Как порой бывает обманчива внешность. Долгие годы я любовалась одним монастырём в Суздале со смотровой площадки.
Такой живописный вид открывается на Покровский монастырь с левого берега реки Каменки.
Монастырь был основан в 1364 году при князе Дмитрии Константиновиче (правнуке младшего брата Александра Невского). В этом году мы впервые были в Суздале с ночёвкой и сразу отправились в монастырь.
Меня так покорил Покровский собор (1510-1518)! Такое резное белоснежное облако. Рай на земле может выглядеть так.
Спокойная, тихая обитель, которая так и располагает к общению с Богом. И как же я удивилась, когда узнала историю монастыря. Более ста лет монастырь был самой настоящей тюрьмой для неугодных царских и княжеских жен..
Покровский собор был построен при Василии Третьем и как только он был построен, его взяла под патронаж супруга князя Соломония Юрьевна Сабурова. У пары не было детей и тогда создали прецедент княжеской семейной жизни.
В 1525 году с одобрения митрополита Даниила Василий III развёлся с Соломонией Подобный развод с насильственной ссылкой жены в монастырь не имел в то время места в истории Руси.
Так Соломонию насильно постригли в монахини и отправили доживать свой век как раз в Покровский монастырь.
Много знатных девиц было сослано в монастырь, но я в своей статье расскажу только о царских жёнах, невестках и дочерях. Следующей неугодной женой стала Анна Григорьевна Васильчикова, которая была пятой супругой Ивана Грозного. Брак был недолгим.
Скрынников пишет: «Пятый брак был абсолютно незаконен, и потому свадьбу играли не по царскому чину. На свадьбе отсутствовали великие бояре, руководители думы. На брачный пир пригласили немногих „ближних людей“
И уже через год Анну отправили в Суздаль.
Сюда же Иоанн Васильевич отправил первую жену царевича Ивана Евдокию Богдановну Сабурову.
Евдокия Богдановна жила в Покровском монастыре как привилегированная особа. Она имела свои вотчины: село Бережок, село Быково с деревнями и бортными угодьями, рыбными ловами и бобровыми гонами. Кроме того, имела свой келий, штат служителей и приказного человека Ивана Прошина.
А через четыре года к ней присоединилась вторая жена царевича Феодосия Михайловна Соловая.
После многих мытарств и злоключений в Покровском монастыре оказалась Ксения, дочь Бориса Годунова. Честно, я не знала, что девушка была пять месяцев невольницей у Лжедмитрия.
Сплачетца на Москве царевна:
«Ох-те мне молоды горевати,
что едет к Москве изменникъ,
ино Гриша Отрепьев рострига,
что хочет меня полонити,
а полонив меня, хочет постритчи,
чернеческой чин наложити! (Отрывок из Первый плач царевны Ксении Борисовны Годуновой, Из сборника «Песни, записанные для Ричарда Джемса в 1619—1620 годах»
Самой известной узницей монастыря стала первая жена Петра Великого. Хотя, на какое-то время она даже смогла найти женское счастье в Суздале. Причем царицу не просто насильно заставили принять постриг, но даже денег на её содержание не выделили. И царице приходилось попрошайничать у родственников:
«Здесь ведь ничего нет: всё гнилое. Хоть я вам и прискушна, да что же делать. Покамест жива, пожалуйста, поите, да кормите, да одевайте, нищую»
Но через полгода жизни монашкой она покинула монастырь. Поселилась рядом и жила, как мирянка.
Из признательного письма Евдокии к Петру: «Всемилостивейший государь! В прошлых годах, а в котором не упомню, по обещанию своему пострижена я была в суздальском Покровском монастыре в старицы и наречено мне было имя Елена. И по пострижению в иноческом платье ходила с полгода; и, не восхотя быть инокою, оставя монашество и скинув платье, жила в том монастыре скрытно, под видом иночества, мирянкою…»
Вот я только не понимаю, как ей это удалось сделать? Наверняка, и до неё были те, кто хотел скинуть монашеское одеяние, но за этим строго следили всегда. А Евдокия не просто стала мирянкой снова, но и завела роман с майором Степаном Глебовым. Но дальнейшая их история к Покровскому монастырю отношения не имеет. Да и мне пора закругляться.
Другие рассказы о Золотом Кольце тут