Найти тему

«Тут целый мир, живой, разнообразный»: усадьба Федора Тютчева в Овстуге

Усадьба – это островок культуры, хранящий черты национального сознания и бытия. Миропонимание русского человека всегда исходило из его взаимоотношения с окружающим миром. Усадьба дарила своим обитателям особое чувство душевного покоя, рождала ощущение определенной замкнутости мира, цикличности идущего в нем времени.

Овстуг. Окрестности. Дорога на мельницу. Худ. О. Петерсон (акварель). 1861 г.
Овстуг. Окрестности. Дорога на мельницу. Худ. О. Петерсон (акварель). 1861 г.

Судьба усадьбы Тютчевых в Овстуге обыкновенна. Связанная с тремя поколениями единого семейства, она оставила глубокий след в истории русской культуры. Среднерусская полоса породила великую плеяду художников слова: Ф.И. Тютчев, А.К. Толстой, И.С. Тургенев, А.А. Фет, Н.С. Лесков, И.А. Бунин, Я.П. Полонский… Красота русской природы для этих художников – только необходимое начало, исток. Основа национальной красоты в ее целостном содержании, и природное прекрасное предстает в их искусстве в органическом единстве с человеческой красотой и покоряющей красотой самого художественного слова.

Ф.И. Тютчев. Худ. С. Александровский. 1876 г.
Ф.И. Тютчев. Худ. С. Александровский. 1876 г.

Чувство истории пробудилось в будущем поэте-дипломате Ф.И. Тютчеве в его ранние овстугские годы, потому что находило мощную живую опору в родовом семейном предании. Прямым предком поэта был один из самых выдающихся героев Куликовской битвы – Захарий Тютчев. Рассказ о его подвиге передавался из поколения в поколение.

Развалины древнего Вщижа и память о предке создавали осязаемую глубь истории. В старинном селе Овстуг возникло то чувство природы, которое поэт сохранил в течение всей жизни. Дочь его, Дарья Федоровна, так передавала воспоминания отца о ранней поре его жизни: «…эти перелески, этот сад, эти аллеи были целым миром для папа – и миром полным: тут пробудился ум и детское воображение в этой реальности видело свой идеал». Родовое поместье помнило иные времена и хранило воспоминание о прежней жизни, связанной с пребыванием здесь деда поэта – Н.А. Тютчева, собравшего, отстроившего и укрепившего Овстуг.

Общий вид усадьбы Тютчевых со стороны парадного двора. Худ. О. Петерсон (акварель). 1861 г.
Общий вид усадьбы Тютчевых со стороны парадного двора. Худ. О. Петерсон (акварель). 1861 г.

Размышляя о прошедших временах, поэт писал о собственных впечатлениях об Овстуге:

И чудится давно минувшим сном
Ему теперь все светлое, живое…
И в чуждом, неразгаданном, ночном
Он узнает наследье родовое.

О родителях Ф.И. Тютчева первый его биограф И.С. Аксаков писал: отец Федора Ивановича «отличался необыкновенным благодушием, мягкостью, редкою чистотою нравов и пользовался всеобщим уважением». Ф.И. Тютчев «был совершенною противоположностью своему отцу; общего у них было разве что одно благодушие. Зато он чрезвычайно походил на свою мать, Екатерину Львовну, женщину замечательного ума, сухощавого нервного сложения, с наклонностью к ипохондрии, с фантазией, развитою до болезненности».

В русском семействе Тютчевых преобладал французский язык. Но это не исключало, однако, у Екатерины Львовны приверженности к русским обычаям». Русские обычаи свято охранял в этом семействе и Николай Афанасьевич Хлопов. Отпущенный на волю помещиком Татищевым, он поступил в услужение к И.Н. Тютчеву. Хлопов был дядькой при малолетнем его сыне Федоре и сыграл заметную роль в жизни будущего поэта. И.С. Аксакову он напомнил «знаменитую няню Пушкина».

Господский дом, стоявший на возвышенности, и традиционная планировка комнат отвечали характеру быта того времени и следовали самым новым веяниям архитектуры. Усадьба очень своеобразно соединялась с местным ландшафтом. Овстуг как бы несколькими ступенями спускался к северу, к замечательной по своей живописности долине реки Десны. А на запад, юг, восток от Овстуга – просторы полей, в которые вкраплены кое-где густые рощи и овражки. Вокруг – многочисленные села, деревни с такими родными до боли названиями: Дорогинь, Молотино, Песочная, Суздальцево, Дятьковичи, Гостиловка, Сельцо-Рудное, Летошники, Умысличи, Вщиж. Эти названия часто стоят под стихотворениями в автографах поэта, упоминаются в его письмах.

Усадебный дом Тютчевых (арх. Г.Ф. Герасимов. 1830-е гг.)
Усадебный дом Тютчевых (арх. Г.Ф. Герасимов. 1830-е гг.)

Дом-музей Ф.И. Тютчева. Воссоздан в 1986 г. (арх. В.Н. Городков).
Дом-музей Ф.И. Тютчева. Воссоздан в 1986 г. (арх. В.Н. Городков).

Усадьба – это и конкретный родной дом, и его образ для нескольких поколений. «В ту минуту, когда я пишу это, светит самое лучезарное солнце. Небо мглисто-голубое, прелестное. Это как бы летний день, затерявшийся в октябре. Мне хочется думать, что тот же самый свет заливает в настоящую минуту Овстуг, золотя увядшие листья на деревьях и блестящую грязь тропинок».

Проект воссоздания усадебного парка в с. Овстуг (В.Н. Городков. 1980-е гг.)
Проект воссоздания усадебного парка в с. Овстуг (В.Н. Городков. 1980-е гг.)

Усадьба – универсальная, устойчивая и оптимальная для России форма человеческого бытия, и нет ничего удивительного в том, что И.Н. Тютчев (отец поэта) до последних дней своих благоволил к Овстугу, где в последние годы строил новый дом, оставив старый до приезда младшего сына из Мюнхена. Там же, в Овстуге, И.Н. Тютчев и скончался скоропостижно 23 апреля 1846 г. Его сын в стихотворении «Любезному папеньке» назвал отца «Друг истинный добра и бедных покровитель». За добрым советом, зная, что вряд ли получат отказ, шли к Ивану Николаевичу и его дворовые, и овстугские крестьяне. А ведь они, как известно, имели свои дома и дворы – тоже своего рода усадьбы.

Схема музея-усадьбы Ф.И. Тютчева: 1 - главный усадебный дом (воссоздан в 1986 г.); 2 - флигель (воссоздан в 2003 г.); 3 - главный въезд в усадьбу; 4 - беседка на острове; 5 - большая поляна; 6 - липовые аллеи; 7 - школа М.Ф. Бирилевой; 8 - церковь Успения Богородицы (воссоздана в 2003 г.); 9 - водяная мельница; 10 - колодец; 11 - ветряная мельница; 12 - могила отца поэта; 13 - памятник Ф.И. Тютчеву; 14 - волостная управа.
Схема музея-усадьбы Ф.И. Тютчева: 1 - главный усадебный дом (воссоздан в 1986 г.); 2 - флигель (воссоздан в 2003 г.); 3 - главный въезд в усадьбу; 4 - беседка на острове; 5 - большая поляна; 6 - липовые аллеи; 7 - школа М.Ф. Бирилевой; 8 - церковь Успения Богородицы (воссоздана в 2003 г.); 9 - водяная мельница; 10 - колодец; 11 - ветряная мельница; 12 - могила отца поэта; 13 - памятник Ф.И. Тютчеву; 14 - волостная управа.

Во время Крымской войны Ф.И. Тютчев приглашал в свой кабинет крепостного ратника – брата овстугского повара, собиравшегося в Севастополь, и сердечно беседовал с ним. Тютчевы, безусловно, принадлежали к тем дворянским семьям, которые постоянно стремились сохранять и укреплять патриархальные связи с крестьянами. Все члены семейства крестили многих детей своих крестьян, т.е. становились их крестными отцами и матерями, исполнявшими так или иначе «родственные» обязанности.

Вид дома в Овстуге. Худ. Ю. Клевер. 1912 г.
Вид дома в Овстуге. Худ. Ю. Клевер. 1912 г.

В Овстуге перед поэтом-философом представала не только родная земля, но и живущий на ней народ. Старшей дочери Анне, родившейся и до 18 лет воспитывавшейся в Германии, Тютчев советовал: «…Льщу себя надеждой, что, с божьей помощью, ты найдешь в России больше любви, нежели где бы то ни было в другом месте. До сих пор ты знала страну, к которой принадлежишь, лишь по отзывам иностранцев. Впоследствии ты поймешь, почему эти отзывы, особливо в наши дни, заслуживают малого доверия. И когда потом ты сама будешь в состоянии постичь все величие этой страны и все доброе в ее народе, ты будешь горда и счастлива, что родилась русской».

Прекрасное в русской эстетике немыслимо без напряженного духовного порыва, драматизма или даже трагедийности, что так ярко выразилось в поэзии Тютчева.

Ночное небо так угрюмо,
Заволокло со всех сторон.
То не угроза и не дума,
То вялый, безотрадный сон.
Одни зарницы огневые,
Воспламеняясь чередой,
Как демоны глухонемые
Ведут беседу меж собой…
18 августа 1865 г.

Тютчевское неколебимое осознание верховного смысла и ценности России и ее народа сложилось уже в самой ранней юности. Повседневная жизнь в овстугской усадьбе не отличалась особенной яркостью и разнообразием своих проявлений, какими-то знаменательными событиями, происходившими здесь. Но вся атмосфера существования в этом месте была проникнута неповторимым теплом и уютом семейственной жизни. Это была жизнь, опирающаяся на старинные традиции дворянской культуры.

В Овстуге и его окрестностях Тютчев написал более двух десятков стихотворений. Здесь прошли не только детские, но отроческие, отчасти юношеские годы. Поэт возвращался в родное имение мысленно, в письмах и размышлениях. В 1863 году Тютчев пишет жене: «Когда ты говоришь об Овстуге, о благе, которое мне принесли бы покой и свежесть, ожидающие меня там, – я совершенно разделяю твое мнение… Но, увы, как добраться до этого рая… Овстуг – непризнанный и столь мною пренебрегаемый. Ах, какое жалкое существо человек, – подобный мне человек!..

… Видел Полонского…Он в восторге от Овстуга и от своего пребывания у вас и жалеет только, что оно не продлилось недели и месяцы. Слушая его рассказы, я испытывал некоторую, даже большую зависть. В самом деле, я чувствую каждый день как бы тоску по родине, думая об этих местах, которыми я так долго пренебрегал…».

Дом-музей Ф.И. Тютчева, северный фасад.
Дом-музей Ф.И. Тютчева, северный фасад.

«Как бы тоску по родине», по патриархальному укладу жизни испытывали все члены многочисленного семейства. Умение хранить «преданья милой старины», опираться на память своего рода, почитание предков, уважение к их традициям и ценностям – вот характерные черты обитателей русской усадьбы.

Висящие на стенах многочисленные портреты родственников создавали особый эффект – они казались реально присутствующими в жизни последующих поколений.

Даже по очень скудным дошедшим до нас сведениям можно представить себе нарастающее с годами богатство впечатлений, формировавших здесь, в Овстуге, душу и разум Тютчева. С балкона открывались усадебные окрестности – одно из полных неповторимого обаяния воплощений среднерусского ландшафта.

Смотри, как роща зеленеет,
Палящим солнцем облита,
А в ней какою негой веет
От каждой ветки и листа!
Войдем и сядем над корнями
Дерев, поимых родником, –
Там, где, обвеянный их мглами,
Он шепчет в сумраке немом.
Август 1857 г.

Усадебный пруд с островом и беседкой.
Усадебный пруд с островом и беседкой.

В господском доме зримо воплощалась непрерываемая связь поколений. Ушедшие родители, тетушки, дядюшки продолжали жить не только в воспоминаниях, но и в семейных альбомах, рисунках, переписке, реликвиях, памятных вещах, вышивках, гербариях, которые так любила Эрнестина Федоровна, привезшая это увлечение из Германии в Россию. Все эти предметы, милые безделушки были живым напоминанием о прошлом, о «милых тенях».

Жизнь в Овстуге отличалась естественностью, размеренностью (особенно при Иване Николаевиче). В усадьбе человек «был ближе к природе, а через нее и к Богу. И поэтому она действительно была своего рода крепостью для своих хозяев, в ней легче заживали душевные раны, прояснялся ум, успокаивалось сердце». Любовно-дружеские отношения в семье создавали благоприятные условия для развития внутреннего мира человека, его духовного обогащения. Семья Тютчевых воплотила лучшие черты русского среднего дворянства начала XIX века, знакомые по «семейным» страницам «Войны и мира». Родственные связи с выдающимися деятелями отечественной истории органически вплетались в жизнь «дворянских гнезд» и как бы «открывали настежь двери в эту историю, делали ее неотъемлемой частью, звеном, стороной семейного бытия».

Гостевой флигель (воссоздан в 2003 г.)
Гостевой флигель (воссоздан в 2003 г.)

У Тютчевых жили родственники или друзья с многочисленными детьми. Можно утверждать, что будущий поэт «начинал жизненный путь в условиях семейной детской общины». И это создавало особенную атмосферу детства и отрочества, определявшую цельность восприятия окружающего мира.

О той высокой ценности, которой обладал Овстуг в глазах Тютчева, свидетельствует его письмо к жене:

«Прошлое воскресенье я мог себе вообразить, что нахожусь в близком соседстве Овстуга, у нашего приятеля Яковлева или у В.М. Фоминой, но я был всего в 20 верстах от Петербурга у министра Ковалевского – в имении, доме и семье точно таких, какие встречаются в глухой провинции. Славные люди!.. Ты бы это оценила…». Из этих слов ясно следует, что овстугское бытие являлось для него своего рода мерилом человеческих ценностей. «Позавчера, в среду, я получил письмо от 4-го, написанное в комнате с видом в сад и на маленькую церковь, в той самой комнате, которую ты предназначала мне. Но не смею больше останавливать свои мысли на всем этом… В твоем письме разлит тихий покой, некая безмятежность, которая благотворно на меня подействовала».

Огромно, неоценимо значение «малой родины» в духовной и душевной жизни Тютчева. Отголоски овстугского бытия слышатся в письмах поэта. Ведь там проводила так много времени Эрнестина Федоровна с детьми. Все более глубокими, иногда до пронзительности трогательными, становились чувства Тютчева к жене. Она была для него и другом, и помощницей, и советчицей, и ангелом-хранителем. Разлука с ней переживалась довольно болезненно. Через любовь к ней в душу поэта входила нежность и к месту ее пребывания – к Овстугу. В последние годы жизни он каждое лето – до начала своей предсмертной болезни – приезжал хоть на несколько дней в родные места, хотя дорога в оба конца отнимала много времени и сил. Это значит, что его неотвратимо влекло в родовое гнездо. Самые обычные сельские впечатления побуждали поэта к пространным рассуждениям.

В деревне
Что за отчаянные крики,
И гам, и трепетанье крыл?
Кто этот гвалт безумно-дикий
Так неуместно возбудил?
Ручных гусей и уток стая
Вдруг одичала и летит.
Летит – куда, сама не зная,
И, как шальная, голосит.
Какой внезапною тревогой
Звучат все эти голоса!
Не пес, а бес четвероногой,
Бес, обернувшийся во пса,
В порыве буйства, для забавы,
Самоуверенный нахал,
Смутил покой их величавый
И их размыкал, разогнал!
……………………………..
Да, тут есть цель! В ленивом стаде
Замечен страшный был застой,
И нужен стал, прогресса ради,
Внезапный натиск роковой.
И вот благое провиденье
С цепи спустило сорванца,
Чтоб крыл своих предназначенье
Не позабыть им до конца.
Так современных проявлений
Смысл иногда и бестолков, —
Но тот же современный гений
Всегда их выяснить готов.
……………………………..
Овстуг, 16 августа 1869 г.

Усадьба в ее выработанной веками форме становилась центром индивидуального мира, «местом прикрепления человека к земле, к безымянным, но единственно любимым русским речушкам, оврагам, полям и рощам, к соседним деревням, церквам…».

Овстуг. Церковь Успения Богородицы. Воссоздана в 2003 г. (арх. О.В. Клеманова, М.Г. Болотникова, О.А. Грозева)
Овстуг. Церковь Успения Богородицы. Воссоздана в 2003 г. (арх. О.В. Клеманова, М.Г. Болотникова, О.А. Грозева)

Не здесь ли возникло, окрепло и развилось в Тютчеве служение России как необходимое условие существования? Не отсюда ли его истоки любви к России, народу, родному языку? Кто хотя бы раз вошел в мир поэта через его «родовое поместье» в Овстуге, осознаёт, откуда эти бесконечные мысли о роли и судьбе, историческом пути России.

Россия, благословенная «Царем небесным» («Эти бедные селенья…») и Россия, где царят «растленье душ и пустота» («Над этой тёмною толпою…») – два лика, объединенные в сердце поэта одной любовью.

Эти бедные селенья,
Эта скудная природа –
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа!
Не поймет и не заметит
Гордый взор иноплеменный,
Что сквозит и тайно светит
В наготе твоей смиренной.
Удрученный ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде Царь небесный
Исходил, благословляя.
13 августа 1855 г.

Вид на дом-музей со стороны пруда.
Вид на дом-музей со стороны пруда.

Эрнестина Фёдоровна, жена поэта, подолгу проживая в Овстуге, по-настоящему поняла и приняла истинную причину привязанности своего мужа к Отечеству. В январе 1850 года она писала брату К. Пфеффелю: «Я не устаю удивляться точности его (Тютчева) выражений, возникающих в совершенно законченном виде, – кажется, будто он читает их в открытой книге. Ни задержки, ни колебаний, ни единой заминки – это поток, который течет легко и свободно». В очередном письме к жене в Овстуг от 25 июня 1851 года Тютчев признавался: «Разлука потому тяжелее для меня, чем для всякого другого, что для меня она – полное уничтожение».

Э.Ф. Тютчева. Худ. Ф. Дюрк. 1840 г.
Э.Ф. Тютчева. Худ. Ф. Дюрк. 1840 г.

Огромное значение усадьба в Овстуге имела для детей как от первого, так и от второго брака. Старшая дочь Анна с неохотой покидала Овстуг: «Сегодня вечером я получила письмо из дому (Овстуга), мама пишет, что гиацинты, которые я ей подарила, рас- цвели. Дорогая мама, во всем, что она говорит, есть что-то, что тревожит и волнует меня до глубины души. Как только перед моим мысленным взором воскресает грустный и милый образ в печальной рамке Овстуга, все сердце мое рвется к ней. В ней столько поэзии и чего-то такого, что вызывает нежность». Этим мыслям и настроениям буквально вторит её младшая сестра Дарья: «Все в Овстуге полно маменькой, её прошлым, поэтичным, как сама её натура. Овстуг, лето с его чарующим покоем и прохладой и милая моя маменька слились воедино в моём воспоминании, и когда я буду в глубине моей души искать образ маменьки, – он напомнит мне о моей молодости в Овстуге, где я так много жила духовной жизнью, страдая и испытывая восторг».

Родство души Эрнестины с Овстугом отмечали и другие дети. «Овстугская затворница» много времени отдавала заботам не только о хозяйстве, но и жизни овстугских крестьян.

Закономерность рождения новых стихотворений Тютчева во время продолжительных поездок в Овстуг можно объяснить особенным состоянием впечатлительной души поэта; он погружался в воспоминания, любуясь пейзажами родной русской природы, размышлял о сложных переплетениях его судьбы с судьбами любивших и любящих его женщин, о взаимоотношениях людей и окружающего мира.

Овстуг. Окрестные дали усадьбы.
Овстуг. Окрестные дали усадьбы.

Из всех членов тютчевской семьи особое отношение к Овстугу имела самая младшая дочь – Мария. 14 октября 1860 года она сделала многозначительную запись в дневнике: «Последний денёк! Увы! Прощай, Овстуг, лето, прогулки верхом, чтения, я все это опять полюбила, всё стало родным…». Полюбив Ф.И. Тютчева, немецкая баронесса Э. фон Пфеффель полюбила места, подарившие ему жизнь, сумела сделать Овстугскую усадьбу родным и любимым местом для своих детей.

А какие праздники, народные гулянья, ярмарки проходили в Овстуге! Дочь Дарья в письме к старшей сестре Анне писала о народном праздновании Яблочного Спаса: «Расскажу тебе этот великий день, крестьяне были счастливы, как дети! Вечером они все пришли танцевать и петь… Они импровизировали песни, сопровождавшие пляски и славившие маму и папу, да ещё в стихах!».

Через несколько лет Тютчев снова будет праздновать Спас в Овстуге, правда, комментарий дочери будет менее восторженным: «Крестьяне, все более и менее пьяные, кидались на шею папы и рассказывали ему о своих жалобах».

Над этой темною толпой
Непробужденного народа
Взойдешь ли ты когда, Свобода,
Блеснет ли луч твой золотой?..
Блеснет твой луч и оживит
И сон разгонит и туманы…
Но старые, гнилые раны,
Рубцы насилий и обид,
Растленье душ и пустота,
Что гложет ум и сердце ноет, –
Кто их излечит, кто прикроет?..
Ты, риза чистая Христа…
15 августа 1857 г.

Усадьба в Овстуге, как и многие другие русские усадьбы, позволила зародиться и взрасти очень многим существенным для национальной культуры явлениям. В 1871 году Мария Фёдоровна Тютчева (в замужестве Бирилёва) открыла в Овстуге образцовое училище для крестьянских детей. Скольким талантам помогла раскрыться эта школа! В ней обучали не только письму и чтению, но и основам искусств и ремесел – от простых, незатейливых до художественных. В Овстуге радовали своими творениями крепостные мастера, нередко выполнявшие заказы владельцев усадьбы на усадебные постройки, живописные портреты чад и домочадцев, мебель, посуду – из ценных пород дерева или из лозы, тканые изделия, кружева, вышивки. Да и сама Эрнестина Фёдоровна и ее дочери были искусными мастерицами. Вышивка, выполненная Марией, и сегодня украшает скатерть на одном из столов усадебного дома.

В усадьбе соседки В.М. Фоминой начиналось и археологическое познание страны. Масштабы «усадебной археологии» на территории Брящины всегда были довольно высоки. Владельцы соседних с Овстугом усадеб с энтузиазмом и прилежанием раскопали десятки курганов и древних славянских городищ.

17 августа 1871 года Тютчев был в гостях у В.М. Фоминой в с. Вщиж. Коляска остановилась у древних курганов, на которых стояли каменные подобия крестов, а на одном вырос могучий дуб. Тютчев читал «Историю государства Российского» Н.М. Карамзина и знал про Вщижское удельное княжество. Знаменитый некогда Вщиж был уничтожен татарами, и только древние курганы напоминали о славном и трагическом прошлом этих мест. Вид курганов и дубов навеял Тютчеву мысли и мощные поэтические образы природы, перед вечностью которой кажутся тщетными все человеческие дела и усилия.

От жизни той, что бушевала здесь,
От крови той, что здесь рекой лилась,
Что уцелело, что дошло до нас?
Два-три кургана, видимых поднесь…
Да два-три дуба выросли на них,
Раскинувшись и широко и смело.
Красуются, шумят, – и нет им дела,
Чей прах, чью память роют корни их.
Природа знать не знает о былом,
Ей чужды наши призрачные годы,
И перед ней мы смутно сознаем
Себя самих – лишь грезою природы.

В августе 1871 года Тютчев прощался с овстугской усадьбой навсегда. В последние годы он «будто снова целиком обрел тот мир», где «мыслил и чувствовал впервые». Незадолго до этого в письме к Эрнестине от 19 июля 1868 года поэт с горькой нежностью вспоминал «впечатление полной заброшенности и одиночества, которое неизменно вызывают эти серые избы и тропинки, теряющиеся в полях».

Тютчев покидал Овстуг, а дорога вилась меж рощ и полей, также шумели леса, а на небе светило солнце, крестьяне работали в полях – всё было то же, что и всегда. В нерушимой своей красоте оставалась родная природа, воспетая столь пронзительно и проникновенно. «Все начинается и совершается здесь и продолжается в вечности…».

Музей-заповедник Ф.И. Тютчева «Овстуг» сегодня – одно из самых посещаемых мест на литературной Брянщине. В Овстуге берегут и по крупицам собирают черты ушедшего в прошлое XIX века: это наши духовные ценности, печать истинно самобытного таланта. За годы деятельности музея здесь побывали тысячи и тысячи гостей из самых дальних уголков, чтобы поклониться месту, где родился великий русский поэт Фёдор Иванович Тютчев.

Усадебный дом-музей Ф.И. Тютчева.
Усадебный дом-музей Ф.И. Тютчева.

Когда-то юный отрок именно в родительской усадьбе впервые – потому с недостижимой уже позднее силой и потрясенностью – увидел «небесный свод, горящий славой звездной…», как он писал около 1830 года. Тогда, в начале долгой творческой жизни, он представлял себе нелегкий путь, на котором

… мы плывем, пылающею бездной
со всех сторон окружены.

В конце же пути, через 40 с лишним лет, он написал в Овстуге о «всепоглощающей и миротворной бездне» Вселенной.

Усадебный дом-музей Ф.И. Тютчева. Алая гостиная.
Усадебный дом-музей Ф.И. Тютчева. Алая гостиная.

За многие годы по уютным залам дома-музея прошли самые разные люди. Старые, молодые и совсем юные приходят под его гостеприимный кров, чтобы услышать рассказ о любимом поэте, о чем-то расспросить, поделиться собственными мыслями, а то и просто помолчать…

Усадебный дом-музей Ф.И. Тютчева. Зеленая гостиная.
Усадебный дом-музей Ф.И. Тютчева. Зеленая гостиная.

Как ни странно, но и сегодня дом рождает удивительное чувство открытия – живого дома, не совсем похожего на музей, хоть подлинно тютчевских меморий здесь не так уж много. Но дом буквально дышит поэзией, здесь чувствуется, ощущается дух прошедшей эпохи.

В Овстуге и его окрестностях многое зримо ощущается в тютчевских строках. А строки эти разлиты во всем: в птичьем щебете, шелесте листвы, запахе благоухающей листвы и цветов, а ночью – в таинственном лунном свете. Эта опосредованная, а порой буквальная «пропитанность» творчества Ф.И. Тютчева Овстугом очевидна: узнаваемость пейзажей и быта, местных преданий и легенд.

Вот звучат раскаты «грозы в начале мая», а вот после шумного летнего ливня «неожиданно и ярко, на влажной неба синеве, воздушная воздвиглась арка в своем минутном торжестве!».

О, в этом радужном виденье
Какая нега для очей!
Оно дано нам на мгновенье,
Лови его – лови скорей!
Смотри – оно уж побледнело,
Еще минута, две – и что ж?
Ушла, как то уйдет всецело,
Чем ты и дышишь и живешь.
5 августа 1865 г.

Прикосновение к творчеству Ф.И. Тютчева – сегодня доступное каждому посетителю погружение в волшебный мир поэзии. Любование его усадьбой общедоступно, познание неисчерпаемо так же, как непознаваем в своей полноте мир мыслей и чувств одного человека. Можно разобраться в усадебном хозяйстве, архитектурных предпочтениях тютчевской эпохи, особенностях парковой эстетики, но познать до конца весь спектр усадебных отношений во всем богатстве их культурных смыслов, свойственных эпохе и конкретному человеку, нам, по-видимому, никогда не дано.

Усадебный дом-музей Ф.И. Тютчева. Мюнхенский зал.
Усадебный дом-музей Ф.И. Тютчева. Мюнхенский зал.

Сохранение мира усадьбы как мира родного дома и детства одного из самых тонких и проникновенных лириков – задача не из легких, но музей-заповедник многое делает в этом направлении. Даже беглое знакомство с домом, парком дает представление о том, что здесь сохранялись традиции семьи и рода, культура дворянская и крестьянская, культура города и провинции, России и Запада. Это эхо старой России, здесь содержатся прозрения о судьбах русской культуры и ее самобытного представителя Ф.И. Тютчева, вышедшего из дворянского усадебного гнезда.

Фрагмент экспозиции дома-музея. Кабинет.
Фрагмент экспозиции дома-музея. Кабинет.

Особую роль в большом доме играет кабинет, восстановленный по старым планам. Он разделен полуколоннами на две части – зону рабочую и зону для отдыха. В кабинете, как и раньше, стоит шкаф с книгами, которые читали все члены семьи. Тютчев однажды пошутил, что библиотека в Овстуге «вторая по богатству в Европе». Из Овстуга он писал жене: «Я пишу тебе в кабинете отца – в той самой комнате, где он скончался. Рядом его спальня, в которую он уже больше не войдет, позади меня стоит угловой диван, на него он лег, чтобы больше уже не встать. Стены увешаны старыми, с детства столь знакомыми портретами – они гораздо менее состарились, нежели я». Зеленая гостиная, получившая свое название по цвету обоев и обивки мебели, является одной из четырех комнат в северной анфиладе дома. Интерьер ее, украшенный большим зеркалом, имеет характер будуара. Из гостиной есть выход в парк.

Фрагмент экспозиции дома-музея. Кабинет.
Фрагмент экспозиции дома-музея. Кабинет.

Центральное место в экспозиции занимает портрет Эрнестины Тютчевой (копия с портрета работы Дюрка 1840 г.) В письме к брату Карлу она писала:

«Я благодарю Бога за то, что он вселил в мою душу твердое и непоколебимое решение приехать в эту страну, которая мне нравится несравненно более, чем Германия».

На втором этаже будуар Эрнестины Федоровны, которая много времени проводила в Овстуге. «Я люблю русскую деревню; эти обширные равнины, вздувающиеся точно широкие морские волны, это беспредельное пространство, которое невозможно охватить взглядом, – все это исполнено величия и бесконечной печали… в этой глуши я чувствую себя спокойно и безмятежно», – писала она 5 июля 1852 года.

Фрагмент экспозиции дома-музея. Будуар Эрнестины.
Фрагмент экспозиции дома-музея. Будуар Эрнестины.

Здесь находились письменный стол, столик для женской работы, низкие кресла, диван и тумбочка-подставка. Растения и цветы создавали лучшее украшение комнаты, придавали ей легкость и уют. В шкафу содержалась избранная дамская библиотека, а книжные новинки размещались на этажерке. Ширма закрывала от нескромных глаз уголок для отдыха. В то время она занимала прочное место в интерьере, отделяя часть будуара от остального его пространства. На письменном столе Эрнестины всегда царил строгий порядок. В настольном бюро хранился запас бумаги, чернил и гусиных перьев, над столом – портрет ее брата, Карла Пфеффеля.

Рачительная хозяйка овстугского имения, жена поэта старалась освободить мужа от бытовых проблем, хозяйственных хлопот и суеты. Она сама приобретала имения в Брянском уезде, следила за работой лесопильни, контролировала деятельность управляющего, продавала участки леса, сдавала в аренду сахарный завод.

Внутреннее убранство комнаты Марии, младшей дочери, составляют предметы разных эпох и стилей: комод с зеркалом, мягкие стулья, швейная машинка, столик для рукоделия, кровать. Мебель расставлена свободно, как бы небрежно, образуя «уголки», создавая своеобразный уют и теплоту.

Зеркала были непременной частью декора интерьеров XIX века. Они создавали иллюзию глубины пространства, подчеркивали роскошь нарядной отделки, придавали праздничность и увеличивали освещение. Для дамских комнат той поры характерно обилие зелени и цветущих растений в кадках, на полочках, на жардиньерке…

Фотографии Марии и ее супруга Н.А. Бирилева размещены над мемориальными предметами. На тютчевском столе – дорожная шкатулка для письменных принадлежностей, ажурная салфетка, синяя керосиновая лампа.

В углу на круглом столике – скатерть, выполненная Марией по канве в 1871 году, а над ней икона Казанской Божьей Матери.

Из окон комнаты Марии открывается дивная панорама парка и округи. Здесь она чувствовала себя нужной не только своей семье, но и местным жителям, особенно детям.

Музей-заповедник Ф.И. Тютчева – место, где хочется побывать хотя бы раз, а потом вернуться сюда снова и снова: неспешно пройти по залам и гостиным большого дома, побродить по дорожкам парка, освободиться от суетного и лишнего, ощутить, какими глубокими корнями связаны мы все со своей родиной. «Вот где могучий зародыш новой России и лучшее ручательство ее будущности». Значимость этих слов Тютчева по-особому открывается в Овстуге.

Усадебный дом-музей Ф.И. Тютчева. Фрагмент музейной экспозиции.
Усадебный дом-музей Ф.И. Тютчева. Фрагмент музейной экспозиции.

Самые прекрасные и самые глубокие стихотворения родились здесь. Музей-заповедник имеет реальную возможность воссоздать атмосферу ушедшего времени и реализует ее максимально, привязывая свои проекты к пространству, интерьеру. Тютчевские праздники поэзии, музыкально-литературные вечера, встречи с участием поэтов, литературоведов, писателей, актеров и музыкантов, занятия в воскрес- ной школе, фольклорные и народные праздники, театрализованные экскурсии, дипломатические рауты и салоны, специально подготовленные программы, творческие конкурсы – далеко не полный перечень событий в жизни музея. Погружение в бытовую и духовную жизнь тютчевской поры позволяет прикоснуться к ушедшему времени. Выставки, тематические видеофильмы, научные конференции, Гамолинские чтения, исследовательская работа, сотрудничество с крупными музейными сообществами – это стремление сохранить благодарную память о великой истории России, об одном из самых благодатных и притягательных ее мест.

Усадебный парк. Первый памятник Ф.И. Тютчеву в Овстуге (1961 г.)
Усадебный парк. Первый памятник Ф.И. Тютчеву в Овстуге (1961 г.)
Памятник-надгробие на месте захоронения отца поэта И.Н. Тютчева (воссоздан в 2003 г.)
Памятник-надгробие на месте захоронения отца поэта И.Н. Тютчева (воссоздан в 2003 г.)

Н. Г. Дебольская. Статья публикуется по книге "Дворянские усадьбы Брянского края: из истории культурного наследия Брянщины": в 2-х т. Т. 1/ гл. ред.: А.В. Городков. – Брянск: Буквица, 2018. – 376 с.