Харлан Тромби, известный писатель, празднует свой 85-й день рождения. На следующее утро его находят мертвым в постели. Все указывает на самоубийство, и семья уже делит наследство, но один из членов семьи, не веря в добровольность смерти Харлана, тайком обращается к детективу Бенуа Бланку (замечательный Дэниел Крейг). Бланк, поговорив с семьей, берет себе в помощницы сиделку Харлана, Марту (очаровательная Ана де Армас), у которой есть необычный дар: она физически не переносит ложь, ее тошнит от лжи.
Пока фанаты “Звёздных войн” продолжают критиковать Райана Джонсона за “Последних джедаев”, он уходит от крупных франшиз и возвращается к своим корням, к “пост-/метамодернистским забавам”. “Достать ножи” - это продолжение его “Братьев Блум” и, частично, “Кирпича”. Эти фильмы переосмысливают устаревшие жанры, предлагая новый взгляд. “Кирпич” - это нуар в школьной среде. “Братья Блум” - это авантюрный роман, но в современном мире. “Достать ножи” - то же самое: детективная история в стиле старых романов, но с современным ощущением.
Бенуа Бланк, детектив в твидовом пиджаке, словно южный Эркюль Пуаро, расследует убийство в старинном доме. Джонсон вплетает в сценарий шутки про Трампа, SJW и интернет-нацистов, что могло бы превратить фильм в неловкий политический манифест, но он делает это с тактичностью, оставляя резкие темы лишь для кратковременных шуток. Главной темой становится упадок “старой Америки”, которую Голливуд постоянно хочет похоронить, но она снова и снова возвращается к жизни, только чтобы быть убитой постмодернистской иронией. “Достать ножи” напоминает “Прочь” - детективная история о той же теме, но в другом жанре.
“Достать ножи” - это не совсем классический детектив, как “Прочь” - не совсем хоррор. Убийство показывают сразу, и дальше мы наблюдаем не за расследованием, а за сиделкой, пытающейся спрятать улики от детектив. Сюжетный твист будет, и Бланк произнесет финальную речь, как в романах Агаты Кристи, но фокус не на загадке и не на гениальном детективе, а на конфликте между сиделкой и богатой семьей. Семья, которая взяла ее к себе, не совсем ее приняла.
В “Достать ножи” Джонсон затрагивает еще одну тему, более культурологическую. Фильм разворачивается вокруг смерти писателя-детектива, словно внутри одной из его неизданных книг. В убийстве используются артефакты из его вымышленных историй. Искусство копирует жизнь, жизнь копирует искусство, а искусство не копирует ничего. Джонсон задает вопрос о взаимоотношениях мифа и реальности. Он уже затрагивал его в “Братьях Блум”, но там тема была слишком растянута. В “Достать ножи” она превращается в остроумную шутку о привилегиях белых.
Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, оставляйте комментарии!
С уважением канал CinemaLink!