Кинематограф 70-х немыслим без упоминания «Аферы» Джорджа Роя Хилла. Этот проект стал одним из самых крупных благодаря количеству звездных актеров, влиянию продюсеров и многим другим аспектам. Он стал исключением из правил: создатели решились на натурные съемки в Чикаго, несмотря на то что тогдашний мэр отказывал всем, кто хоть как-то порочил репутацию города. В «Афере» же это было в избытке. Однако фильм вошел в историю не только благодаря этому.
События разворачиваются в 30-е годы. Мелкий мошенник Джонни Хукер вместе с подельниками обворовывает по их мнению обычного человека, который на самом деле оказывается курьером местного авторитета, собирающим деньги за «крышу» у предпринимателей. Большой куш вскруживает Хукеру голову, и он тут же сливает все в казино. Его подельники решают распорядиться деньгами иначе. Один из них, немолодой Лутер Коулман, заявляет, что хочет покончить с преступным прошлым и начать спокойную жизнь, но за ним приходят прихвостни криминального авторитета. Хукер бежит.
Перед смертью Коулман успевает передать Джонни адрес знакомого мошенника из Чикаго — Генри Гондорффа. Добравшись до места и сообщив печальную новость о Коулмане, мошенники решают отомстить авторитету, нагрев его на целое состояние, но для этого им предстоит совершить настоящую аферу века.
Весь отзыв можно уместить в два слова — «фильм прекрасен», поставить жирную точку и разойтись по домам. Он великолепен во всем: начиная от нестандартной истории и блестящего актерского состава, заканчивая чарующей музыкой и прекрасными декорациями. В этом фильме практически нет минусов. Однако, как и в любой киношной афере, он выглядит несколько наивно, что превращает его в добрую сказку о мести.
Я до сих пор не понимаю людей, которые охотятся только за новинками киноиндустрии. Учитывая заметное снижение качества современных фильмов, возвращение к классике становится настоящим глотком свежего воздуха в мутной воде современности. Фильмы, пусть им уже более 50 лет, оказываются гораздо более оригинальными, изобретательными и живыми, чем 99% того, что создается сегодня.