Найти тему
Танки АМ

БРЭМ на танковой базе: доработки с учётом опыта СВО.

Опыт боевых действий последнего времени показал , что бронированные ремонтно-эвакуационные машины ( БРЭМ), как и другая бронетехника , нуждается в повышении показателей защищенности. Применение БРЭМ для эвакуации и ремонта танков в городских условиях, лесистой или горной местности, порой без поддержки мотострелков или в результате потери связи резко повышает вероятность попасть под огонь противотанковых средств противника, в первую очередь, РПГ и ПТРК. Не менее опасны и активно применяющиеся в зоне СВО FPV-дроны- камикадзе. Первое время для дополнительной защиты БРЭМ-1/БРЭМ-1М войска использовали различные кустарные средства, а также демонтированные с подбитых танков контейнеры/блоки с элементами ДЗ. Нужно отметить, что хотя бронирование БРЭМ-1 слабее чем у танка, оно все-таки значительно превосходит показатели защиты БМП и БТР, а противонейтронный подбой на внутренних стенках корпуса в обитаемых отделениях одновременно играет роль противоосколочного материала, снижая вероятность поражения экипажа и внутреннего оборудования при несквозном пробитии. Это позволяет разместить ДЗ непосредственно на основной броне корпуса машины. С другой стороны, крепление на корпусе БРЭМ различного навесного оборудования не позволяет обеспечить надежное перекрытие ДЗ защищаемых проекций. Но тут, как говориться , приходится чем-то жертвовать и идти на компромисс. Зимой-весной текущего года в одном из репортажей с танкового конвейера "Уралвагонзавода" засветилась доработанная БРЭМ-1М с динамической защитой и системой постановки дымовых завес "Туча" ( маскировка в боевых условиях также лишней не будет). На Форуме "Армия-2024" было представлено сразу две таких машины; одновременно была опубликована информация о поставках их в войска ( не менее семи штук). Судя по заводским шильдикам, собраны машины в марте текущего года. БРЭМ-1М ( "Объект 142") оснащена контейнерами ДЗ "Контакт-1", которые крепятся на ВЛД , бортах и , частично, крыше корпуса, а также штатными бортовыми экранами с встроенной ДЗ и дополнительными контейнерами с элементами ДЗ, установленными под фиксированным углом в стальном корпусе, повышающий уровень защиты от кумулятивных боеприпасов при обстреле в нормаль к борту , а также боеприпасов с тандемными БЧ.

На бульдозерном отвале закреплено универсальное сцепное устройство.
На бульдозерном отвале закреплено универсальное сцепное устройство.
Установка контейнеров навесной ДЗ "Контакт-1" на ВЛД корпуса.
Установка контейнеров навесной ДЗ "Контакт-1" на ВЛД корпуса.
-4
Крепление дополнительных контейнеров с ЭДЗ в стальном корпусе поверх штатных бортовых экранов. На передней секции сохранены контейнеры "Контакта-1".
Крепление дополнительных контейнеров с ЭДЗ в стальном корпусе поверх штатных бортовых экранов. На передней секции сохранены контейнеры "Контакта-1".
-6
Дополнительные контейнеры крепятся с помощью металлических цепей.
Дополнительные контейнеры крепятся с помощью металлических цепей.
Кормовая проекция прикрыта только противодроновой сеткой. По центру кормового листа закреплена камера заднего вида механика-водителя.
Кормовая проекция прикрыта только противодроновой сеткой. По центру кормового листа закреплена камера заднего вида механика-водителя.

Для постановки дымовых завес в целях маскировки, в передней части корпуса на правой надгусеничной полке крепится консоль с восемью дымовыми гранатометами системы "Туча".

-9

Защита от FPV-дронов повышена за счет установки на корпус дополнительного козырька с защитными сетками и применения комплекса РЭБ ЛГШ-689.

-10
-11
-12
-13

Масса машины в результате установки дополнительных средств защиты возросла, но в любом случае она ниже чем у базового танка, поэтому показатели подвижности и проходимости остались на приемлемом уровне.

Помимо БРЭМ-1М , на Форуме была представлена еще одна машина данного класса, а именно БРЭМ-80У ( "Изделие 647"). Ее разработка началась в Омском КБ "Трансмаш" во второй половине 90-х , параллельно с активным продвижением основного танка Т-80У на мировом рынке вооружений. Серийная БРЭМ-1 не позволяла в полной мере обеспечить сопровождение, эвакуацию, обслуживание и ремонт Т-80У из-за недостаточной грузоподъемности стрелового крана, более низких динамических характеристик, а также отсутствия унификации по основным узлам и агрегатам. Фактически, в интересах потенциальных инозаказчиков и была спроектирована новая машина, причем в весьма сжатые сроки. В итоге 4 единицы БРЭМ-80У были поставлены на Кипр. Больше поставок не осуществлялось. В 2010-х годах , после принятия решения о сохранении танков семейства Т-80 на вооружении Российской Армии ( а в дальнейшем- разработки модернизированного варианта Т-80БВМ) ,тема БРЭМ на его базе стала вновь актуальной. При этом, в качестве базы для машины можно было использовать выводимые из эксплуатации танки старых модификаций ( Т-80Б/БВ), что давало свои плюсы с экономической точки зрения. Машина имеет бронерубку увеличенного объема в передней части корпуса и оснащена полным комплектом оборудования, необходимого для БРЭМ ( сошник-бульдозер, стреловой кран, тяговая и вспомогательная лебедки , оборудование для электросварки, комплекты съемных инструментов и ЗИП, грузовая платформа, буксирные приспособления с комплектом тросов и т.д.) МТО и ходовая часть в целом были аналогичны применяемым на Т-80У, однако был введен дополнительный малогабаритный редуктор отбора мощности от основного газотурбинного двигателя, смонтированный в кормовом листе корпуса под выпускным коробом . Основное вооружение - 12,7*108мм пулемет НСВТ ( или КОРД), открыто устанавливаемый на стандартной для танков Т-80У шкворневой установке, а также личное оружие экипажа в укладках обитаемого отделения.

-14

Представленная на выставке БРЭМ, была доработана аналогично танку Т-80БВМ с установкой навесной ДЗ на корпусе, бортовых экранов с встроенной ДЗ, противодроновые сетки, комплекс РЭБ. Из интересных особенностей - панели неразрывной ДЗ на откидных щитках надгусеничных полок ( на БРЭМ-1М, кстати , отсутствовали на обоих экземплярах). К сожалению, не удалось выяснить, вновь ли это выпущенная машина, переоборудованная из Т-80Б/БВ , или образец из 90-х годов. Но есть одна характерная особенность- вспомогательный энергоагрегат ГТА-18 на левой надгусеничной полке, характерный для Т-80У и отсутствующий на Т-80БВМ.

-15
Лобовая часть рубки усилена модулями с ЭДЗ, аналогичными применяемым для защиты бортов башен танков Т-80БВМ и Т-72Б3М.
Лобовая часть рубки усилена модулями с ЭДЗ, аналогичными применяемым для защиты бортов башен танков Т-80БВМ и Т-72Б3М.
Генераторы шумов комплекса РЭБ ЛГШ-689 крепятся на защитном козырьке.
Генераторы шумов комплекса РЭБ ЛГШ-689 крепятся на защитном козырьке.
-18
Правый борт рубки в зоне размещения командира и мехвода достаточно надежно перекрыт модулями с ЭДЗ, которые на танках ( и БРЭМ-1М) обычно крепятся поверх бортовых экранов корпуса.
Правый борт рубки в зоне размещения командира и мехвода достаточно надежно перекрыт модулями с ЭДЗ, которые на танках ( и БРЭМ-1М) обычно крепятся поверх бортовых экранов корпуса.
-20
В кормовой части на надгусеничной полке закреплен вспомогательный энергоагрегат ГТА-18.
В кормовой части на надгусеничной полке закреплен вспомогательный энергоагрегат ГТА-18.
Ниже решетки выпускного короба виден бронекожух редуктора отбора мощности от основного двигателя. Перед ним крепится полужесткое сцепное устройство.
Ниже решетки выпускного короба виден бронекожух редуктора отбора мощности от основного двигателя. Перед ним крепится полужесткое сцепное устройство.

Проведенные доработки позволили обеспечить защиту БРЭМ ( в зонах , прикрытых ДЗ, естественно), практически от всех типов кумулятивных боеприпасов с моноблочными БЧ, а в определенных зонах- и с тандемными БЧ, а также снизить эффективность FPV-дронов- камикадзе.

Компоновка БРЭМ-80У. Можно обратить внимание на три дополнительных топливных бочки, закрепленных на крыше МТО.
Компоновка БРЭМ-80У. Можно обратить внимание на три дополнительных топливных бочки, закрепленных на крыше МТО.

Танки и БМП
0