Найти тему
Елена Беган

Эльбрус летом. Плюсы и минусы летнего отдыха.

В Кавказские горы я влюбилась более пяти лет назад, когда впервые поехала с мужем в экскурсионную поездку по Сочи. С тех пор мы посетили Гуамку, Домбай и Архыз, но хотелось больше впечатлений. Я мечтала стоять у подножья двуглавого Эльбруса и смотреть на его заснеженные вершины.

Отдыхая в сентябре на Домбае, мы с мужем внезапно решили, что едем на Эльбрус. Уже на следующее утро мы мчались навстречу горному чуду - самой высокой вершине России и Европы. Наша дорога проходила через многочисленные горные поселения, каждый новый поворот одаривал великолепным и неповторимым пейзажем горного хребта.

-2

Самая живописная часть дороги на Эльбрус начинается после поворота с трассы перед населенным пунктом Баксан. Проехали через город Тырныауз, в котором в 80-е года было крупное предприятие цветной металлургии.

-3

При въезде в в село Верхний Баксан стоит монумент покорителям Эльбруса

-4

Приехали мы около семи часов вечера, в это время в горах уже были сумерки. Заселились в отель "Вираж", который находится в 60 метрах от поляны Азау. Вид с окна невероятный.

-5

Предварительно изучила цены на отели, стоимость за ночь в диапазоне от 2500 до 10000р. Но....это не сезон, который начинается в конце ноября. В сезон цены гораздо выше.

При заселении столкнулись с первой проблемой - где поесть? Кафе при гостинице работало только на продажу алкогольных напитков. Поехали с мужем на поиски магазинов. Их, к сожалению, оказалось очень мало и большинство из них были закрыты. Небольшие открытые магазинчики при отелях имели очень скудный ассортимент - полуфабрикаты с сомнительным сроком хранения и продукты быстрого приготовления, ни хлебной, ни молочной продукции мы не нашли. Вернувшись в отель поужинали собственными запасами.

На утро мы пошли на подъемники. Местные нас предупредили, что увидеть Эльбрус - большая удача. Все дело в том, что очень часто его вершину окутывает густой туман.

-6

На поляне Азау двигаются две станции канатных дорог: старая маятниковая "Эльбрус 1" и новая гондольная дорога "Эльбрус". Мы выбрали старую дорогу, потому что хотели как можно дольше насладиться окружающей нас красотой.

-7

Подъем занял 15 минут. Мы поднялись на высоту 3000м. к станции "Мир".

-8

На этой высоте у меня стала кружиться голова, а от нехватки воздуха я стала задыхаться. Началась паника. Хотели спуститься вниз, но наше внимание привлек Музей боевой славы защитников Эльбруса.

-9

Заплатили по 200р и послушали интересный рассказ о защите кавказских перевалов в годы Великой Отечественной войны. Помещение музея маленькое с советским ремонтом. Местным властям следовало бы выделить финансирование на его содержание, иначе уже через пару лет все исторические артефакты придут в негодность.

Спустя час, я уже восстановила дыхание и решили ехать выше, но подойдя к подъемнику наша уверенность испарилась.

-10

Однокресельный подъемник очень старый и ржавый. Я боялась ехать, но Эльбрус манил. Мысленно помолившись, я села в кресло, которое под моим небольшим весом безжалостно заскрипело. Началось движение. Ветер качал кресло из стороны в сторону, оно скрипело. Я взглянула вниз. Подо мной были замерзшие озера и огромные остроконечные камни, а впереди двуглавый Эльбрус. Через 12 минут пытка закончилась и мы оказались на высоте 3800м.

-11

На станции "Гора- Баши" находится высокогорная турбаза "Бочки". Там проходят акклиматизацию туристы перед восхождением на Эльбрус. Турбаза не вдохновила. Внешне бочки похожи на большие железные банки из-под газированных напитков, ржавые с облупившейся краской. Не знаю насколько они оборудованы внутри, но внешне не привлекают внимание.

-12

К сожалению, на верхней площадки мы не нашли ни одного оборудованного туалета. На территории станции активно идет строительство, надеемся, что к началу сезона здесь будет более комфортно.

К станции "Приют 11" мы не поднимались из-за высотной болезни. На высоту 4200 можно добраться на ратраках. Все они частные, поэтому стоимость колеблется от 2000-5000р.

Спускались вниз все той же старой канатной дорогой. Не смотря на многочисленные минусы Эльбрус наградил нас невероятными пейзажами в которых удивительным образом сочетались зеленая трава, снег, солнце, водопады.

От поляны Азау прогулялись по небольшой эко тропе к водопаду Азау. Дорога пересекает пихтовый и березовый леса и идет вдоль берега реки Баксан.

-13

Спустя минут 20-30 подошли к водопаду. Он был полноводным, благодаря таянию ледников.

-14

Сделав яркие фотографии хотели пройти за водопад, но нас остановила охрана. За водопадом была пограничная зона. Вдоволь нагулявшись, вернулись в отель.

На следующий день нас ожидало не менее захватывающее мини путешествие по ущелью Адыл Су.

Ущелье находится неподалеку от с. Эльбрус. Указателей нет, поэтому мы обратились за помощью к местным жителям. Нам подсказали, чтоб проехать по ущелью нужно придерживаться указателя альп-лагерь Шхельда. 1,5 км мы ехали по хорошо асфальтированной дороге, но потом по сплошному бездорожью. Оказывается в 2017 году в ущелье сошла большая сель, которая уничтожила дороги, строения и мосты.

-15

Последствия катастрофы до их пор не устранили. В устье реки Адыл Су лежат машины, которые унесло течение.

-16

Ущелье очень живописное, в начале на его склонах преобладают хвойные леса, но поднимаясь выше можно увидеть величественные вершины гор 4-тысячников. Дорога легким серпантином уходила вверх и становилась все более опасной. Было принято решение идти дальше пешком. Незаметно лес сменился альпийскими лугами и кустами шиповника, русло реки шире. Мы дошли до поляны Улыбка Шхельды.

-17

Погуляли по галечной отмели, называемой Золотой пляж и полюбовались языком ледника Шхельда и соседними вершинами. Дорога шла выше, но мы вернулись к машине, потому что планировали посетить сегодня еще одно замечательное место.

Гора Чегет высотой 3761 м. находится в национальном парке "Приэльбрусье". На гору ведет множество эко маршрутов и функционирует канатная дорога, торжественное открытие которой состоялось 9 февраля 1963.

-18

На станции "Поляна Чегет" мы воспользовались парнокресельной канаткой и наслаждались прекрасными видами на протяжении 20 минут. Лесистый склон постепенно сменился альпийскими лугами, а потом стал более суровым и скалистым. Поднявшись на высоту 2750 к станции кафе "Ай" мы не торопились подниматься выше.

-19

Дело в том, что летом канатная дорога работает до 16-00, а хотелось прогуляться и осмотреть окрестности, оставив подъем на вершину для следующего нашего посещения.

На станции открывается бескрайняя красота горного Приэльбрусья.

По склонам виднеются многочисленные водопады. спустившись немного ниже станции, увидели указатель к озеру Донгуз-Орун.

-20

Оно образовано ледниками и меняет цвет в зависимости от сезона. Весь маршрут занимает около трех часов. Мы немного прогулялись по тропе, которая шла по горизонтальному склону горы Чегет. Весь путь к вершине нас сопровождала знаменитая "Семерка. Это невероятной красоты ледник. На склоне которого отчетливо виднеется цифра семь.

-21

Через час перед нашим взором возникло озеро

-22

. Необычный цвет так и манил спуститься вниз, но оставалось мало времени и нужно было возвращаться к канатной дороге.

Мы приехали в отель, уставшие и полные эмоций. Эльбрус и его окрестности оставили неизгладимое впечатление. Два дня было очень мало, чтобы полностью насладиться этим невероятным краем.

Из плюсов хотелось бы отметить:

- прекрасное дорожное полотно. Несмотря на суровый климат, дорога идеальна.

- доступные цены на жилье.

- дешевые цены на сувенирную продукцию

- приемлемые цены на канатную дорогу

- бесподобные пейзажи и дружелюбное мирное население.

Из минусов:

- плохо развитая инфраструктура. Мало магазинов и почти отсутствие пунктов общественного питания.

- ветхое состояние отдельных участков канатной дороги,

- отсутствие на станциях уборных

- отсутствие такси и парковки.

На развитие курорта в период с 2024 по 2026 год планируется вложить 14,5 миллиарда рублей бюджетных средств на развитие инфраструктуры, кроме того резидентами свободной экономической зоны будет вложено порядка 39 миллионов рублей в гостиничные комплексы, места досуга, расширения зоны катания и развитие экотроп. Одной из таких троп будет Тропа Победы- по местам ожесточенных боев за Эльбрус в период Великой Отечественной войны.

Мы очень надеемся, что через несколько лет курорт "Эльбрус" станет горной жемчужиной не только в России, но и странах ближнего и дальнего зарубежья.

Обязательно вернемся на Эльбрус и поднимемся на те вершины, на которые не успели подняться. Свою статью хочу завершить словами В. Высоцкого "Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал".