Найти в Дзене
CinemaLink

Обзор на фильм «Достать ножи»- Игра в кошки-мышки с юмором и стилем

Харлан Тромби, известный писатель, празднует свой 85-й день рождения. На следующее утро его находят мертвым в постели. Все указывает на самоубийство, и семья уже делит наследство, но один из членов семьи, не веря в добровольность смерти Харлана, тайком обращается к детективу Бенуа Бланку (замечательный Дэниел Крейг). Бланк, поговорив с семьей, берет себе в помощницы сиделку Харлана, Марту (очаровательная Ана де Армас), у которой есть необычный дар: она физически не переносит ложь, ее тошнит от лжи.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Пока фанаты “Звёздных войн” продолжают критиковать Райана Джонсона за “Последних джедаев”, он уходит от крупных франшиз и возвращается к своим корням, к “пост-/метамодернистским забавам”. “Достать ножи” - это продолжение его “Братьев Блум” и, частично, “Кирпича”. Эти фильмы переосмысливают устаревшие жанры, предлагая новый взгляд. “Кирпич” - это нуар в школьной среде. “Братья Блум” - это авантюрный роман, но в современном мире. “Достать ножи” - то же самое: детективная история в стиле старых романов, но с современным ощущением.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Бенуа Бланк, детектив в твидовом пиджаке, словно южный Эркюль Пуаро, расследует убийство в старинном доме. Джонсон вплетает в сценарий шутки про Трампа, SJW и интернет-нацистов, что могло бы превратить фильм в неловкий политический манифест, но он делает это с тактичностью, оставляя резкие темы лишь для кратковременных шуток. Главной темой становится упадок “старой Америки”, которую Голливуд постоянно хочет похоронить, но она снова и снова возвращается к жизни, только чтобы быть убитой постмодернистской иронией. “Достать ножи” напоминает “Прочь” - детективная история о той же теме, но в другом жанре.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

“Достать ножи” - это не совсем классический детектив, как “Прочь” - не совсем хоррор. Убийство показывают сразу, и дальше мы наблюдаем не за расследованием, а за сиделкой, пытающейся спрятать улики от детектив. Сюжетный твист будет, и Бланк произнесет финальную речь, как в романах Агаты Кристи, но фокус не на загадке и не на гениальном детективе, а на конфликте между сиделкой и богатой семьей. Семья, которая взяла ее к себе, не совсем ее приняла.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

В “Достать ножи” Джонсон затрагивает еще одну тему, более культурологическую. Фильм разворачивается вокруг смерти писателя-детектива, словно внутри одной из его неизданных книг. В убийстве используются артефакты из его вымышленных историй. Искусство копирует жизнь, жизнь копирует искусство, а искусство не копирует ничего. Джонсон задает вопрос о взаимоотношениях мифа и реальности. Он уже затрагивал его в “Братьях Блум”, но там тема была слишком растянута. В “Достать ножи” она превращается в остроумную шутку о привилегиях белых.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, оставляйте комментарии!

С уважением канал CinemaLink!