Панагия – отличительный знак архиерея, наперсная икона в форме медальона, на которой чаще всего изображена Богородица или Господь, реже – Святая Троица, Распятие, какой-нибудь святой или Библейский сюжет. Как священник поверх подрясника носит наперсный крест, так патриархи, митрополиты и епископы носят поверх монашеской мантии панагию. Этот архиерейский атрибут имеет свою историю и символизм.
История появления
В Средние века в греческих и русских монастырях, а также в миру христиане носили на груди на шнурках или цепочках энколпионы – небольшие ковчежцы с образами Христа, Богородицы, святых. Они были прямоугольными, округлыми или крестообразными. В таких ковчежцах хранили святые мощи или часть служебной просфоры в честь Матери Божией.
В монастырях с древних времен существовал обычай под названием «чин о панагии», когда после трапезы совершалось возношение Богородичной просфоры с особыми молитвами и раздача ее частиц братии для вкушения. Это связывалось с явлением Божией Матери святым апостолам на третий день после Ее Успения. По окончании трапезы они намеревались по обыкновению преломить часть хлеба в честь Иисуса Христа и вдруг увидели Пресвятую Богородицу, которая радостно приветствовала их. Тогда вместо обращения к Господу они воскликнули: «Пресвятая Богородице, помогай нам!» И после этого случая апостолы, а впоследствии многие монахи и благочестивые миряне, стали в начале трапезы вкушать хлеб в честь Иисуса Христа, а по окончании – в честь Божией Матери. Именно с этой целью Богородичная просфора переносилась в энколпионах из храма в трапезную. Царица Небесная и просфора в Ее честь издавна назывались панагией, что в переводе с греческого означает «всесвятая». Энколпион же, в котором переносилась Богородичная просфора или святые мощи, сначала именовали панагиара, но со временем – просто панагия.
Как обязательный атрибут епископа, подаваемый ему при посвящении, энколпион упоминается впервые у св. Симеона Солунского (XV в.). А в XVII в. писатель Иаков Гоар свидетельствовал, что по принятии омофора епископы Греческой Церкви получали энколпион в виде драгоценного креста с мощами святых. С Востока этот обычай и пришел в Русскую Церковь.
На Руси к тому времени панагиары в виде прямоугольных ковчежцев с образами Господа Христа, Богородицы и святых были уже широко распространены. Причем форма их из прямоугольной постепенно трансформировалась в округлую. Для XV-XVI вв. характерны панагии, состоявшие из двух круглых или овальных створок, украшенных священными изображениями не только снаружи, но и изнутри. В XVI в. епископы и архимандриты также носили на груди позолоченные иконы с образами Богородицы. С XVII в. на русских архиереев при хиротонии стали возлагать крест. А с 1650-х гг. русские патриархи и Киевские митрополиты как экзархи начали носить две панагии и крест.
До XVIII в. наперсные кресты (энколпионы) и панагии употреблялись в равном значении, поскольку были исключительной принадлежностью епископов. Но после указа императрицы Елисаветы Петровны 1741–1742 гг., по которому наперсные кресты дозволялось носить и архимандритам, епископы, чтобы как-то отличаться, стали возлагать на себя преимущественно панагии. Когда со временем наперсные кресты стали носить протоиереи и простые священники, разграничение еще более усилилось: панагия стала отличием архиереев, а наперсный крест – священников. В повседневной обстановке архиереи стали носить панагию, а за богослужением – крест и панагию (епископы – одну, патриархи и митрополиты – две). Такой порядок принят и в наше время.
Со временем святые мощи перестали быть обязательной частью панагий и крестов. И сегодня панагия представляет собой образ Богоматери круглой или овальной формы, с различными украшениями.
Символизм и значение
Архиерейская панагия наравне с крестом является знаком высшей власти в Церкви. В духовном смысле оба эти атрибута знаменуют, что спасение людей в Церкви осуществляется благодатной силой крестного подвига Иисуса Христа и предстательством Богородицы, Матери Церкви. Держа в сердце своем Господа и Приснодеву Марию, архиерей от избытка сердечной чистоты и правого духа должен произносить из уст своих только лишь благое слово. Это отмечено и в молитвах, произносимых диаконом при надевании на архиерея креста и панагии.
Цепь, на которой носят панагию и крест, имеет свое символическое значение. Ее конец за счет перемычки спускается на спину, так что подобно омофору она указывает на «заблудшую овцу», которую архипастырь призван взять на свои плечи и нести ко спасению.
Как и наперсный крест у священников, панагия может иметь значение награды. В Российской империи государь дарил панагии с украшениями архиереям, отличившимся в деле служения Отечеству. На оборотной их стороне обычно помещался портрет Императора.
Древние образцы
КАТАЛОГ ИЗДЕЛИЙ СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКОГО МОНАСТЫРЯ