скрывает своё истинное лицо
Пожалуй, самая жуткая сцена с участием героя - тут он не скрывает своё истинное лицо

В разборе тонкостей перевоплощения нельзя оставить без внимания самую первую яркую роль Александра Романцова – печально известного князя Феликса Юсупова, организатора убийства Распутина. В замечательном фильме Элема Климова «Агония» этот персонаж вышел выразительным, уверенным и по-настоящему опасным. И вот тридцать лет спустя питерский актёр вернется, по сути, к той же роли властного аристократа, а он, не занимая никакой высокой должности официально, управляет если не целой страной, то, по крайней мере, во многом определяет её политику. То, что и за самим Наумовым стоят другие тайные кукловоды, более влиятельные – тема для отдельного разговора, который точно не имеет отношения непосредственно к криминалу. В отрезке «Бандитского Петербурга» вплоть по концовку шестого сезона именно Коля-Ваня – главная козырная карта в колоде невского истеблишмента. В этой связи глубоко символично, что Наумов любимым средством – то есть телефонным звонком – элементарно устраняет мошенницу, посмевшую считать, будто она тут умнее и хитрее всех, включая его, Николая Ивановича. Столкнуться с таким человеком в реальной жизни означало бы, что вы явно не напрасно топчите землю, но возможно, вам осталось совсем недолго это делать…

Бильярд - игра для настоящих российских царей!
Бильярд - игра для настоящих российских царей!

К великому сожалению, роль Наумова стала последней в карьере Александра Романцова. Этот актёр, больше известный театральными работами, прожил всего 57 лет и последние годы мучился больным сердцем. К знакомому образу Александр Иванович вернулся в 2005 году, находясь на краю гибели – видимо, очень хотелось ему поставить эффектную точку. Жаль, что седьмой сезон сериала «Передел» оказался недостоин трудов артиста, но Романцов появился лишь в первой серии. К тому времени, по сюжету криминальные бои в Питере давно отгремели, а Николай Иванович превратился в ходячий памятник дремучей эпохи, вынужденный скрываться в загородном доме от неминуемой расправы. Спрятаться не вышло: до Наумова добрались и отравили какой-то несчастной дыней, так что убийство тайного властителя Петербурга – ещё и смерть самого актёра, которому оставались на этом свете считанные дни. Глубокую память оставили о себе в итоге оба Ивановича, только совсем, конечно, разную…

Вот так, от полубога до жалкого любителя дынь, пущенного в расход
Вот так, от полубога до жалкого любителя дынь, пущенного в расход