Найти в Дзене
Заметки директора

Когда утро началось с команды "руки на стол!"

Дружественный огонь – совсем не дружественный
Дружественный огонь – совсем не дружественный

Летом 2018 года утро в нашем офисе не успело начаться с кофе, т. к. одновременно во все кабинеты компании зашли люди в масках, с оружием и сообщили: «Руки на стол! Сейчас будут проводиться следственные действия».

Люди, которые были в штатском, представились оперативниками таможни. Первым делом поинтересовались, где у нас сетевое оборудование, отключили сеть и принялись проводить обыск, исследовать рабочие компьютеры и записные книжки. При этом они особо не объясняли, что ищут и какова цель их визита. Из подсказок для нас только то, что ребята из таможни, и то, что, судя по характеру происходящего,
дело будет уголовное.

Пока проходил обыск, мы ломали голову, что же такого натворили. А учитывая, что умышленно мы ничего особо не творили, мысли приходили в голову абсолютно всякие. Обыск продлился весь день. В результате у нас изъяли 50% компьютеров, серверное оборудование, некоторую документацию и отпустили домой.

На следующий день мы выходим на работу и обсуждаем, что это вообще могло быть. В первую очередь спрашиваем у декларантов, как у нас дела с декларациями и платежами на таможню. Они бегут проверять и вскоре сообщают, что всё хорошо. Затем срочно закупаем компьютеры и серверы взамен изъятых, чтобы возобновить работу.

Примерно неделю мы гадаем, что это было, пока одного из декларантов не вызывают на допрос. Декларант возвращается с допроса (естественно, с нервным тремором) и сообщает, что следователей интересовали контракты и спецификации с определенным поставщиком из Китая и конкретно - стоимости товаров, указанные в импортных декларациях. И все вопросы были исключительно вокруг этих тем.

Ладно… Данная информация уже позволяет нам немного выдохнуть и исключить самые плохие гипотезы, которые мы могли себе придумать за прошедшую неделю.

Мы сразу примерно поняли, где собака зарыта. Звоним нашему поставщику в Китай и спрашиваем, как у него дела с экспортными декларациями (у нас нет доступа к китайским декларациям абсолютно никакого) и какую стоимость он в них указывал. Оказалось, что
он указывал стоимость намного выше реальной, и при этом он прокомментировал: «А вам-то какая разница? Я здесь в Китае решаю свои налоговые задачи. Для вас я подписал все документы, как и договаривались». Да уж…

В общем, оказалось, что наши таможенники направили заявление в китайскую таможню о предоставлении информации в некоторых экспортных декларациях. Когда получили ответ, поняли, что суммы стоимости товаров не сходятся и вместо того, чтобы откамералить и разобраться, они не придумали ничего умнее, чем подвести дело под уголовку (а сумма недоплаты им это позволяла), для пущей эффектности захватить с собой отряд СОБРа и наведаться к нам в гости с обыском.

Мы со следователями общались примерно 3 месяца. Они наши рабочие компьютеры изучили вдоль и поперек. Мне на допросах задавали вопросы о файлах на моем компьютере, о которых я уже и забыл вовсе. Но кроме незначительных нарушений в нашей работе они ничего не нашли. На последнем допросе следователь признался, что его руководству с нами не интересно и работа по нам подходит к концу. У меня сложилось впечатление, что молодому следователю было даже немного стыдно за то, чем они занимаются. Но итог этой истории можно, наверное, охарактеризовать словом «разобрались».

Сегодня, работая во время серьезнейшего внешнего давления и санкций, любые внешние атаки на наш бизнес воспринимаются как вызов и придают энергию. А описанную ситуацию, по прошествии времени, я могу сравнить с френдли фаером (дружественным огнем). Когда получили от своих, получили больно и не по делу. И ничего кроме досады такие атаки не вызывают.

Как и у любого френдли фаера, у этой ситуации наверняка есть своя причина. Может быть, это была ошибка по невнимательности, может, из-за нехватки компетенции, а может, и умышленное предательство.
Я не знаю.

Автор: Миненков Никита (https://t.me/minenkov_nikita)