Найти тему

Так сколько яблок в Музее Фаберже? Просто #ЯблокуНегдеУпасть

Оглавление

Накануне праздника Яблочного Спаса сотрудники Музея Фаберже решили посчитать, а сколько яблок представлено на экспозиции? Их оказалось больше, чем мы предполагали, но самое интересное — это то, что за каждым из них прячется увлекательная история, раскрывающая различные грани искусства. Читайте материал до конца и проверяйте нас!

Статуя Евы на Парадной лестнице Шуваловского дворца. Неизвестный мастер, XIX в.
Статуя Евы на Парадной лестнице Шуваловского дворца. Неизвестный мастер, XIX в.

Яблоки раздора

Таких яблок в Музее Фаберже целых четыре! Но обо всём по порядку...

Само выражение «яблоко раздора» глубоко уходит корнями в греческий миф, повествующий о первом в мире конкурсе красоты. Согласно легенде, Эрида — богиня раздора, не получив приглашение на свадебное торжество, решила явиться туда без него. В отместку за пренебрежение ее персоной, она затеяла испортить праздник. Уязвленная, она незаметно подбросила на стол золотое яблоко, с надписью: «прекраснейшей». С него и началась череда несчастий.

Гера, Афина и Афродита в попытках разобраться, кому же должно принадлежать яблоко, вступили в ожесточенный спор. Собравшиеся гости-боги даже не пытались рассудить их, ведь выбрать одну, значит обрушить на себя гнев другой. Тогда было принято решение отправиться к Парису, сыну троянского царя, который должен был прекратить их спор.

Яблоко раздора №1

Суд Париса, 1889. К.Е. Маковский (1839–1915)
Суд Париса, 1889. К.Е. Маковский (1839–1915)

Изображение сцены «Суда Париса» присутствует сразу в трёх залах Музея Фаберже. Так, в Выставочном зале представлено грандиозное полотно кисти Константина Маковского. Большие размеры холста позволили раскрыть сюжет во всех подробностях.

«Суд Париса» решен в эффектной живописной манере. Художник виртуозно передает фактуру, игру света, колористические нюансы. Это произведение, а также картины «Демон и Тамара» и «Смерть Ивана Грозного», Маковский отправил на Всемирную выставку в Париж в 1889 году. Он получил за них золотую медаль I степени и был награжден орденом Почетного легиона.

Яблоко раздора №2

-3

Так как миф о «Суде Париса» и о последующих событиях Троянской войны был очень популярен в эпоху увлечения античной культурой и прочно вошел в иконографию классического стиля, то неудивительно, что он нашёл отображение и в интерьерах Шуваловского дворца. Этот сюжет украшает стены Белоколонного зала.

Плафон Белоколонного зала Шуваловского дворца
Плафон Белоколонного зала Шуваловского дворца

Гризайльный плафон был выполнен в технике клеевой живописи художником Дж. Б. Скотти. На нем мы видим появление Психеи среди олимпийских богов и свадьбу Амура и Психеи. По периметру изображены вакхические шествия: Аполлон с Грациями, игры Венеры и Амура. Первоначально зал был двухсветным, позднее на месте круглых окон (аналогичных окнам торцовой стены) продольных стен поместили горельефные фризы со сценами из Троянского цикла: суд Париса, Елена отбывает в Трою, Гектор и Андромаха. В оформлении отражается тема торжества женской красоты и ее разных проявлений – верности, преданности и происходящих из-за нее бед.

Белоколонный зал не входит в маршрут обзорной экскурсии по Музею Фаберже, но его можно посетить и узнать историю интерьера в составе группы с тематической экскурсией «Шуваловский дворец: тайник историй». В зале также проводятся лекции по истории искусств и временные выставки. Следите за анонсами на официальном сайте Музея Фаберже!

Яблоко раздора №3

Третье изображение «Суда Париса» куда более скромное по габаритам, зато яблок на этом предмете целых два! Внимательные посетители Музея Фаберже могут обратить внимание на массивную позолоченную кружку, которая прячется в витрине Красной гостиной. Её крышка украшена изящным яблочком на ветке – и это неспроста.

Кружка была изготовлена в стиле позднего английского классицизма, что также объясняет обращение мастера к античному сюжету. Выполнена она из позолоченного серебра широко известным в ту эпоху английским ювелиром Филипом Ранделлом (1746-1827). Кружка отлита и прочеканена по рисунку английского рисовальщика Джона Флаксмана.

Нефритовые яблоки-«макательницы»

В Музее Фаберже внимание посетителей всегда привлекают миниатюрные флаконы в виде яблок с черенком-кисточкой. Одно из них расположено в Выставочном зале, посвященном камнерезной продукции, а второе – в Золотой гостиной, вместе с другими произведениями из серии objets de fantaisie (фантазийные предметы).

Простое незаурядное изделие, используемое для хранения клея и приклеивания марок на конверты, выполнено из нефрита нежно-зелёного оттенка с золотым черенком, на кончике которого блестит алмаз в огранке «роза».

Самое первое яблоко

Сохранившаяся до наших дней роскошная Парадная лестница Шуваловского дворца была выстроена в 1840-х годах Николаем Ефимовым и окаймлена галереей для демонстрации скульптуры. Поднимаясь по Парадной лестнице, посетители Музея встречают первое яблоко – оно мраморное и входит в скульптурную группу Евы и змея-искусителя, выполненную неизвестным мастером в XIX в.

Интересный факт – в Библии ничего не говорится ни о райских яблоках, ни о райской яблоне. Книга Бытия не уточняет, о каком дереве идет речь: сказано только, что это древо познания добра и зла, растущее посреди рая и сказано, что змей прельстил жену плодами древа.

Итого, мы с вами насчитали целых 7 яблок в собрании Музея Фаберже!

В честь праздника приглашаем вас принять участие в викторине и сгенерировать с помощью нейросети персональную «яблочную» картину! Ещё больше праздничного контента ищите по хештэгу #ЯблокуНегдеУпасть