Найти тему
Библио Графия

Загадка запертой комнаты. Превосходные детективы от мастера изощрённых головоломок Джона Диксона Карра

«В царстве детектива, где королева Агата Кристи, премьер-министром можно считать поселившегося в Англии Джона Диксона Карра (1905–1977)...», — писал в книге «Анатомия детектива» Кестхейи Тибор.

И лучше не скажешь. Как бы я ни любила «Золотой век детектива», но книги далеко не всех его представителей читаю с удовольствием. Например, к Честертону отношусь спокойно. Да и Джозефина Тэй, о романах которой я уже рассказывала на канале, в моём случае не стопроцентное попадание. Их книги интересны по-своему, но ни в какое сравнение не идут с книгами другого представителя «Золотого века детектива» — Джона Диксона Карра. Д.Д. Карр — мастер изощрённых головоломок и историй об убийствах в запертой комнате.

На тему убийств в запертой комнате (помещение закрыто, попасть туда и выбраться обратно не представляется возможным) существует немало историй — «Убийство на улице Морг» Эдгара По, «Пляшущие человечки», «Пёстрая лента» Артура Конан Дойля, «Запертая комната» П. Валё и М. Шёваль...
Если любите такие сюжеты, то Д.Д. Карр это то, что вам нужно.
Джон Диксон Карр на фото справа (Нью-Йорк, ок. 1945)
Джон Диксон Карр на фото справа (Нью-Йорк, ок. 1945)

Карр прекрасен! Причём прекрасен со всех сторон! Он прекрасный рассказчик, умеет создавать увлекательные сюжеты и насыщенную атмосферу, обладает тонким чувством юмора, пишет хорошим языком.

Недавно «Азбука» начала переиздавать два цикла Карра — о сэре Генри Мерривейле и о сыщике-любителе докторе Гидеоне Фелле. Я начала со сборника «Загадка Красной Вдовы», который включает сразу три произведения: «Убийства в Чумном дворе», «Убийства в Белом Монастыре» и «Загадка Красной Вдовы» (цикл о сэре Генри Мерривейле).

Расскажу вам подробно о романе «Убийства в Чумном дворе» и кратко об остальных романах.

«Убийства в Чумном дворе»

Повествование идёт от лица молодого мужчины мистера Блейка.

Сюжет

Вечером 6 сентября 1930 года, находясь в клубе «Крестики-нолики», Блейк встретил своего друга Дина Холлидея. Тот сделал ему странное предложение --- отправиться ночью, незамедлительно, в старый дом, доставшийся ему по наследству. Там якобы водятся призраки. Больше никаких объяснений не последовало, но отказать другу в помощи было невозможно. Единственным условием Блейка было взять с собой детектива-инспектора Скотленд-Ярда Мастерса. Не в качестве официального лица, а как человека, который разоблачает фальшивых медиумов.

Дом располагался в Чумном дворе. Дед Дина прожил здесь недолго, быстро съехал и больше никогда уже не возвращался. «И с тех пор это был белый слон или чемодан без ручки, то есть дом, который никто не мог сдать в аренду или продать». У дома была плохая слава. Во время чумы 1665 года на территории усадьбы был зарыт палач и призрак его, якобы, до сих пор бродит по дому.

Дин, Блейк и Мастерс явились в заброшенный дом. Дверь оказалась открытой, а в одной из комнат собралась компания любителей спиритизма — тётка Холлидея, его невеста и ещё несколько человек. Сидели, ждали встречи с призраком.

Как известно, вызов призраков был главным развлечением аристократов. В начале XX века пошла вторая волна увлечения оккультизмом, спиритизмом и всем подобным (первая волна была в 1860-е гг.).

Рядом с главным домом усадьбы стоял маленький каменный дом. В нём уединился медиум Роджер Дарворт и проводил там некие тайные манипуляции, результата которых и ждала странная компания. Медиума закрыли на висячий замок. Изнутри он заперся на щеколду и длинную скобу. Однако, спустя время его нашли убитым. Как убийца проник в дом, где тяжёлая дубовая дверь заперта на «семь замков», а на окнах толстые решётки, — было тайной покрытой мраком. Её-то и стал разгадывать колоритнейший персонаж Д.Д. Карра — сэр Генри Мерривейл.

Впечатления

Должна сразу сказать, что роман «Убийства в Чумном дворе» — очень неспешное чтение. История сразу меня затянула. Слог сразу мне понравился. НО первые 10-15 страниц я перечитала дважды, а то и трижды. Текст привлекал, но впускал не сразу. Нужно было на него настроиться, окунуться в атмосферу, познакомиться с героями. Когда всё это случилось, пошло как по маслу. Но читала всё равно крайне медленно, перебирая слова как бусинки, наслаждаясь текстом и интонациями автора.

Мне понравилось, как автор нагнетает тревожность, бередит воображение загадками. Но он не водит за нос читателя бесконечно. Постепенно приоткрывает завесу, объясняя происходящее.

Некоторая театральность, повышенное внимание к деталям и эмоциям персонажей не отталкивают, как это нередко бывает в классических детективах, когда кажется, ещё капля и заскучаешь. Карровские подробности, детали, ритм я даже смаковала, настолько классно они переданы. Потрясающе описаны персонажи. Например, леди Беннинг автор описывает так: «Самоуверенная спокойная восседающая пожилая дама, похожая на статную маленькую маркизу с картины Ватто, вставая, на глазах превращалась в разлагающуюся, злобную, растерянную старуху». Voilà, одно предложение и образ готов.

Описывая персонажей, Карр будто пишет картины. У него каждый герой со своим лицом и характером.

Когда я дошла до стенограммы допросов пятёрки из «спиритического кружка», то прочитала, что выдержки из этих разговоров «приводятся потому, что могут представлять интерес для тех, кто любит решать головоломки». Именно так! Произведения Карра представляют интерес именно для любителей головоломок! В этих деталях, вдумчивом чтении — весь смак. Мы, читатели, разгадываем загадку запертой комнаты вместе с героями. Если вы такое любите, то книги Карра точно для вас.

Структура

Преступление случается не сразу. Автор кропотливо выстраивает мизансцену, собирает в Чумном дворе участников истории (это же в какой-то степени герметичный детектив), раскрывает предыстории дома и персонажей. И вот когда сюжет набрал полный ход, тогда оказывается, что буквально за каждой «дверкой» нас ждёт свой «сюрприз». Финал, кстати, оказывается вполне логичным и понятным. Все тайны раскрыты.

Г.М.

Вы спросите, где же легендарный сэр Генри Мерривейл, который ведёт расследование? Сыщик появляется на 137 странице, когда Мастерс и Физертон, каждый по отдельности, обращаются к Г.М. (так его чаще всего называют в романе) за помощью в расследовании.

Автор описывает Г.М. как малосимпатичного, беспардонного человека с большим животом. Кто-то скажет, что он неприятный тип, а я читала о нём и улыбалась до ушей. Вместе с этим чудиком в роман вошло что-то новое. Книга ожила, прояснилась, рассеялась вся эта мистика. Да что там говорить, вокруг него всё крутится. Он парой слов даёт вектор движения окружающим. Симпатяга. И видно, как Карр любит своего героя, который ко всем людям мужского пола обращается «сынок»; даже к Физертону, который старше его на 6-7 лет. Но, между прочим, Г.М. — первый, кто назвал мистера Блейка по имени. Кен.

-4

Другие романы сборника

Второй и третий романы цикла — «Убийства в Белом Монастыре» и «Загадка Красной Вдовы». Я намеренно построила свой рассказ так, как построила, — не бегло рассказала о каждом, а подробно рассказала об одном и кратко упомяну двух оставшихся. Хотела, чтобы вы представляли себе, как пишет Карр.

  • «Убийства в Белом Монастыре». События разворачиваются в старинном особняке недалеко от Лондона, где собираются гости, чтобы обсудить пьесу. В закрытом помещении происходит убийство...
  • «Загадка Красной Вдовы». Лорд Мантлинг собирает родных и близких с целью раскрыть тайну загадочной комнаты в особняке. Стоит человеку пробыть в этой комнате два часа, как он умирает. Это ещё одна таинственная история, связанная с запертой комнатой.

Если любите английские классические детективы «Золотого века», попробуйте почитать книги Д.Д. Карра. Может быть вам они понравятся так же сильно, как и мне.

Знаком вам Джон Диксон Карр и его романы?

Друзья, если статья вам понравилась, поставьте лайк и подпишитесь на канал. И, если хотите читать «Библио Графию» чаще, подписывайтесь на «Библио Графию» в Телеграме. Материалы в Дзене и Телеграме не дублирую.