Пока мы находились в Санкт-Петербурге, я узнала про новый открытый пешеходный маршрут - "Путь Петра". Конечно, мне позарез надо было по нему пройти - интересно же! Ну а остальные члены семьи, зная, что спорить бесполезно, отправились проходить маршрут со мной 😃.
У проекта есть аудиогид, который можно найти на сайте, указанном на скриншоте выше 👆 .
Им-то мы и воспользовались при прохождении маршрута. Сам маршрут на самом деле очень короткий - от Нахимовского училища и Крейсера "Аврора" до Петропавловской крепости и мини-города.
В статье я приведу некоторые выдержки из аудиогида, они будут оформлены как цитата.
Первая точка маршрута - Нахимовское военно-морское училище.
Создавая военно-морской флот, Петр придавал огромное значение подготовке отечественных специалистов — кораблестроителей и морских офицеров. В 1697–1698 годах на учебу в Голландию, Англию и Венецию были отправлены первые группы русских дворян. В 1701 году в Москве открылась Школа математических и навигацких наук. В 1702 году в ней изначально обучалось двести человек, а спустя 13 лет — уже около семисот.
Само здание Нахимовского военно-морского училища было построено по проекту архитектора Александра Дмитриева в 1910–1912 годах. Изначально оно предназначалось для Городского училищного дома имени Петра Великого. Идея строительства появилась во время подготовки празднования 200-летия Санкт-Петербурга. Однако по различным причинам начало работ несколько раз откладывалось. Закладка фундамента состоялась только через несколько лет и была приурочена к 200-летию Полтавской победы. Место постройки было выбрано рядом с Домиком Петра I — там, где в первые годы жизни города селились приближенные государя и происходили значимые исторические события.
Около училища, на Неве, находится вторая точка маршрута - Крейсер "Аврора", который, кстати, в мае 2013 года был возвращён в состав ВМФ.
Вопросом о том, что снится крейсеру «Авроре», задавались все ленинградские школьники. Эта песня была обязательной к исполнению на уроках пения. Бронепалубный крейсер сошел со стапелей Адмиралтейской верфи в мае 1900 года, после чего его достраивали еще три года.
В истории корабля отразились бурные и драматические события первой половины ХХ века. Он участвовал в Русско-японской войне. Холостой выстрел, произведенный в 1917 году, стал символом революции. В годы Великой Отечественной войны корабль находился в Ораниенбауме и входил в систему противовоздушной обороны Кронштадта. Моряки «Авроры» с честью продолжили традиции их предшественников Петровской эпохи, а сам крейсер стал памятником отечественного военного кораблестроения, основы которого были заложены первым российским императором.
Поворачиваемся спиной к крейсеру, и перед нами памятник "Морякам и создателям флота России" - третья точка маршрута.
Как мы определяем дату рождения нашего флота? По решению Боярской думы от 20 (30) октября 1696 года: «Морским судам быть…»
Еще до постановления Боярской думы на верфях в Архангельске и Воронеже закладывали и строили первые военные суда, однако это не носило систематического характера. Постоянное военное судостроение в России началось с Азовской флотилии. В 1697 году в Воронеже было учреждено первое адмиралтейство, и уже весной 1699 года в Азовское море вышла русская эскадра из 10 кораблей и нескольких других судов.
Опыт, накопленный при строительстве Азовского флота, использовался на Балтике в годы Северной войны. Петр осознавал, что победить такого сильного противника, как Швеция, без флота невозможно. Начало государственной кораблестроительной программы определило основание судостроительных верфей и развитие смежных отраслей промышленности.
Памятник находится в самом начале Петровской набережной, а это уже четвёртая точка маршрута.
Кстати говоря, тут стоят классические петербургские туалеты-автобусы. Стоимость не уточнила, правда.
Вдоль Петровской набережной проложена отдельная дорожка, на которой есть много всего интересного.
Например, можно сравнить свой рост и ростом Петра Первого.
Также можно узнать длину шага Петра Первого. И ходить такими шагами по всему маршруту:)
Двойняшки проверяют правильность измерения:)
Следующая точка маршрута - Домик Петра Первого.
Многие думают, что это кирпичное здание и есть домик Петра. Однако это только "саркофаг". Сам домик находится внутри, и он деревянный.
Еще при жизни царя были предприняты меры по сохранению данной постройки. Сначала по проекту Доменико Трезини возвели деревянную защитную галерею на столбах. Позже Екатерина II повелела «оградить домик каменным чехлом на прочном фундаменте с крышей, покрытой кровельным железом», что и было сделано. В эпоху Николая I чехол был полностью разобран и заменен новым — из «шестнадцати кирпичных столбов с арками» без штукатурки. С некоторыми изменениями он дошел до нашего времени.
Согласно преданию, сруб размером 12,7 × 5,7 м из тесаных сосновых бревен был построен солдатами-плотниками на правом берегу Невы всего за три дня. На крыше была установлена деревянная мортира и «пылающие» ядра в знак того, что дом принадлежит «капитану бомбардирской роты», как числился Петр I в армейских списках. Царь останавливался здесь, когда приезжал в Петербург в 1703–1708 годах. После постройки деревянного Зимнего дворца Петр тут более не жил.
Следующая точка маршрута - сквер имени Товстоногова.
Георгия Товстоногова и Петра I, как и любых новаторов, роднит многое. Они были настоящими фанатиками своего дела в позитивном значении этого слова. Как Петр черпал опыт со всего мира, так и Товстоногов привносил в свою театральную деятельность зарубежный опыт после многочисленных поездок, развивая систему Станиславского, добавляя в нее многое от себя.
Петр был деспот, таким же тираном в своей профессии был режиссер. «Я несъедобен!» – говорил он, увольняя тех, кто не справлялся со своей работой. Его пребывание в БДТ считается «золотой эрой» театра.
Далее по указателям выходим на Троицкую площадь - седьмой пункт маршрута. Перед этим натыкаемся на буквы - алфавит.
Привычные буквы были совершенно непривычными в начале XVIII века. Порой мы забываем, что и это заслуга Петра I: гражданский шрифт, который называли еще амстердамской, гражданской азбукой, или просто «гражданкой», — шрифт, введенный в России царем в 1708 году.
В результате петровской реформы число букв в русском алфавите сократилось до 38, их начертание упростилось и округлилось. Также вместо буквенной цифири стали употребляться арабские цифры, но на самом деле — индийские.
Данный алфавит просуществовал до реформы 1918 года.
По дороге мы натыкаемся на ещё один художественный объект - памятный знак "Троице-Петровский собор" - следующий пункт маршрута.
Привожу табличку с информацией:
А мы идём дальше, оставляем слева Петропавловскую крепость - следующий пункт маршрута.
Для строительства крепости был выбран Заячий остров.
Стены возводились с расчетом, чтобы свободно простреливалась вся окрестная местность. Ни один шведский корабль не миновал бы наших пушек. Петропавловская крепость закупорила вход в Неву. Город был надежно защищен.
Санкт-Петербургскую (Петропавловскую) крепость возвели довольно быстро, поскольку изначально она была дерево-земляная. Уже в 1705 году командующий финляндской армией генерал-лейтенант Майдель пытался подойти к ней с суши, чем убедил Петра I в необходимости усиления ее обороноспособности. В 1706 году внутри началось возведение каменных укреплений.
Одновременно на Березовом (Городском) острове велось строительство вспомогательного земляного укрепления — Кронверка. Главные валы были закончены в 1708 году, их одели дерном и установили 78 пушек. Строительные работы продолжались и в следующем году.
Сооружение Кронверка находилось под контролем Петра I и петербургского губернатора Александра Меншикова.
До 1838 года Кронверк входил в число укреплений Петропавловской крепости, но со временем утратил оборонительное значение. На одном из его валов 13 июля 1826 года были казнены пятеро участников восстания декабристов. В 1975 году на этом месте установили обелиск. В 1849–1860 годах на месте гласиса был разбит Александровский сад и устроен зверинец — предшественник Петербургского зоопарка. Одновременно внутри Кронверка по проекту архитектора Таманского возводилось монументальное подковообразное в плане здание Арсенала. При его строительстве была уничтожена значительная часть валов и укреплений.
Кронверк является предпоследней точкой нашего маршрута.
Ну а мы по специальной дорожке проходим к последней точке маршрута - Мини-городу.
У входа в «Мини-город» посетителей встречает фигура небесного покровителя Санкт-Петербурга — Святого Петра, который восседает на массивном камне, держа в руках ключи. Эти детали имеют символическое значение — ключи от рая в руках апостола — ключи от моря и новой России, а камень отсылает не только к значению имени Петр, но и является образом краеугольного камня мощной империи, заложенного Петром I.
Архитектурный комплекс состоит из уменьшенных копий главных петербургских достопримечательностей. Это Дворцовая площадь со зданием Зимнего дворца, с ансамблем Главного штаба и Александровской колонной, Сенатская площадь с Сенатом и Синодом, Петропавловская крепость, ансамбль Стрелки Васильевского острова, Адмиралтейство, Казанский и Исаакиевский соборы, храм Спаса на Крови, Михайловский замок. Макеты расположены на декоративной рельефной карте города, водная гладь изображена темным гранитом, суша — светлым.
Скульптурная композиция «Зодчие — строители Петербурга» представляет образы выдающихся архитекторов XVIII–XIX веков, создателей уникальных ансамблей российской столицы. По замыслу скульптора Таратынова архитекторы изображены у одного общего стола, что символизирует единство в работе над общим делом. На столе лежит карта Санкт-Петербурга, что подчеркивает их общий вклад в формирование уникального образа города.
Один из стульев у стола пуст. Любой человек может присесть на него и на мгновенье почувствовать себя архитектором.
Здесь мальчишки, наконец, выбрались из коляски и пошли изучать архитектурные объекты.
Единственным неудобством является отсутствие поясняющих табличек - не всегда сразу понятно, что за здание изображено. Но зато тут есть объёмная карта, на которой все эти архитектурные объекты подписаны.
Ну а отсюда мы отправились по Пути Петра в обратном направлении - машина-то у нас осталась у Нахимовского училища.
Кстати, со стороны мини-города открывается красивый вид на Петропавловскую крепость.
Ниже добавлю ещё несколько фотографий, сделанных на обратной дороге.
Ну а мы, уставшие, поехали домой. Эта прогулка выдалась замечательная!