Автор: Джастин Вайнберг
«Академическая кривая Великого Гэтсби» описывает положительную корреляцию между «неравенством доходов» и «межпоколенческой устойчивостью дохода» (отсутствием мобильности доходов). Академическая кривая Великого Гэтсби относится к положительной корреляции между академическим неравенством и межпоколенческой устойчивостью.
Существование и масштаб академической кривой Великого Гэтсби являются предметом нового исследования Е Сана, Фабио Каччиоли, Сяньчэна Ли и Джакомо Ливана, опубликованного в журнале Journal of the Royal Society Interface.
Авторы считают, что «академическое неравенство» относится к «неравномерному распределению возможностей и академического влияния», операционализированному с точки зрения объема цитирований, а «межпоколенческая устойчивость» — к «влиянию, которое статус наставника может оказывать на академические успехи его подопечных». Последнее качество определяется путем измерения «сходства между позициями наставников и их подопечных в рейтингах влияния их дисциплины: чем выше корреляция ранг-ранг, тем больше научное влияние подопечного коррелирует с влиянием их наставника, тем выше межпоколенческая устойчивость».
Они проанализировали данные о более чем 300 000 ученых по 22 дисциплинам, которые в общей сложности опубликовали около 10 миллионов статей в период с 2000 по 2013 год, и обнаружили, что академическая кривая Великого Гэтсби действительно существует. Они также обнаружили, что, по их меркам, как академическое неравенство, так и академическая межпоколенческая устойчивость росли в течение изучаемого периода.
Разбивка корреляции по дисциплинам обнаруживает ее в философии, которая, согласно исследованию, имеет как наибольшее академическое неравенство, так и наименьшую академическую мобильность:
Один из выводов, к которому пришли исследователи, заключается в том, что «академическое влияние — количественно выраженное в цитированиях — в некоторой степени наследуется. Таким образом, библиометрические показатели на основе цитирования следует использовать с осторожностью при оценке результатов работы ученых».
Они также комментируют аналогичную основу своего исследования и его ограничения:
Мы обнаружили, что академическая среда не застрахована от феномена межпоколенческой устойчивости, который широко документирован в социальных науках в таких измерениях, как доход, богатство и профессия. Мы исследовали межпоколенческую академическую устойчивость, сопоставляя академических наставников и подопечных с родителями и детьми, а академическое влияние (измеренное с помощью цитирований) с доходом. Устойчивость дохода через генеалогические поколения и устойчивость влияния через академические поколения отражают передачу ресурсов и статуса, и они фиксируют степень, в которой успех одного поколения может зависеть от успеха предыдущего. Однако, хотя и существует четкая аналогия между механизмами, действующими в этих двух контекстах, существуют также очевидные различия. С одной стороны, оба механизма подразумевают наследование сети, будь то социальная, профессиональная или и то, и другое. С другой стороны, передача экономического статуса в значительной степени является механистической, поскольку основана на наследовании богатства. Передача академического статуса вместо этого основана на наследовании нематериальных активов, таких как знания и известность. Кроме того, важное различие заключается в том, что пары наставник-подопечный определяются выбором, сделанным обеими сторонами (в отличие от родителей и детей). Более успешные наставники могут иметь привилегию быть более избирательными в своем выборе подопечных, и наоборот, что приводит к положительной корреляции между их влиянием, даже при отсутствии причинно-следственных связей.
Вы можете ознакомиться с исследованием здесь.