#геостратегия
В современном мире морская держава может и должна заниматься контролем не только морских, трансграничных грузоперевозок, но и другими потоками: капиталы, финансы, сырье, товары, материалы, энергия, услуги, информация, население и др. Принципы и подходы контроля едины. В середине XX в. Британия отказалась от статуса морской империи, альтернативой было уничтожение. Она согласилась стать державой, вассалом США (морская империя). Островитянам удалось перестроить свою колониальную систему, получив в ведение второстепенные потоки, контроль которых был неинтересен Штатам.
Лондону позволили даже определять «правила игры» для данных потоков, не подпуская к идущим через США маршрутам. По итогам 2021 г. доля средств, выведенных в подконтрольные Британии офшоры (иностранные «инвесторы» не платят налогов или платят их в разы меньше, чем в своей родной юрисдикции), включая Сингапур и Гонконг, составляла 42,5% . С остальных потоков островитяне также получали свой интерес, будучи штаб-квартирой транснациональных корпораций, инвестиционных банков, страховых компаний и т.д.
Помимо Британии четверть офшорных «инвестиций» мира приходится на «приличные» и «уважаемые» европейские страны (по мере снижения объема): Голландия, Швейцария, Люксембург, Ирландия, Кипр, Бельгия и др., чьи законодательство и налоговая система создают «тихие гавани», поощряя ослабление и подрыв экономики развивающихся стран. Первой в списке этих стран идёт Голландия, которая в XV-XVIII вв. была полноценной морской державой, торговой республикой. Необходимые для развития и усиления ресурсы она тогда получала за счёт взятых под контроль мировых потоков, субъектной политики элит (венецианская партия), передовых технологий, пассионарности населения и «треугольной торговли».
В дальнейшем Нидерланды проиграли конкуренцию Британии и признали это в рамках Вестминстерского мира (1674 г.). В наши дни Голландия продолжает оставаться важным региональным, но не стратегическим элементом глобальной транснациональной инфраструктуры, не более. Порт Роттердам является крупнейшим в Европе (439 млн. т, 2023 г.), а вместе с Антверпен-Брюгге (Бельгия) и Гамбург (Германия), они формируют основные транспортные ворота Старого континента, будучи частью общего контроля потоков. Южные порты Испании и Италии далеко не так влиятельны.
В условиях мировой катастрофы и распада мир-системы Pax Americana возникает вопрос какова судьба Голландии, есть ли у неё шансы вновь стать влиятельной морской державой, контролирующей хотя бы часть потоков. Площадь и население Нидерландов (41,5 тыс. км² и 17,9 млн. чел.) немного меньше, чем г. Москва и Московская область в сумме. Экономика сверхоткрытая, доля импорта к ВВП – 47%, экспорта – 53%, товарные группы совпадают, индустриальная экономика минимальна, по большей части для поддержания инфраструктуры (энергетика, химия).
Сельское хозяйство является важной частью экономики и культуры, демонстрируя индустриально-аграрный подход, высочайшую урожайность, акцент на высоко маржинальные, разнообразные культуры, небольшие фермы и др., как альтернатива монокультурным латифундиям. В рамках глобального мира, подобная специализация обоснована, но для периода кризиса и необходимости самообеспечения, нужны и массовые культуры (зерновые, картофель и др.). Голландия является рекордсменом по использованию минеральных удобрений и других технологий интенсификации и повышения урожайности на единицу площади, показывая, что при таких подходах планета может спокойно прокормить многократно больше населения, чем есть в настоящее время.
Если же смотреть в целом, то основной доход страны формируется за счёт обслуживания транзитных потоков из / в ЕС, создания выгодных и комфортных условий для легализации прибыли ТНК. Сельское хозяйство и добыча природного газа – приятное дополнение, попытка диверсификации, сохранения традиционного хозяйствования и не более (задействовано около 1% населения). В условиях распада связанности, практически вся экономика Голландии сожмётся, вслед за снижением потоков.
Для превращения в полноценную морскую державу стране необходимо взять значимые и важные для других стран и игроков потоки под свой контроль, сформировать и заставлять других соблюдать «правила игры», контролировать стратегические элементы инфраструктуры и др. Всё это требует ресурсов и сил, которых у ставшей большим портом страны нет и не будет. Принципиальная и стратегическая разница между Голландией, Сингапуром и Гонконгом не такая большая, но перспективы разные. Из-за краха и превращения Европы в периферию, узкоспециализированные страны перестанут быть нужны, подобно Прибалтике после утраты Россией интереса к её портам.
Помимо отсутствия потоков и маршрутов, которые Голландия могла бы взять под контроль, на ее территории ничего нет, а до чужого не дотянуться, важно не забывать про необходимость источника сверхприбыли, который является обязательным для устойчивости морских держав. Центром финансовой системы / эмиссионным центром стать не получится, а криминальные мировые потоки взяты под контроль Кластером транснациональных картелей из Латинской Америки (часть будущей Ибероамерики). Никому другому просто нет места, для формирования аналога «треугольной торговли».
И, да, море состоит из капель, протестантские страны Бенилюкс и Скандинавия оказались замечательным местом для разрушения культуры, традиций, разрешения наркотиков и перверсий, слово пассионарность здесь оксюморон...))
Автор отвечает на комментарии в телеграмме, постоянный адрес заметки: https://t.me/geostrategrus/3867
#АндрейШкольников #стратегия #геостратегия #геостратег #Андрей #Школьников #ШкольниковАндрей