Известную всем волгодонцам башню Цимлянской ГЭС мог венчать огромный шпиль, высотой до 30 метров.
Волгодонцы хорошо знают характерный силуэт Цимлянской ГЭС с потрясающе красивой башней. Издалека ее можно принять просто за декоративное украшение станции. Но это не так.
В Цимлянском гидроузле все продумано, даже если то или иное здание или сооружение выглядит как художественный элемент. Арка над шлюзом №14 скрывает аварийный затвор, который должен перекрыть поток воды в случае повреждения ворот шлюза. Казаки на следующем шлюзе №15 стоят на крыше башен управления работы гидротехнического сооружения.
Башня рыбоподъемника является центром всего архитектурного комплекса Цимлянской ГЭС, который придает характерный облик всему ансамблю гидроузла. Башня выполняет двоякую роль: лифта для перебрасывания рыбы и художественного элемента. В ее нижних этажах находится огромный лифт-шлюз, по которому рыба во время нереста должны была попадать из Дона водохранилище. Одновременно башня является самым главным архитектурным элементом, который объединяет сооружение плотины и ГЭС в единый комплекс и в то же время дает воспринимать их как два взаимосвязанных, но самостоятельных элемента.
Рыбоподъемник проектировали для пропуска из Дона в водохранилище особо ценных осетровых и других пород рыб, которые в период весеннего нереста поднимаются вверх по реке. Рыбоподъемник разместили между зданием самой ГЭС и водосливной плотиной с шандорами. В паре с рыбоподъемником работала и пятая, самая маломощная турбина ГЭС с установленной мощностью всего 4 МВт.
Специальный вертикальный шлюз для подъема рыбы требовал сооружения высокой подбашенной конструкции, которая и превратилась в башню. В упрощенном виде работа рыбоподъемника выглядит следующим образом. Поднимающуюся против течения вверх по реке рыбу приманивает поток воды из рыбоподъемника. Рыба заплывает в низовой лоток (он находится на выдвинутом в акватории Дона пирсе). Через некоторое время лоток закрывается сеткой, которая начинает оттеснять рыбу к шлюзу. Как только сетка полностью закрывает вход в шлюз, его затвор опускается, отделяя наполненную рыбой камеру от Дона. Теперь вверх вместе с рыбой начинает двигаться т.н. подъемная сетка. До достижения уровня водохранилища движение сетки останавливается и рыба уплывает в Цимлу. Цикл такого шлюзования «рыбы» должен был занимать около 40 минут.
Правда на деле эффективность рыбоподъемника оказалась намного ниже и осуществить полноценный пропуск осетров и других видов рыбы в силу разных причин не удалось. А сооружение ниже Волгодонска по течению Дона в 70-80-е годы Константиновского и Николаевского гидроузлов вообще погубило нерестовый ход рыбы. Но рыбоподъемник остался как башня, построенная над ним.
Шестидесятиметровая башня рыбоподъемника почти на две трети высоты оставлена гладкой, и лишь небольшие двери, ведущие на балкончики, прорезают стены. Зато верхняя часть башни имеет выразительный и запоминающийся облик. Четыре четырехколонных портика образуют подобие пьедестала для огромного кованного картуша, выполненного из меди. Башня с картушем на вершине — это корона Цимлы. Без башни здание машинного зала ГЭС теряет свою индивидуальность, превращаясь в общем-то в обычный объект энергетики.
Башня рыбоподъемника притягивает к себе взгляд со всех сторон горизонта. Само здание станции «утоплено» в плотину. Со стороны водохранилища комплекс сооружений ГЭС почти неразличим. Башня же служит настоящим ориентиром для наблюдателя со стороны водохранилища. Со стороны же плотины и долины Дона башня рыбоподъемника разделяет комплекс сооружений гидроузла на две части: водосливную плотину и машинный зал ГЭС. На противоположном правом берегу Дона две небольшие башни по обеим сторонам железной дороги символически фиксирует границу водосливной и насыпной плотины. Такое чередование высотных и линейных элементов делает панораму Цимлянской ГЭС неповторимой и по-настоящему живописной.
Оформление башни рыбоподъемника перекликается с фасадом машинного зала Цимлянской гидроэлектростанции. Стену ГЭС прорезают пять сегментных окон, четыре из которых оформлены в виде двухколонных портиков. Под пятым окном расположены стельные ворота, открывающие проход внутрь гидроэлектростанции.
Техническая часть станции специально маскируется от зрителя. Установленные перед зданием ГЭС трансформаторы скрыты от наблюдателей фигурной решеткой. Машинный зал также скрыт от зрителя. В противоположность ранним проектам гидроэлектростанций, в здании машзала Цимлянской ГЭС отсутствуют крупные панорамные окна, хорошо заметные с улицы. Но удачно найденные пропорции здания машзала и башни делают облик Цимлянской ГЭС выразительным и каноничным с точки зрения законов архитектуры.
Современный облик башни знают все, но во время проектирования станции существовало несколько альтернативных вариантов оформления башни. Некоторые из этих рисунков сохранились в Государственном научно-исследовательском музее архитектуры имени А.В. Щусева в Москве.
Самый интересный вариант представлял установку на месте картуша огромного 30-метрового шпиля, увенчанного, предположительно, гербом СССР. По другому выглядело и навершие башни. Портики исчезали, на их месте появлялась башенка — основание для шпиля, облик которого явно отсылал к церковной гражданской архитектуре 18-19 столетия, яркими представителями которой являются колокольня известного на всю России затопленного Воскресенского собора в Кашине и здание Адмиралтейства со шпилем в Санкт-Петербурге. По углам нижнего яруса вокруг основания шпиля планировалась установка скульптур или дополнительных картушей.
Башня со шпилем в Цимлянской ГЭС обещала быть выше шпиля Адмиралтейства в Санкт-Петербурге, высота главной башни которого составляла 72 метра, из которых 23 метра приходилось на шпиль. На Цимлянской ГЭС высота всей конструкции от уреза воды Дона могла достигнуть 80-90 метров. Получилось бы едва ли не самое высокое на тот момент сооружение в Ростовской области.
К моменту сооружения ГЭС проект был переработан. Шпиль исчез. Считалось, что он нарушает пропорции здания ГЭС, а его сооружение и поддержание потребует излишне больших затрат. Уже в процессе строительства были внесены дополнительные изменения в облике башни без шпиля. Оформление ее верхнего яруса было усложнено. Вместо простых портиков из имитации кирпича (кладка на станах станции является художественной) появились четыре четырехколонных портика. Именно в таком виде мы и знаем станцию.
Последние изменения в облик башни были внесены сравнительно недавно. На ней появилась красно-белая эмблема компании «Лукойл», которая и владеет Цимлянской ГЭС.